Особенности воспитания детей с дефектом ЦНС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия проблемы воспитания дефективных детей младшего дошкольного возраста все более привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук. Коррекционно-развивающая помощь дефективным детям младшего дошкольного возраста признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Это подтверждают не только многочисленные научные исследования, но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям младшего дошкольного возраста (Л.А. Зигле, Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.).

Содержание

Введение
Понятие дефекта в развитии детей. Классификация дефектов
Особенности воспитания детей с различными типами дефектов в условиях специального Дома ребенка
Физическое воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи физического воспитания
Физическое воспитание в раннем детстве
Физическое воспитание в дошкольном возрасте
Умственное воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи умственного воспитания
Средства умственного воспитания
Нравственное воспитание детей с различными типами дефектов
Трудовое воспитание
Нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
Коррекционно-педагогическая работа с дефективными детьми
Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости детей
Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР
Логопедическая работа при речевом недоразвитии
Комплексная работа при ДЦП
Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
Коррекция эмоциональных расстройств
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курс ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕФЕКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОМА РЕБЕНКА.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

     Проводится  диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его поведением в различных ситуациях. Используется беседа с ребенком и со взрослым о ребенке, проводится обучающий эксперимент.

     Оценивая  общение ребенка, обращается внимание на его активность: может ли ребенок  поддерживать речевой контакт, является ли инициатором общения, как отвечает на вопросы, задает ли их сам, знает ли стихи, песни и т.д. Оценивается конструктивная деятельность ребенка: может ли сложить узор или сделать постройку из элементов, действует сам или по подражанию, использует ли помощь в работе, справляется ли с разрезными картинками, проявляет ли ребенок познавательный интерес, может ли удерживать внимание, концентрировать его, распределять, переключать, продуктивна ли деятельность ребенка. Эти и ряд других показателей являются информативными для оценки психического и речевого развития ребенка. По каждому разделу обследования в специальной психолого-педагогической литературе приведено большое количество экспериментальных заданий с возрастными эталонами их выполнения и с оценочным анализом возникающих у ребенка затруднений [29,c.312].

     При обследовании ребенка используется наглядность разного вида: предметные, фразовые, сюжетные, серийные, парные и  другие картинки, материал окружающей обстановки. Используются разные виды игр, так как игра и картинки (наглядность) обеспечивают положительный эмоциональный фон, а значит, и результативность обследования, делая более показательными все реакции ребенка[29,c.315].

     Методы  и приемы выявления отклонения в  развитии ребенка подбираются в соответствии с возрастом и с учетом предполагаемого у ребенка дефекта.

     Изучение  ребенка в процессе его обучения и воспитания существенно отличается от обследования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий, консультаций, однако вне зависимости от условий обследования должна быть обеспечена согласованность, совместность действий разных специалистов. Педагог в ходе динамического наблюдения прослеживает поступательный ход развития ребенка, формирования его познавательной деятельности и психических процессов в целом, он может сравнить динамику личностного развития ребенка с возрастной нормой, соотнести с методами обучения и с требованиями программы коррекционной работы. 
Учет возрастных и личностных особенностей ребенка совместными усилиями педагогов и психологов позволяет не только выявить имеющиеся у ребенка проблемы, затруднения, дефекты, но и оценить сохранные стороны личности, потенциальные возможности ребенка и опираться именно на них при отборе содержания и форм воспитания и обучения. Подходить к каждому ребенку с оптимистической гипотезой важное условие сотрудничества специалистов при изучении, обучении и воспитании ребенка. Психолого-педагогическая поддержка, психотерапевтический подход дают ребенку возможность реализовать себя и активизироваться для решения поставленных перед ним задач[29,c.319].

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ДЕФЕКТОВ В  УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОМА РЕБЕНКА

2.1. Физическое воспитание  детей с различными типами дефектов

2.1.1. Задачи физического воспитания

     Одной из важных первоначальных задач физического  воспитания ребенка является сохранение его здоровья. Воспитание ребенка  с отклонениями в развитии тесно  связано с укреплением его  здоровья и, прежде всего, нормализацией  режима дня.

     Особого внимания требует ребенок с двигательными  расстройствами — с детским церебральным параличом. Посоветовавшись с врачом, проводят специальные занятия, направленные на коррекцию общей и мелкой моторики.

     У детей соматически ослабленных  может наблюдаться повышенная истощаемость организма, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность, замедляются психические процессы, отмечаются пассивность и сонливость.

     У детей с отклонениями в развитии ЦНС ослаблена работоспособность  нервных клеток. Эти дети быстро устают, кратковременные периоды активности чередуются с заторможенностью ребёнка, снижена реактивность организма.

     Многие  дети с отклонениями в развитии отличаются нарушениями в физическом здоровье, восприимчивостью к простудным и  инфекционным заболеваниям. Это связано с недостаточностью иммунной системы, гиподинамией.

     Для укрепления здоровья детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях  проводят закаливающие мероприятия, включающие воздушные и водные процедуры 

     Ребенка постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе в любое время года, умыванию прохладной водой.

     У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недоразвитие моторной сферы, что отражается на их здоровье, снижает иммунитет организма. Поэтому  на развитие произвольных движений и коррекции общей и мелкой моторики акцентируется внимание в процессе их физического воспитания.

     Система физического воспитания детей с  отклонениями в развитии предполагает организацию педагогически-охранительного режима жизнедеятельности, витаминизированное и сбалансированное питание, закаливание организма и построение пространственной среды для развития и коррекции движений. С этой целью используются различные виды массажа и лечебной гимнастики, занятия по физкультуре и пластритмике, подвижные игры, упражнения на координацию и равновесие [40,c.25].

     Важной  задачей физического воспитания таких детей является стимуляция психомоторного развития и коррекция  нарушений моторики, укрепление физического  и психического здоровья.

     Развитие двигательных функций ребенка — сложный процесс, который определяется биосоциальными факторами: созреванием ЦНС и воздействием социальной среды. Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит в период младенчества, когда формируются основные двигательные системы, необходимые для пассивной и активной адаптации ребенка к окружающей среде. Движения ребёнка формируются по принципу гетерохронности: совершенствуется выполнение одних двигательных навыков, а одновременно начинаются осваиваться другие. В ходе сенсомоторного развития возникает возможность дифференциации движений [40,c.39].

     Нормальное  сенсомоторное развитие составляет основу для полноценного психического развития ребенка.

     В физическом развитии ребенка с нарушениями  интеллекта наблюдается множество отклонений моторной системы в связи с диффузным поражением коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в истощаемости организма, нарушениях соматического здоровья, физическом инфантилизме, нарушении развития произвольных движений, общей и мелкой моторики, нарушениях координации и равновесия, пространственно-временных представлениях [40,c.45].

     Стимуляция  психомоторного развития является одной  из задач физического воспитания. Эта работа проводится с учетом закономерностей  нормального моторного развития.

     На  первом этапе моторного развития (от рождения до 4 месяцев) основной задачей  является формирование контроля за положением головы, сенсомоторное развитие, возможности  разнообразных движений пальцев  рук [38,c.156].

     На  втором этапе (от 4 до 6 месяцев) необходимо стимулировать манипулятивные действия, а к концу 5-го месяца жизни укреплять выпрямляющие движения для умения сидеть [38,c.157].

     На  третьем этапе (от 6 до 8 месяцев) необходимо стимулировать моторную активность ребенка, стимулировать ползанье, интенсивно развивать специфические манипуляции [38.c,157].

     На  четвёртом этапе (от 8 до 12 месяцев) стимулируются  координированные движения, развиваются  навыки самостоятельной ходьбы, дифференцируются движения пальцев рук [38.c.158]

     На  пятом этапе моторного развития (от 1 года до 2 лет) качественно совершенствуют навыки самостоятельной ходьбы, уделяя внимание равновесию, развитию манипулятивной и исследовательской деятельности, требующей координированных и дифференцированных движений рук [38,c.158]..

     На  шестом этапе моторного развития (от 2 до 3 лет) у ребенка стимулируют  моторную активность, совершенствуют координацию и равновесие [38,c.158].

     Особое  внимание в развитии движений необходимо оказывать детям с нарушениями  общей и мелкой моторики. Это сопровождается нарушениями речи, отклонениями в интеллектуальном развитии, сенсорными дефекты, двигательными расстройствами.

     Важно в процессе стимуляции психомоторного развития следить за формированием  правильной осанки. Для предупреждения и преодоления различных нарушений осанки необходимо соблюдать двигательный режим, проводить специальные комплексы упражнений, занятия по лечебной гимнастике. Период раннего и дошкольного возраста является наиболее благоприятным для профилактики нарушений осанки у всех детей с отклонениями в развитии.

     Ведущую роль в физическом воспитании у детей  с детским церебральным параличом  играет массаж, занятия лечебной физкультуры, плавание. В результате у детей  нормализуется мышечный тонус, уменьшаются  гиперкинезы, повышается моторная активность.

     Для формирования двигательной системы  важное значение имеет широкое использование  сенсорных стимулов: зрительных, слуховых, тактильных.

2.1.2. Физическое воспитание  в раннем возрасте

     Физическое  воспитание ребенка в возрасте от одного года до трех лет непосредственно связано со стимуляцией психомоторного и сенсорного развития.

     Центральной задачей физического воспитания детей раннего возраста является максимальное расширение предметной деятельности (исследовательской и манипулятивной), формирование перцептивных и интеллектуальных действий.

     Известно, что многие дети с отклонениями в  развитии в этом возрасте испытывают специфические трудности в формировании восприятия формы, величины, пространственно-временных  представлений. Поэтому моторное развитие тесно взаимосвязано с сенсорным.

     У детей с отклонениями в развитии замедленно выделение изолированных  и дифференцированных действий пальцев  рук. Коррекция и развитие мелкой моторики проводится в процессе реализации игровых действий детей [13,c.289].

2.1.3. Физическое воспитание  в дошкольном возрасте

     Физическое  воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в неразрывной связи с развитием  игровой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок  учится конструктивным взаимодействиям  с детьми, у него формируются навыки игрового общения, нравственные формы поведения, развивается речь и мышление.

     Большое внимание уделяется формированию физической и функциональной готовности детей  к школьному обучению: развитию зрительно-моторной координации, дифференцированных движений руки, формированию навыков продуктивной деятельности, развитию пространственных представлений.

     В процессе сенсомоторного развития используются следующие игровые упражнения [13,c.292]:

     1. Классификация предметов по форме.

     2. Почтовый ящик и доски Сегена.

     3. Копирование геометрических узоров.

     4. Игры-лабиринты.

     5. Перцептивное моделирование.

     6. Лото Когана.

     7. Матрицы Равена.

     Физическое  воспитание и физическое развитие детей  с отклонениями в развитии должно быть направлено на решение задач двух типов:

     1. Задачи, общие для всех дошкольных  учреждений.

     2. Коррекционные задачи, направленные  на предупреждение и преодоление  отклонений в физическом развитии  с учётом структуры дефекта. 

     Общепедагогические  задачи: укрепление здоровья ребенка; формирование правильной осанки; развитие произвольных движений, физической работоспособности; закаливание организма [13,c.313].

     Коррекционные задачи: создание развивающей среды, комплекса условий, стимулирующих психомоторное развитие; профилактика соматического здоровья; осуществление системы коррекционных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование двигательной системы и произвольности [13,c.313].

2.2. Умственное воспитание  детей с различными типами дефектов

2.2.1. Задачи умственного  воспитания

     Умственное  воспитание детей рассматривается  не только как овладение системой знаний и способностями к мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Умственное воспитание детей происходит как  в процессе общения со взрослыми, так и в игровой и учебной деятельности.

     Умственное  воспитание детей осуществляется в  процессе предметной, продуктивной деятельности, на занятиях в дошкольных учреждениях: при ознакомлении с окружающей действительностью, в процессе формирования математических представлений и понятий, а также в речевой деятельности.

Информация о работе Особенности воспитания детей с дефектом ЦНС