Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 12:20, курсовая работа
В последние десятилетия проблемы воспитания дефективных детей младшего дошкольного возраста все более привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук. Коррекционно-развивающая помощь дефективным детям младшего дошкольного возраста признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии. Это подтверждают не только многочисленные научные исследования, но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям младшего дошкольного возраста (Л.А. Зигле, Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.).
Введение
Понятие дефекта в развитии детей. Классификация дефектов
Особенности воспитания детей с различными типами дефектов в условиях специального Дома ребенка
Физическое воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи физического воспитания
Физическое воспитание в раннем детстве
Физическое воспитание в дошкольном возрасте
Умственное воспитание детей с различными типами дефектов
Задачи умственного воспитания
Средства умственного воспитания
Нравственное воспитание детей с различными типами дефектов
Трудовое воспитание
Нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
Коррекционно-педагогическая работа с дефективными детьми
Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости детей
Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР
Логопедическая работа при речевом недоразвитии
Комплексная работа при ДЦП
Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
Коррекция эмоциональных расстройств
Заключение
Список литературы
Приложения
Одной из основных задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода с наглядных форм мышления к абстрактно-логическим. На первом этапе работы необходимо максимально активизировать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Для развития наглядных форм мышления ребенка важна предметно-практическая деятельность [40,c.159].
Наглядно-действенное мышление возникает при решении интеллектуальной задачи посредством невербальных действий. С задачами такого типа ребенок сталкивается чаще всего в предметной и игровой деятельности [10,c.316].
Основной
характеристикой наглядно-
В процессе наглядно-действенного мышления развиваются мыслительные процессы. Наглядно-действенное мышление является основой формирования конкретных операций. Поэтому его развитие является одной из задач подготовки к обучению в школе детей с ограниченными возможностями. Ребенку предлагаются простые практические задания (мозаика, кубики, конструктор) [40,c.161].
На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.
Наглядно-образное мышление рассматривается как способность решения умственной задачи в образном плане при сохранении наглядной ситуации. Способность к образному мышлению возникает в системе взаимодействия процессов познавательной деятельности: воображения, речи и разнообразных видов деятельности — игровой и продуктивной [10,c.318].
Переход
детей дошкольного возраста от наглядно-действенного
к образному мышлению зависит от степени
сформированности исследовательской
деятельности, способности к адекватной
продуктивной деятельности.
Наглядно-образное мышление предваряет формирование словесно-логических операций. В результате мыслительных действий у детей расширяются знания и представления об окружающем мире.
Следующей задачей умственного развития детей является формирование словесно-логического мышления — способности решать умственные задачи вербально, используя и видоизменяя формы познания.
Существует специальная методика поэтапного формирования умственных действий, с помощью которых ребенок усваивает системы понятий. Их основу составляют методы и приемы, обеспечивающие возможность передачи детям систематизированных знаний, отражающих закономерности окружающего мира. Важно формировать причинно-следственные связи, пространственно-временные представления [40,c.165].
В настоящее время большинство авторов выделяют спектр показателей умственного развития: интеллектуальная активность, инициативность, самостоятельность, креативность. Важным условием умственного развития считается способность к переносу усвоенных знаний на практику и уровень обучаемости детей.
В последние годы представления об умственном развитии ребенка обогащаются за счет введения предложенного Л.С.Выготским понятия психологического новообразования, которое проявляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе. При этом внимание акцентируется на психических функциях, которые находятся в зоне ближайшего развития [10,c.410].
Очень важным качественным приобретением в умственном развитии старшего дошкольника является способность к обобщению, сравнению, в ходе чего формируется словесно-логическое мышление.
В словесно-логическом мышлении выделяют две основные стадии: конкретных операций; логических операций [10,c.411].
На стадии конкретных операций мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. На стадии логических операций ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются операции обобщения, сравнения, классификации. В развитии логического мышления важную роль играет речь. На данном этапе ребенка учат группировке предметов по нескольким сенсорным эталонам.
В дошкольном возрасте взаимодействуют все три формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Речь активизирует процессы познавательной деятельности и выполняет такие важнейшие функции, как обобщение, планирование и регулирование деятельности.
Коррекционно-
В
процессе развития образного мышления
у ребенка развивается
Дети с отклонениями в развитии нуждаются в коррекционно-педагогической работе по ознакомлению с окружающим миром. В процессе этой работы не только расширяется спектр представлений ребенка об окружающей действительности, но и совершенствуются словесно-логические операции, обогащается пассивный и активный словарь, появляется познавательная активность. Ребенка учат анализировать происходящие процессы в мире, устанавливать причинно-временные связи между явлениями окружающей действительности, наблюдать за поведением животных, птиц, изменениями в природе.
У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность активного внимания, памяти. Вместе с тем, образные, яркие впечатления активизируют эти процессы и способствуют расширению знаний и представлений об окружающем мире [10,c.418].
Процессы
мышления в раннем и дошкольном возрасте
протекают и формируются на основе
образных представлений в вербальном
и лингвистическом
Вся работа по ознакомлению ребенка с окружающим миром должна проводиться систематизированно по темам: семья, признаки предметов, животные, птицы, цветы, рыбы, времена года, растения и т.д. [40,c.219].
Знания об окружающем мире усваиваются в процессе сенсорного воспитания ребенка путем формирования системы сенсорных эталонов, перцептивно-интеллектуальной деятельности.
Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия.
Ощущение и восприятие — это процессы отражения предметов и явлений окружающей действительности. Ощущения возникают при воздействии на организм из внешнего мира. Восприятие — это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира.
Важно, чтобы ребенок усвоил систему сенсорных эталонов путем перцептивных и интеллектуальных действий. Необходимо сочетать умственное и сенсорное воспитание. Во всех видах деятельности ребенка следует активизировать как сенсорные, так и умственные процессы, развивая у ребенка гибкость и самостоятельность мышления. При развитии самостоятельности детского мышления формируются мыслительные операции анализа и синтеза [40,c.300].
У детей с отклонениями в развитии заметно отставание в сенсомоторном развитии. Процессы восприятия замедлены, недостаточно избирательны, фрагментарны, константны и неосмысленны. Недостаточность процессов восприятия задерживает интеллектуальное развитие детей.
Для совершенствования восприятия полезны занятия продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, конструированием. В процессе продуктивной деятельности у ребенка развивается воображение, мышление.
У многих детей с ограниченными возможностями недостаточно развита зрительно-моторная координация и зрительно-пространственное восприятие.
В
контексте умственного
1.
Формирование перцептивной
2.
Формирование системы
3.
Формирование интеллектуальных
действий в сочетании с
4. Разработка схем и моделей для описания предметов и их признаков.
5.
Совершенствование различных
6.
Развитие различных видов
7. Формирование наглядных форм мышления.
8.
Коррекция нарушений предметно-
9.
Формирование мыслительных
10. Развитие продуктивного воображения.
11.
Развитие функции активного
Для сенсомоторного развития могут быть предложены упражнения на классификацию предметов по сенсорным эталонам, развитие фонематического слуха в процессе разграничения слов близких по акустическим и артикуляционным параметрам, активизацию зрительного внимания, формирование пространственно-временных представлений, коррекцию мелкой моторики, зрительно-моторной координации в ходе продуктивной деятельности.
Для развития мышления важны дидактические игры, являющиеся одним из основных средств обучения дошкольников, поэтому —обучающие игры. Дидактические игры имеют четкую учебно-игровую структуру. В них выделяются дидактические и игровые задачи, игровые действия и правила игры [40,c.326].
В каждой дидактической игре должно быть представлено развернутое игровое действие, реализующееся в вербальном или невербальном плане. Кроме дидактических игр, используются упражнения, направленные на развитие психических процессов.
Основы трудового воспитания для детей с ограниченными возможностями были заложены в тридцатые годы Л. С. Выготским, который впервые указал на взаимосвязь между практической деятельностью и интеллектом. В дошкольном возрасте есть все возможности для коррекции отклонений в процессе трудовой деятельности, так как психика ребёнка очень пластична и дети восприимчивее к психолого-педагогическим воздействиям [10,c.389].
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. У дошкольников трудовое воспитание направлено на формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и участия в различных видах трудовой деятельности. Воспитание навыков самообслуживания является начальным звеном в воспитании личности человека.
Трудовая деятельность влияет на формирование наглядно-действенного мышления. В процессе трудовой деятельности развивается восприятие, речь детей за счёт обогащения словаря.
Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями характеризуется специфическими особенностями: нарушениями в моторном, интеллектуальном развитии.
Занятия по трудовому воспитанию можно разделить по формированию конструктивной мотивации к труду: занятия по анализу операций трудовой деятельности, занятия по коррекции мелкой моторики.
В процессе трудовой деятельности дети учатся планировать работу, вербализировать действия, анализировать трудовой процесс и оценивать отношение к труду.
Нравственное воспитание — это целенаправленное воспитание личности ребёнка. Нравственные качества являются приобретёнными за счёт воздействия социальной среды [10,c.390].
Дети с ограниченными возможностями испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности. Причинами нравственного недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре личности, проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искажённость практического опыта.
В основу нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями должна быть положена мысль о сложности аномального развития, о сензитивности к обучению и воспитанию, к появлению ВПФ.
Нравственное воспитание в дошкольном учреждении предполагает использование совместной деятельности в процессе объяснений нравственных категорий, эмоционального одобрения правильного поведения. Детей приучают анализировать свои поступки, оценивать нравственные ситуации, контролировать поведение и деятельность. Педагоги формируют способности детей к эмпатии, гуманизму.
Информация о работе Особенности воспитания детей с дефектом ЦНС