Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:28, реферат
Дизартрия непосредственно изучается в рамках логопедии, но имеет очень сложный системокомплекс, в основе которого лежит социально-психологический фактор. Именно поэтому актуальным во все времена являются вопросы изучения психологии детей с нарушениями речи, особенно с точки зрения специфики их коммуникации и личностных свойств, взаимовлияющих на тяжесть дефекта с одной стороны, и на их социальную адаптацию с другой стороны.
Исследование состояния звукопроизношения у детей со стертой дизартрией показывает, что для данной категории детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Нарушение двух групп звуков (свистящих и шипящих) отмечается у 16,7% детей; трех групп (свистящих, шипящих, Р или Л) – у 43,3% и свыше трех групп (свистящих, шипящих, соноров и простых по артикуляции переднеязычных) – у 40% обследованных детей.
Таким образом, наиболее распространенным у детей со стертой дизартрией являлось нарушение произношения трех групп звуков. Во всех случаях отмечается нарушение произношения группы свистящих звуков. Среди других групп звуков чаще оказываются нарушенными шипящие звуки, Р, Л, а сохранными — заднеязычные и звук Й.
Наиболее распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков.
Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных Л и Р. Указанные количественные соотношения не объясняются только различной артикуляторной сложностью звуков.
Так, свистящие звуки наиболее акустически близки между собой в отличие от других групп звуков (В. И. Бельтюков, 1964, 1977). Шипящие звуки, хоть и являются сходными акустически, но все же более акустически противопоставлены, чем свистящие звуки.
Наиболее яркими в акустическом плане являются сонорные. Они начинают различаться одними из первых даже тогда, когда еще не усвоены в произношении (Н. К. Швачкин, 1948).
Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у дошкольников со стертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Как показывают исследования, группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков, акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции.
Такое соотношение можно объяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в частности, в методике коррекционного обучения.
Моделирование процесса обучения детей с дизартрией ритмико-интонационной организации речевого потока связано с отражением в учебных условиях многоаспектной природы процессов ритмизации и интонирования высказываний (мотивационный, функциональный, процедурный и таксономический аспекты).
Рассмотрение мотивационного и функционального аспектов в обучении определяется значимыми для методики данными прагматики и теории порождения речевого высказывания. Обеспечение функционально-мотивационной направленности в усвоении детьми интонационно-смысловых комплексов опосредуется формированием коммуникативного намерения говорящего — одного из важнейших факторов адекватной реализации интонационного членения высказывания.
В этой связи особое значение приобретает создание условий для формирования у обучаемых механизмов восприятия ритмических и интонационных структур, т. е. для выработки эталонов восприятия, посредством которых расшифровываются формальные признаки и сигнальные значения интонационных моделей: а) включение функционирования операционных компонентов восприятия, что определяет развитие речевого слуха, создание моторных образов и регуляцию образования сенсорных эталонов восприятия; б) актуализация (параллельно с отработкой операционных механизмов) функционально-мотивационных компонентов восприятия, определяющих адекватную включенность реципиента в процесс общения (ориентация реципиента на выявление коммуникативного намерения говорящего, анализ воспринимаемой интонационной модели с точки зрения установления ее сигнального значения, выработка автоматизмов расшифровки сигнальных значений интонационных структур, создание базы для возникновения коммуникативного намерения реципиента).
Направленность на синхронное усвоение формальных и функциональных признаков интонационных моделей уже на этапе восприятия, а в дальнейшем — на этапе выполнения упражнений имитативного и аналитического характера значительно повышает эффективность коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у детей с дизартрией.
Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с детьми с легкой формой дизартрии и определения ее эффективности необходимо правильное обследование детей с учетом всей симптоматики речевого нарушения.
Для того, чтобы помочь конкретному ребенку, необходимо понимать особенности именно его формы дизартрии, а также степень его переживаний по поводу своего речевого дефекта и влияние микросреды на речевой дефект.
Поэтому обследование должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребенка.
К врожденным предрасполагающим факторам возникновения дизартрии относят тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы (Шкловский В.М., 1994).
В целом для детей с дизартрией характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части детей с дизартрией исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме (Мастюкова Е.М., 1997).
Определенное значение в развитии дизартрии придается наследственным факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению дизартрии.
Личностная реакция на дефект выражена слабо. Условия речевого общения не влияют на качество речи. Движения детей, страдающих дизартрией, обнаруживают разнообразные нарушения. Больные затрудняются с выполнением проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыков. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Характерна недостаточность речевых движений по силе, точности, объему, переключаемости. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики.
Прежде чем логопед приступает к обследованию, он должен тщательно изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию.
Вполне оправданным в данном случае, считаем, организовать экспериментальное обследование для изучения возможных неблагоприятных факторов, влияющих на возникновение дизартрии.
Мы поставили целью своей работы выяснить тип, проявление и течение дизартрии, а также влияние различных факторов на ее течение.
В наши задачи входило:
1. Анкетирование родителей.
2. Анкетирование учителей.
3. Анкетирование детей.
4. Сопоставление результатов
5. Подбор методик по преодолению
дизартрии в определенных усугу
В нашем исследовании принимало участие 5 человек, учащихся школы № 42 г. Ижевска, в возрасте от 7 до 10 лет.
1. Николаев Артем - 7 лет
а) обучается - в 1 классе;
б) реальная успеваемость - удовлетворительная по всем предметам.
2. Прилуков Андрей - 7 лет
а) обучается - в 1 классе;
б) реальная успеваемость - удовлетворительная по всем предметам.
3. Соколова Ксения - 8 лет
а) обучается - во 2 классе;
б) реальная успеваемость - хорошо и отлично по всем предметам.
4. Дерябина Мария - 9 лет
а) обучается - во 2 классе;
б) реальная успеваемость - хорошо и отлично по всем предметам.
5. Новиков Андрей - 10 лет
а) обучается- в 3 классе;
б) реальная успеваемость - хорошо и удовлетворительно по всем предметам.
Таким образом, обследование может проводиться как логопедом, так и психологом, либо совместно. Для обследования детей, мы составили три типа анкет.
При составлении этих анкет, мы воспользовались методиками обследования Л.Н. Беляковой, Е.А. Дьяковой, Л.С. Волковой и Е.Л. Теллингер.
Анкеты представлены в следующем виде:
1. Анкета для родителей.
Первый тип анкеты - это анкета для родителей. Данная анкета включает в себя 49 вопросов. Заполнение анкет ведется родителями, либо на консультационном занятии, либо анкета выдается родителям на дом для самостоятельного изучения и заполнения.
В анкету включены следующие пункты:
а) анкетные данные
1. Фамилия, имя, отчество обследуемого.
2. Дата рождения.
3. Домашний адрес.
4. Где воспитывается или обучается ребенок.
5. Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, место работы, профессия.
6. Состав семьи.
7. Жалобы, предъявляемые родителями.
б) анамнестические данные
8. Имеются ли нервно-психические заболевания у родителей (если имеются, то какие).
9. Каков темп речи у родителей (ускоренный, замедленный, норма).
10. Имеется ли нарушение речи у родителей.
11. Имеется ли нарушение речи у сестер, братьев, бабушек, дедушек.
12. Опишите характерологические особенности отца и матери.
13. Какова обстановка в семье.
14. Жилищно-бытовые условия.
15. От какой беременности
16 Особенности внутриутробного развития.
17. Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности, другие заболевания и вредности.
18. Особенности течения родов (срочные, преждевременные, в срок).
19. Ребенок находился на грудном (искусственном) вскармливании.
в) Период до 1-го года
20. Семейные условия.
21. Сон, аппетит.
22. Имели ли место инфекционные заболевания.
23. Мозговые заболевания, травмы.
24. Спокойный, беспокойный.
25. Время формирования моторных навыков: сидения, стояния, ходьба.
г) Период дошкольного возраста
26. Семейные условия.
27. Инфекционные заболевания.
28. Мозговые заболевания, травмы.
29. Моторное развитие: отставание, опережение, норма.
30. Адаптация в детском саду.
31. Основные черты поведения (слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения)/
д) Речевой анализ
32. Время появления гуления и лепета.
34. Время появления первых слов.
35. Время появления простой фразы.
36. Время появления развернутой фразы
37. Имеют ли место дефекты речи
е) Условия воспитания ребенка
38. Социальная среда (где и кем воспитывается ребенок)
39. Особенности речевой среды (контакты с лицами с речевой патологией; наличие двуязычия в семье - какой язык преобладает в общении).
40 Особенности речевого общения с ребенком (недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка. В каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту, с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме.
41. Культурно-бытовые условия.
ж) Развитие дизартрии.
42. Предполагаемые причины
43. Как протекает дизартрия: постепенно, присутствует в речи или нет.
44. В каких условиях облегчается- ухудшается речь.
45. Отношение ребенка к своему речевому дефекту.
46. Какие меры принимались для устранения речевого дефекта. Продолжительность и результативность лечения.
з) Психологический климат в семье, особенности взаимоотношения.
47.
Имеют ли место частые