Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. По выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя, рассмотрение основ педагогического мастерства, мастера профессионального обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.90 Кб (Скачать файл)

Письменная инструкция по лабораторно-практической работе может включать:

1. вводную    часть   (тема    и    цели    работы,    необходимый    информационно-теоретический   блок,   перечисление   используемого   оборудования,   принадлежностей, инструментов);

2. содержание хода работы и последовательности действий по ее выполнению;

3. рекомендации по оформлению  результатов.

Лабораторно-практические работы могут  проводится непосредственно при изучении нового материала ( в этом случае они являются часть занятия) или Лабораторно-практические работы могут проводиться непосредственно при изучении нового материала (в этом случае они являются частью занятия) или после изучения соответствующего раздела темы. Решение о времени и целесообразности проведения лабораторно-практической работы принимает мастер производственного обучения.

При выполнении лабораторно-ирактических работ может использоваться следующая методическая последовательность:

  1. организационная часть (контроль явки учащихся и их подготовка к работе);
  2. общее инструктирование (сообщение темы лабораторно-практической работы, ее цели и содержания), краткое повторение (напоминание) вопросов теории, знание которых необходимо для выполнения данной работы;
  3. инструктаж по безопасности труда;

4) расстановка учащихся по рабочим местам и (при необходимости) 
дополнительное инструктирование их;

  1. самостоятельная работа учащихся (ознакомление их с работой и порядком ее выполнения, выполнение работы, наблюдение и контроль мастера за работой, текущий инструктаж, составление отчетов, уборка рабочих мест и сдача оборудования и отчета);
  2. анализ выполнения работы с указанием на типичные ошибки, упущения при выполнении.

По мере приобретения учащимися  знаний, умений и навыков для последующих  лабораторно-практических работ из инструкционных карт постепенно исключаются  отдельные пункты и указания и  ставятся более сложные задачи - самостоятельно выбрать необходимое  оборудование, определить последовательность выполнения работы, подобрать по справочникам требуемые данные и т.д. Такая  методика проведения работ позволяет  не только развивать у учащихся самостоятельность, но и вырабатывает инициативу и творческое отношение к изучаемому материалу. Не во всех учебных программах по производственному  обучению предусмотрены экскурсии  на производство. Но очевидно, что дать учащимся полное представление о  современном производстве, к работе на котором они готовятся, без  его посещения невозможно. Многие вопросы могут быть разъяснены в понятной для учащихся наглядной форме только при непосредственном ознакомлении с определенными предметами в их естественной среде ведь в условиях учебных мастерских не всегда имеются возможности ознакомить учащихся с оборудованием или со способами обработки материалов, которые отражают последние достижения науки и техники. Поэтому экскурсии - достаточно эффективный способ приобщения учащихся к современной технике, технологии и организации-производства.

Экскурсии являются одним из видов  организованных наблюдений за производственными  процессами или объектами под  руководством мастера в цехе, на стройке, на выставке и т.д., т.е. в естественных условиях.

Экскурсии могут иметь различное  назначение в зависимости от целей, ставящихся и разрешаемых при их организации и проведении, и могут быть общеознакомительными и целевыми. В любом случае в методике проведения экскурсии можно выделить следующие основные этапы: подготовка к экскурсии, проведение экскурсии и подведение итогов.

Подготовка экскурсии включает: определение учебных целей, которые  предполагается достичь; выбор места (объекта) экскурсии; определение ее маршрута с обязательным совместным решением с представителем производства обеспечении безопасности передвижения учащихся по территории и при размещении внутри цеха. Естественно, сами обучаемое должны быть ознакомлены с правилами поведения во время экскурсии.

В проведении экскурсии важную роль играет экскурсовод. Хорошо, если это  сам мастер, но иногда он оказывается  не подготовленным к разъяснению  всех особенностей конкретного производства, и тогда привлекается работник предприятия.

Методика проведения деловых игр  предполагает соблюдение ряда условий, обеспечение которых имеет решающее значение:

  1. учащиеся должны знать принципиальные игровые правила
  2. игра должна проводиться по заранее подготовленному сценарию;
  3. роли в составе команды должны быть распределены заранее;
  4. началу игры может предшествовать разминка, а вхождение в ситуацию должно быть постепенным.

Опыт показывает, что успех занятия  достигается при создании правдоподобия  представленной ситуации, соответствующего настроя участников игры, умелых действий руководителя в ходе игры.

В распоряжении мастера есть типы занятий, проведение которых может  стать для учащихся источником значительного  познавательного интереса, а самостоятельная  работа при этом - глубоким продуктивным процессом, формирующим интеллект. Естественно, только опыт и знание конкретной ситуации может подсказать мастеру, выбор какого варианта занятия наиболее целесообразен для того или иного  случая.

Дидактические аспекты занятий  производственного обучения

Подготовка будущего специалиста  ставит перед мастером серьезные  задачи по развитию его профессиональной компетентности. Но молодой педагог  должен быть готов к тому, что  ему придется встретиться с неудачами  в своей работе. Чтобы не винить в них только себя или, наоборот, только ту часть обучаемых, которая не усвоила материал, нужно быть знакомым с возможными причинами. В этом случае мастер сможет решить, какую дидактическую направленность следует придать занятиям с такими учащимися.

Вместе с тем все видные дидакты современности единодушны том, что в большинстве случаев многое зависит от наставника. Известно, что в конкретной группе, с одними и теми же учениками одни педагоги добиваются хороших или близких к тому результатов, а другие - неудовлетворительных или удовлетворительных. Следовательно, успехи или неудачи учащихся все же на совести специалиста-педагога. Дидактические задачи проведения занятий по производственному обучению необходимо включать следующее.

  1. С первых занятий молодой мастер должен вырабатывать манеру сообщения материала, способную вызвать значительный интерес, атмосферу коллективного преодоления возникающих трудностей. Это будет возможно, если перед аудиторией ставятся посильные проблемные задачи, подводящие учащихся к поиску решения, вырабатывающие самостоятельность и критичность мышления. Можно просто показать переходную втулку с конусами Морзе, а можно, пояснив принцип «матрешки», подвести учащихся самих к выводу о том, как обеспечивается точность их центрирования.
  2. Следует вырабатывать у себя привычку объяснять материал четкими, ясными, не допускающими  различных толкований доводами.  Давно известно, что чем выше квалификация и интеллект профессионала, тем легче и доступнее он объясняет дилетантам самые сложные вопросы. Умение донести излагаемую сущность до уровня (развития и возраста) аудитории, свободное владение разносторонним показом одного и того же изучаемого элемента не приходит сразу. Однако если молодой мастер старается на каждом занятии решать дидактические задачи именно так, он в конечном итоге достигнет многого.
  3. Молодой педагог должен использовать такие способы контроля и оценки результатов обучения, которые позволяют немедленно выявлять возникающие пробелы в знаниях и умениях каждого ученика.
  4. При проведении инструктажей особенно значимо использование средств наглядности. Совершение мастером методологических ошибок менее вероятно, когда перед учащимися стоит зрительно воспринимаемый образец. Тогда объяснение и используемые при этом термины не входят в противоречие с произвольно воспринимаемым словесным образом, что часто имеет место, когда пытаются описать недоступный наблюдению объект. Самое важное в выработанной привычке к показу то, что учащиеся получают представления, соответствующие действительности, а это не может не оказать положительного влияния на процесс обучения.

Не претендуя на всесторонний охват  дидактических аспектов урока производственного обучения, все же подчеркнем: эффективность работы мастера в значительной степени зависит от него самого. Могут быть несовершенны учебники, перегружены программы, неблагоприятны социально-экономические условия, но не эти факторы главенствуют в обучении профессии. Педагогический успех следует всегда связывать исключительно с личностью наставника, его преобразующим влиянием на судьбы учеников.

Планирование процесса производственного  обучения

Учебный процесс, осуществляемый экспромтом, «по наитию», вряд ли завершится успехом. В работе педагога профессионального  образования огромное значение имеет  четкое планирование будущей деятельности, причем - заблаговременное, до начала учебной  работы.

Определим, что же должен предвидеть (обеспечить в своей работе) мастер производственного обучения.

1. Полное и своевременное выполнение учебного плана и программы 
производственного обучения. Для этого их надо изучить.

2. Подбор учебно-производственных работ по специальности, соответствующих программе. Для этого разрабатывается перечень таких работ.

  1. Мастер должен обеспечить выполнение работы учащимися.
  2. Мастер должен «выдавать» учебный материал по специальности примерно равными долями, лучше в виде блоков-модулей.

Для этого необходимо продумать, как рационально распределить материал, чтобы в органичном единстве объединить учебную и производственную деятельность.

5. Мастеру следует четко знать, что будет выполняться на каждом конкретном занятии по производственному обучению.

Анализ учебного плана и сводно-тематического  плана

Учебный план - нормативный документ, направляющий деятельность профессионального  училища. Он содержит перечень изучаемых  предметов, их распределение по годам  обучения, количество часов на каждый предмет.

Различают следующие виды планов.

Базисный учебный план РФ - основной государственный нормативный документ, являющийся частью Государственного стандарта профессионального образования. Он утверждается Государственной Думой.

На его основе подготавливается утверждаемый федеральным ведомством образования примерный типовой  федеральный учебный план, в котором  определяется степень самостоятельности  региональных органов образования.

Примерные региональные учебные планы, основываясь на государственном  базисном учебном плане, учитывают  утвержденный для данного региона  национально-региональный компонент  стандарта.

Рабочий план училища - учебный план, разработанный для конкретного  образовательного учреждения. Он составляется на основе примерного регионального с учетом конкретной специализации. Рабочий учебный план отражает особенности данного училища и может разрабатываться как на длительный период, так и включать текущие коррективы.

Следует особо отметить, что во всех планах присутствует чрезвычайно  важное для развития дидактики обстоятельство - возможность инвариантности каждой из рассматриваемых структур (включая  и профессиональную составляющую). Впервые опубликованная В.С.Ледневым в 1988 г. идея инвариантной структуры оказалась весьма продуктивной в том плане, что, принимая за основу базовый характер плана для обучения конкретной профессии, она позволяет каждому учебному заведению учесть свои возможности интерпретации с целью дальнейшего его совершенствования.

Таким образом, выделяющиеся в теоретическом  обучении три цикла предметов  — общеобразовательные, политехнические, специальные, а в практическом —  производственное обучение и заводские  практики - могут быть ориентированы  на существенно более высокий  уровень.

Все предметы в учебном плане  располагают так, чтобы обеспечить связь между ними. Время на изучение каждого предмета определено из соображений его важности для профессиональной подготовки. На производственное обучение, которое является основой профессиональной подготовки, отводится более 60 % всего учебного времени.

Мастер производственного обучения должен ознакомиться и учесть распределение  в учебном плане и вообще предметов  обязательного обучения и факультативных - по выбору. Являясь наставником, он не должен ограничиваться интересом  только к профессиональным дисциплинам. Мы уже немало говорили о важности всестороннего развития личности учащегося  и роли мастера в этом процессе.

Перспективно-тематическое планирование и его варианты

Фундамент успеха в любом деле - подготовка. Планирование своей работы и обеспечение деятельности учащихся - основа научной организации процесса обучения.

Мастер знает свою нагрузку на следующий  год еще до конца текущего учебного года - или он продолжает работу со своей  группой на очередном году обучения, или готовится принимать новую  группу. В любом случае у него есть время и возможность спланировать, а по существу «запрограммировать» свою будущую деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения.

Опытные мастера накануне конкретного  занятия проводят только окончательную  отработку и систематизацию материала. Изучение и распределение фактического материала, подготовку материальной базы, подбор наглядных пособий и технических  средств, продумывание приемов и  определение системы упражнений -все эти составляющие работы выполняются заранее, причем подготовка ведется в разрезе всей темы.

Информация о работе Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения