Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:28, реферат
Дизартрия непосредственно изучается в рамках логопедии, но имеет очень сложный системокомплекс, в основе которого лежит социально-психологический фактор. Именно поэтому актуальным во все времена являются вопросы изучения психологии детей с нарушениями речи, особенно с точки зрения специфики их коммуникации и личностных свойств, взаимовлияющих на тяжесть дефекта с одной стороны, и на их социальную адаптацию с другой стороны.
48. Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличие, сопережавание, постоянная фиксация внимания окружающих, предъявление повышенных требования к речи).
49. Было ли утяжеление при поступлении в школу.
На данную группу вопросов от родителей требуется как можно более полный ответ.
Чтобы ответить на все вопросы данной анкеты, родители должны быть крайне внимательны и наблюдательны по отношению к своему ребенку. Именно поэтому на заполнение этой анкеты не дается ограниченный срок т.к. в короткие сроки заполнить ее просто не возможно. Заполнение данной анкеты - это не просто наблюдение, а, своего рода, эксперимент для родителей и их ребенка.
2. Анкета для учителей.
Следующий тип анкет - это анкеты, составленные для заполнения учителями. Данная анкета состоит из 39 вопросов. Заполнение этой анкеты ведется учителем самостоятельно на основании наблюдений или специально организованных самим же учителем, небольших экспериментов во время учебного процесса. Логопед и психолог могут оказывать учителю методическую помощь или методические консультации по заполнению анкет.
а) Анкетные данные
1. Фамилия, имя, отчество обследуемого.
2. Где обучается ребенок, сроки
пребывания в учебном
3. Жалобы, предъявляемые учителем.
4. Обстановка в семье ребенка.
5. Наличие алкоголизма в семье ребенка.
6. Характерологические
7. Основные черты характера
8. Основные черты поведения (слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).
9. Как протекает нарушение речи: постоянно, присутствует в речи или нет.
10. Отношение ребенка к своему речевому дефекту.
11. Какие меры со стороны учителя принимались для устранения нарушения речи.
12. Было ли утяжеление при поступлении в школу.
13. Адаптация в школе.
14. Как проявляется нарушение речи в учебных ситуациях. Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.
15. Успеваемость.
16. Характер контактов со сверстниками.
17. Характер взаимоотношений с родителями.
б) Причины, вызывающие и усиливающие речевой недостаток.
Вопросы следующих пунктов составлены в форме теста и требуют ответа "да" или "нет".
18. Болезнь.
19. Неприятные переживания.
20. Стрессовая ситуация.
21. Волнения, не связанные с речью.
22. Волнение, связанное с речью.
23. Волнение по поводу трудных слов.
24. Волнение по поводу трудных звуков.
25. Волнение возникает до речи.
26. Неуверенность в своих силах, в себе.
27. Опасение быть непонятым.
28. Опасение обнаружить свой недостаток.
29. Неприятные опасения о
30. Волнение во время речи.
31. Волнение после речевой
в) Речевые неудачи сопровождаются.
32. Потливостью.
33. Дрожью.
34. Слабостью.
35. Общей скованностью.
36. Жаром.
37. Холодом.
38. Ощущением спазма в горле.
39. Перечисленные ощущения долго не проходят.
3. Анкета для обследуемого
Обследование и заполнение данного вида анкет ведет логопед в присутствии и участие самого обследуемого ребенка.
Обследование проводится в теплой, доверительной обстановке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обследуемого. Обследование нужно начинать только тогда, когда установлен полный контакт между ребенком и логопедом.
При организации обследования нужно помнить о "специальном охранительном режиме", который нужно четко соблюдать. Если ребенок устал или стал чувствовать себя неуверенно в выполнении тех или иных заданий, обследование можно приостановить и дать ребенку отдохнуть, расслабиться или вообще перенести обследование на другой день.
Данное обследование ведется в несколько этапов.
I этап — сбор анкетных и анамнестических сведений. Данный этап — это самый важный шаг в обследовании ребенка, именно здесь очень важно на сколько тесный и доверительный установлен контакт между ребенком и логопедом. Эта часть обследования проходит в доверительной беседе и включает в себя следующие вопросы (задавая вопросы, логопед вправе изменять их формулировки для более доступного понимания ребенком того, что от него хотят):
1. Фамилия, имя, отчество обследуемого.
2. Жалобы, предъявляемые самим ребенком
(какие трудности ты испытываеш
3. Наличие алкоголизма у
4. Обстановка в семье (логопед
может сделать вывод из
5. Основные черты характера
6. Основные черты поведения (побеседовать
с ребенком о школе, о его
друзьях, об отношениях с одноклассникам
7. Особенности речевого общения в семье (со слов обследуемого).
(Предложить рассказать, чем занимается
семья в свободное время. Часто
ли общаются с другом. Кто чаще
общается из семьи с обследуемы
8. Предполагаемые причины возникновения дизартрии (со слов обследуемого).
9. Как протекает нарушение речи: постоянно, присутствует в речи или нет (Вывод по данному вопросу можно сделать на основании ранее проведенной беседы).
10. В каких условиях ухудшается-
11. Отношение ребенка к своему речевому дефекту.
12. Имеют ли место конфликты в школе во сверстниками и учителями.
13. Отношение членов семьи к речевому дефекту.
(Предложить продолжить
14. Отношение сверстников к
15. Отношение учителей к речевому дефекту.
16. Как адаптировался в школе. (Предложить вспомнить ребенку, как он пошел в школу. Нравилось или не нравилось ему первое время в школе, как привыкал к школе, к новым друзьям, к учителю).
17. Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.
18. Характер контактов со
19. Характер взаимоотношений с родителями.
20. Наличие "трудных звуков" и страха перед речью. (Когда ты начинаешь говорить боишься ли ты того, что допустишь ошибку, или споткнешься на каком-нибудь "трудном" звуке?).
II этап — это обследование нарушенных форм речи.
Дидактический принцип систематичности и последовательности в логопедических занятиях с детьми с легкой формой дизартрии отражается прежде всего в логическом расположении содержания. Следуя дидактическим принципам, мы знаем, что обучение всегда идет от простого к сложному. Обследование же всегда проводится в обратном порядке от сложного к простому. Таким образом и построено обследование на II этапе.
1. Свободная речь (это самая сложная для детей с дизартрией. Она предполагает естественное и активное речевое общение. Здесь можно предложить ребенку вспомнить и рассказать о новогодних праздниках).
2. Описание картинки
(Посмотри на картинку и опиши то, что на ней изображено).
3. Пересказ текста. Логопед дает инструкцию: " Я прочитаю текст, а ты перескажи его так, как запомнил"
4. Повторение за логопедом
(Сейчас я произнесу фразу, а ты повтори ее за мной.
— я подняла с пола мяч.
— этот мяч ярко-синий).
5. Одновременное говорение с логопедом одного и того же ("хором")
(Сейчас я произнесу фразу, а ты вслед за мной и вместе со мной произнеси ее.
— Я держу в руках кубик.
— На кубике нарисовано много цветов).
6. Чтение текста вслух.
Логопед дает инструкцию: Дан текст. Прочитай этот текст вслух.
7. Шепот.
Логопед дает инструкцию:
"Дан текст. Прочитай этот текст шепотом".
8. Пение.
( — Любишь ли ты петь?
— Какую песню ты знаешь и любишь?
— Пропой эту песню).
9. Громкая речь, крик.
(Ты, наверное смотрел мультфильм "Винни-Пух и его друзья" и помнишь громкие песенки, которые сочинял и пел Винни-Пух. Он их называл Кричалками, Вопилками, Шумелками. Прочитай вслух одну из его кричалок. Не забудь, что читать ее нужно громко и весело.
Если я чешу в затылке - не беда!
В голове моей опилки - Да-да-да!
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
Сочиняю я неплохо
Иногда, да!)
10. Говорение по слогам.
Назови свою фамилию, имя, отчество по слогам.
11. Декламация.
(Представь себе, что ты, стоишь на школьной сцене. Тебе нужно прочитать знакомое стихотворение).
12. Медленная речь.
(Опиши какая сегодня погода. Только говори об этом как можно медленнее).
13. Проза.
(заключение по этому пункту можно сделать по результату ответа на вопрос № 3).
14. Стихи.
Логопед дает инструкцию:
"Вспомни и прочитай свое любимое стихотворение".
15. Ответы на вопросы.
Дана картинка.
Логопед дает инструкцию:
"Сейчас я буду задавать тебе вопросы по картине, а ты, используя лексику вопроса, должен ответить на эти вопросы, ответы нужно давать полные").
16. Рапорт.
(На уроке физкультуры, вы сдаете рапорт учителю.
"Товарищ учитель физкультуры, класс "в", в количестве 25 человек, на урок физкультуры построен. Дежурный Ф.И. Рапорт сдан.
Логопед дает инструкцию:
"Ты должен сдать этот рапорт мне")
17. Монолог.
(Расскажи о своем классе).
18. Диалог.
(Сейчас мы с тобой поговорим о днях недели, но говорить будем по очереди так, чтобы у нас получился диалог. Диалог - это поочередное говорение с логопедом на одну и туже тему.
Я начну, а ты продолжишь
— Сегодня Понедельник ...
19. Тихая речь.
(Расскажи мне о своей маме. Только рассказывать нужно, как можно тише. Объяснить, что "тише" - не значит медленно).
20. Эмоциональная речь.
(Дано стихотворение. Прочитай это стихотворение разным тоном, но так, чтобы тон соответствовал содержанию стихотворения. В этом стихотворении встречаются и сожаления, и грусть, и насмешливость, и мечтательность, и восторг, и ирония).
Эх!
- Эх, - вздыхали рыбаки,-
это разве судаки?
Раньше вытащишь бывало,
Хвост, бывало, в полруки!
-Эх, - вздыхали судаки,-
раньше были червяки...
Червяком одним, бывало,
наедалось полреки!
- Эх,- вздыхали червяки, -
Раньше врали рыбаки!..
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
А.Усачев
21. Начало речи и 22. Окончание речи.
(заключение по данным
23. Речь на другом языке.
(Если ребенок из двуязычной семьи или ребенок изучает иностранный язык, попросить его произнести фразу на другом языке).
24. Речь на "тарабарском языке" ("ломаном" или бессмысленном).
III этап - это этап, направленный на уточнение причин, усиливающих речевой недостаток, выявление симптомов которого сопровождаются речевыми неудачами.
Заключения на вопросы этого этапа можно черпать из ранее указанных бесед, либо обследование ведется логопедом в форме доброжелательной беседы на данном этапе. На данном этапе требуется ответ "да" или "нет".
а) Причины, усиливающие речевой недостаток.
26. Болезнь.
27. Неприятные переживания.