Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 12:20, курсовая работа
В последние десятилетия проблемы воспитания дефективных детей младшего дошкольного возраста все более привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук. Коррекционно-развивающая помощь дефективным детям младшего дошкольного возраста признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Это подтверждают не только многочисленные научные исследования, но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям младшего дошкольного возраста (Л.А. Зигле, Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.).
Введение
Понятие дефекта в развитии детей. Классификация дефектов
Особенности воспитания детей с различными типами дефектов в условиях специального Дома ребенка
Физическое воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи физического воспитания
Физическое воспитание в раннем детстве
Физическое воспитание в дошкольном возрасте
Умственное воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи умственного воспитания
Средства умственного воспитания
Нравственное воспитание детей с различными типами дефектов
Трудовое воспитание
Нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
Коррекционно-педагогическая работа с дефективными детьми
Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости детей
Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР
Логопедическая работа при речевом недоразвитии
Комплексная работа при ДЦП
Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
Коррекция эмоциональных расстройств
Заключение
Список литературы
Приложения
Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его поведением в различных ситуациях. Используется беседа с ребенком и со взрослым о ребенке, проводится обучающий эксперимент.
Оценивая общение ребенка, обращается внимание на его активность: может ли ребенок поддерживать речевой контакт, является ли инициатором общения, как отвечает на вопросы, задает ли их сам, знает ли стихи, песни и т.д. Оценивается конструктивная деятельность ребенка: может ли сложить узор или сделать постройку из элементов, действует сам или по подражанию, использует ли помощь в работе, справляется ли с разрезными картинками, проявляет ли ребенок познавательный интерес, может ли удерживать внимание, концентрировать его, распределять, переключать, продуктивна ли деятельность ребенка. Эти и ряд других показателей являются информативными для оценки психического и речевого развития ребенка. По каждому разделу обследования в специальной психолого-педагогической литературе приведено большое количество экспериментальных заданий с возрастными эталонами их выполнения и с оценочным анализом возникающих у ребенка затруднений [29,c.312].
При обследовании ребенка используется наглядность разного вида: предметные, фразовые, сюжетные, серийные, парные и другие картинки, материал окружающей обстановки. Используются разные виды игр, так как игра и картинки (наглядность) обеспечивают положительный эмоциональный фон, а значит, и результативность обследования, делая более показательными все реакции ребенка[29,c.315].
Методы и приемы выявления отклонения в развитии ребенка подбираются в соответствии с возрастом и с учетом предполагаемого у ребенка дефекта.
Изучение
ребенка в процессе его обучения
и воспитания существенно отличается
от обследования в условиях психолого-медико-
Учет возрастных и личностных особенностей
ребенка совместными усилиями педагогов
и психологов позволяет не только выявить
имеющиеся у ребенка проблемы, затруднения,
дефекты, но и оценить сохранные стороны
личности, потенциальные возможности
ребенка и опираться именно на них при
отборе содержания и форм воспитания и
обучения. Подходить к каждому ребенку
с оптимистической гипотезой важное условие
сотрудничества специалистов при изучении,
обучении и воспитании ребенка. Психолого-педагогическая
поддержка, психотерапевтический подход
дают ребенку возможность реализовать
себя и активизироваться для решения поставленных
перед ним задач[29,c.319].
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ДЕФЕКТОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОМА РЕБЕНКА
Одной из важных первоначальных задач физического воспитания ребенка является сохранение его здоровья. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии тесно связано с укреплением его здоровья и, прежде всего, нормализацией режима дня.
Особого
внимания требует ребенок с
У детей соматически ослабленных может наблюдаться повышенная истощаемость организма, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность, замедляются психические процессы, отмечаются пассивность и сонливость.
У
детей с отклонениями в развитии
ЦНС ослаблена
Многие дети с отклонениями в развитии отличаются нарушениями в физическом здоровье, восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям. Это связано с недостаточностью иммунной системы, гиподинамией.
Для укрепления здоровья детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях проводят закаливающие мероприятия, включающие воздушные и водные процедуры
Ребенка постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе в любое время года, умыванию прохладной водой.
У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недоразвитие моторной сферы, что отражается на их здоровье, снижает иммунитет организма. Поэтому на развитие произвольных движений и коррекции общей и мелкой моторики акцентируется внимание в процессе их физического воспитания.
Система
физического воспитания детей с
отклонениями в развитии предполагает
организацию педагогически-
Важной задачей физического воспитания таких детей является стимуляция психомоторного развития и коррекция нарушений моторики, укрепление физического и психического здоровья.
Развитие двигательных функций ребенка — сложный процесс, который определяется биосоциальными факторами: созреванием ЦНС и воздействием социальной среды. Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит в период младенчества, когда формируются основные двигательные системы, необходимые для пассивной и активной адаптации ребенка к окружающей среде. Движения ребёнка формируются по принципу гетерохронности: совершенствуется выполнение одних двигательных навыков, а одновременно начинаются осваиваться другие. В ходе сенсомоторного развития возникает возможность дифференциации движений [40,c.39].
Нормальное сенсомоторное развитие составляет основу для полноценного психического развития ребенка.
В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта наблюдается множество отклонений моторной системы в связи с диффузным поражением коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в истощаемости организма, нарушениях соматического здоровья, физическом инфантилизме, нарушении развития произвольных движений, общей и мелкой моторики, нарушениях координации и равновесия, пространственно-временных представлениях [40,c.45].
Стимуляция психомоторного развития является одной из задач физического воспитания. Эта работа проводится с учетом закономерностей нормального моторного развития.
На первом этапе моторного развития (от рождения до 4 месяцев) основной задачей является формирование контроля за положением головы, сенсомоторное развитие, возможности разнообразных движений пальцев рук [38,c.156].
На втором этапе (от 4 до 6 месяцев) необходимо стимулировать манипулятивные действия, а к концу 5-го месяца жизни укреплять выпрямляющие движения для умения сидеть [38,c.157].
На третьем этапе (от 6 до 8 месяцев) необходимо стимулировать моторную активность ребенка, стимулировать ползанье, интенсивно развивать специфические манипуляции [38.c,157].
На четвёртом этапе (от 8 до 12 месяцев) стимулируются координированные движения, развиваются навыки самостоятельной ходьбы, дифференцируются движения пальцев рук [38.c.158]
На пятом этапе моторного развития (от 1 года до 2 лет) качественно совершенствуют навыки самостоятельной ходьбы, уделяя внимание равновесию, развитию манипулятивной и исследовательской деятельности, требующей координированных и дифференцированных движений рук [38,c.158]..
На шестом этапе моторного развития (от 2 до 3 лет) у ребенка стимулируют моторную активность, совершенствуют координацию и равновесие [38,c.158].
Особое внимание в развитии движений необходимо оказывать детям с нарушениями общей и мелкой моторики. Это сопровождается нарушениями речи, отклонениями в интеллектуальном развитии, сенсорными дефекты, двигательными расстройствами.
Важно в процессе стимуляции психомоторного развития следить за формированием правильной осанки. Для предупреждения и преодоления различных нарушений осанки необходимо соблюдать двигательный режим, проводить специальные комплексы упражнений, занятия по лечебной гимнастике. Период раннего и дошкольного возраста является наиболее благоприятным для профилактики нарушений осанки у всех детей с отклонениями в развитии.
Ведущую роль в физическом воспитании у детей с детским церебральным параличом играет массаж, занятия лечебной физкультуры, плавание. В результате у детей нормализуется мышечный тонус, уменьшаются гиперкинезы, повышается моторная активность.
Для формирования двигательной системы важное значение имеет широкое использование сенсорных стимулов: зрительных, слуховых, тактильных.
Физическое воспитание ребенка в возрасте от одного года до трех лет непосредственно связано со стимуляцией психомоторного и сенсорного развития.
Центральной
задачей физического воспитания
детей раннего возраста является
максимальное расширение предметной деятельности
(исследовательской и
Известно,
что многие дети с отклонениями в
развитии в этом возрасте испытывают
специфические трудности в
У детей с отклонениями в развитии замедленно выделение изолированных и дифференцированных действий пальцев рук. Коррекция и развитие мелкой моторики проводится в процессе реализации игровых действий детей [13,c.289].
Физическое
воспитание в дошкольном возрасте осуществляется
в неразрывной связи с
Большое внимание уделяется формированию физической и функциональной готовности детей к школьному обучению: развитию зрительно-моторной координации, дифференцированных движений руки, формированию навыков продуктивной деятельности, развитию пространственных представлений.
В процессе сенсомоторного развития используются следующие игровые упражнения [13,c.292]:
1.
Классификация предметов по
2. Почтовый ящик и доски Сегена.
3.
Копирование геометрических
4. Игры-лабиринты.
5. Перцептивное моделирование.
6. Лото Когана.
7. Матрицы Равена.
Физическое воспитание и физическое развитие детей с отклонениями в развитии должно быть направлено на решение задач двух типов:
1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений.
2.
Коррекционные задачи, направленные
на предупреждение и
Общепедагогические задачи: укрепление здоровья ребенка; формирование правильной осанки; развитие произвольных движений, физической работоспособности; закаливание организма [13,c.313].
Коррекционные задачи: создание развивающей среды, комплекса условий, стимулирующих психомоторное развитие; профилактика соматического здоровья; осуществление системы коррекционных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование двигательной системы и произвольности [13,c.313].
Умственное воспитание детей рассматривается не только как овладение системой знаний и способностями к мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Умственное воспитание детей происходит как в процессе общения со взрослыми, так и в игровой и учебной деятельности.
Умственное воспитание детей осуществляется в процессе предметной, продуктивной деятельности, на занятиях в дошкольных учреждениях: при ознакомлении с окружающей действительностью, в процессе формирования математических представлений и понятий, а также в речевой деятельности.
Информация о работе Особенности воспитания детей с дефектом ЦНС