Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:28, реферат
Дизартрия непосредственно изучается в рамках логопедии, но имеет очень сложный системокомплекс, в основе которого лежит социально-психологический фактор. Именно поэтому актуальным во все времена являются вопросы изучения психологии детей с нарушениями речи, особенно с точки зрения специфики их коммуникации и личностных свойств, взаимовлияющих на тяжесть дефекта с одной стороны, и на их социальную адаптацию с другой стороны.
В задачи логопеда и родителей на данном этапе входит: терпеливая и настойчивая помощь ребенку. На первых порах возможны и неудачи. Можно здесь ребенку напомнить, как ему было трудно поначалу, но постепенно он справился с этим.
На этом этапе уместно включить в работу тренинги и самовнушения.
VII этап.
Работа над стихотворной речью.
Стихотворная речь - незаменимый материал для речевой работы.
Для школьников, на данном этапе коррекции речи, очень хорошим тренировочным материалом являются стихи и басни из школьной программы. Перед тем, как начать работу над тем или иным произведением, необходимо напомнить детям, что в начале каждой строки обязательно делается легкий свободный вдох, строки произносятся на плавном выдохе; в конце каждой строки строго выдерживается пауза; все слова внутри строки звучат слитно, как одно длинное слово, в каждой строке нужно определить самое главное слово и голосом выделить его, то есть сделать на нем логическое ударение, в каждом слове надо выделить ударный слог.
Большую помощь в работе оказывают магнитофонные записи. На пленку можно записать выступления актеров и при работе неоднократно прослушивать и подражать их чтению. Можно записать на пленку речь ребенка и дать послушать ему эту запись и потом вместе с ним разобрать, что получилось хорошо, а что плохо и почему.
Запись речи ребенка можно проводить на протяжении всего курса коррекционной работы, что бы пронаблюдать динамику коррекции речи.
Если при чтении стихов у ребенка еще встречаются затруднения, то данную работу можно сочетать с движением рук и заучиванием стихов наизусть.
В конце данного этапа можно провести конкурс чтецов, в котором задействовать всех детей. Возможно пригласить на этот конкурс учителей и родителей заикающихся детей.
VIII этап.
Работа над чтением.
После работы над стихотворной речью логопед переходит к работе над чтением. Чтение вслух - это одна из форм устной речи. Умение правильно, четко и выразительно читать вслух особенно важно для школьников.
Чтение очень удобно тем, что здесь не нужно специально обдумывать фразу. Перед детьми уже готовый материал.
Поэтому чтение вслух следует рассматривать как ступеньку к обычной разговорной речи.
Речевая работа требует от ребенка больших волевых усилий. Систематическое чтение вслух дисциплинирует ученика. Поэтому чтение вслух, помимо всего прочего, следует рассматривать как один из способов воспитания воли.
Приступая к чтению, логопед должен объяснить ребенку, как надо работать над текстом. На занятии делается подробный разбор какого-нибудь отрывка. Логопед помогает детям расчленить длинные предложения на куски, расставить паузы, найти логические центры, определить слова, на которых понижается или повышается голос. В дальнейшем дети делают это самостоятельно.
Начать чтение лучше всего с русских народных сказок. Русские народные сказки очень просты и по содержанию, и по словарю, и по строению. В сказках часто повторяются целые большие куски. Все это делает сказки очень удобным материалом для отработки всех элементов техники и логики речи.
После сказок можно брать небольшие отрывки описательного характера. Постепенно содержание текстов должно усложняться, а объем увеличивается.
Чтобы выработался и закрепился навык правильного чтения, нужно читать вслух ежедневно, систематически.
Чтобы у ребенка не отбить охоту к чтению вслух, следует за один раз читать понемногу (5-10 минут), но несколько раз в день, в дальнейшем увеличивая время, доводя его до 30 минут за один присест.
Рекомендуется читать вслух по несколько раз один и тот же отрывок. Многократное повторение одного и того же лучше способствует закреплению речевых навыков.
Нужно довести до сознания детей о полезности и необходимости повторения, без которого невозможно выработать никакого навыка.
Для домашнего чтения можно порекомендовать детям материал учебников, чаще, журналов и различной художественной литературы.
Работая над чтением вслух, нужно постоянно помнить и логопедам и родителям, о всех речевых правилах
После того как ребенок хорошо научился читать данный тип текстов, когда у него уже выработался навык читать в умеренном темпе, четко, громко, с паузами, можно потренироваться в чтении пьес по ролям. Читать вслух один и тот же текст следует несколько раз, меняясь ролями.
Чтение – не временный этап в логопедической работе с заикающимися детьми. Выработав навык правильного чтения, нужно этот навык сделать привычкой, а чтение вслух - постоянной потребностью ребенка. И если ребенок с дизартрией хорошо овладел техникой чтения вслух, то это избавит его от очень многих трудностей в самых различных жизненных ситуациях.
В конце данного этапа можно провести литературные чтения.
IX этап.
Пересказ прочитанного текста.
По мере того как дети с легкой формой дизартрии овладевают техникой чтения вслух, они приступают к пересказу прочитанного текста. Этот вид работы лучше всего начинать с коротких рассказиков, где описываются какие-то события или действия, последовательность которых легко запоминается. Эти рассказы должны быть настолько легки, что практически пересказ их содержания должен стать пересказом выученного текста.
Постепенно нужно брать тексты, большие по объему. Великолепным материалом являются сказки, детские рассказы Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.
Для большинства детей пересказ - дело довольно трудное. И для этого нужно постоянно и много тренировать их в этом на логопедических занятиях и дома.
Рассказ по картинке.
Необходимо на коррекционных занятиях со школьниками применять рассказ по картине.
Начинать эту работу необходимо с составления рассказа по несложной сюжетной картине.
Рассказ по картине готовить нужно так: логопед вместе с детьми внимательно рассматривает картину; затем ребенок рассказывает обо всем, что видит на картине. Если он затрудняется в составлении связного рассказа, логопед должен задать ему наводящие вопросы. При ответах на которые должен получиться законченный рассказ.
Задавая ребенку вопросы не следует его торопить.
Составление рассказов по картине подготовит детей к умению в будущем работать над сочинениями.
Х этап.
Рассказ на заданную тему.
Это последний этап коррекционной работы с детьми с легкой формой дизартрии 1-3 классов. На данном этапе дети практикуются в больших, развернутых сообщениях.
Работа на данном этапе начинается с того, что логопед дает тему и предлагает детям дома составить по всем правилам речи отработать рассказ на эту тему (например: "Твой любимый герой", "Кем ты хочешь быть", "Чем ты увлекаешься"). На следующем занятии ученики по очереди выступают с этими подготовленными рассказами. Все выступления коллективно обсуждаются. Каждому выступающему задаются вопросы, на которые он должен ответить по всем правилам речи. При этом учитывается содержание и соблюдение речевых установок.
Когда дети научатся достаточно хорошо пересказывать отработанные дома сообщения, логопед предлагает составлять рассказы на заданную тему без предварительной подготовки. Логопед называет какую-нибудь доступную для ребят тему, или сами ребята придумывают ее друг для друга. И в течении 5-10 минут им предлагается составить рассказ на заданную тему.
Такие эксперименты нужно рекомендовать и родителям для домашних работ.
В конце курса коррекционной работы необходимо включать в занятия так называемые разговорные уроки: ребята выбирают тему, и все занятие проходит как коллективный разговор. Можно эти занятия проводить как игру в магазин, школу, в больницу и так далее.
В конце курса логопедических занятий ребенок должен достаточно овладеть правильной речью, научиться хорошо себя контролировать. Ребенка нужно настроить так, чтобы он сам активно искал поводов для разговора с незнакомыми людьми, в условиях, где раньше при разговоре испытывал страх и неуверенность, чтобы проявлял больше инициативы в школьной жизни.
Группа заканчивает курс занятий далеко не с одинаковыми результатами. В зависимости от результатов логопед дает рекомендации детям, родителям и учителям для дальнейшей работы.
В конце курса детям предлагается составить и показать для родителей и учителей концерт или инсценировку по литературному произведению.
Необходимо отметить, что хороший результат - это итог большой и систематической работы самого ребенка и его родителей, итог оздоровления всей окружающей ребенка обстановки. Именно поэтому, в следующем разделе данной главы мы наметили консультативно-методическую работу для родителей и педагогов, работающих с детьми с легкой формой дизартрии.
Обязательность названой формы логопедической работы объясняется необходимостью воздействия на окружающую микросреду ребенка с нарушениями речи.
Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно-педагогического воздействия на ребенка с нарушением речи, создание правильного отношения к нему дома и в школе, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми, организация его вне логопедических занятий, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.
Ближайшими помощниками логопеда в создании необходимых условий для ребенка являются его родители (прежде всего) и педагоги школы. Для того, чтобы сделать своих помощников достаточно грамотными и активными в лечебно-педагогической работе, логопед должен предусмотреть и проводить с ними консультативно-методическую работу.
В процессе занятий с ребенком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о дизартрии. Это мы сделаем в виде цикла бесед:
— о сущности и природе дизартрии;
— об особенностях ее проявления, методах устранения;
— о значении и направленности речевых занятий;
— о роли родителей и учителей в лечебно-педагогическом процессе;
— об особенностях домашнего режима;
— о необходимом отношении окружающих к ребенку с дизартрией;
— о домашнем режиме ребенка с дизартрией.
Организация цикла общих бесед для родителей, дети которых посещают логопедические занятия, не исключает индивидуальных консультаций логопеда для родителей.
Помимо бесед, необходимо чтобы родители присутствовали на логопедических занятиях, чтобы практически ознакомить их с принципами подхода к преодолению дизартрии, с приемами по предупреждению и устранению речевых нарушений. Присутствие родителей на логопедических занятиях может быть пассивным (вначале) и активным (впоследствии), когда они от пассивного участия переходят к частичному участию в этой работе: под контролем логопеда задают вопросы детям, дают отдельные задания, делают замечания и исправляют речь детей на занятии.
Такая консультативно-методическая подготовка родителей создает возможность активного и правильного участия их в закреплении навыков правильной речи и поведения детей в их повседневных бытовых и учебных условиях.
Весьма значительным в этом отношении является посещение логопеда ребенка на дому, в школе, непосредственное знакомство с условиями, в которых он живет и обучается.
Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка с нарушениями речи является частью большой и обязательной работы логопеда, которая называется пропагандой логопедических знаний.
Формы этой пропаганда:
— лекции;
— беседы;
— выступления на родительском собрании и педсоветах.
По окончании курса коррекции консультативно-
Темы лекций и бесед для родителей и учителей детей с легкой формой дизартрии:
1. Что такое дизартрия.
2. Основные принципы построения работы по преодолению дизартрии.
3. Семья и школа в построении
работы по преодолению
4. Как организовать домашний режим ребенка с дизартрией.
5. Как работать над речью
6. Ребенок с дизартрией в школе.
В заключении хотелось бы сказать об ответственности родителей по отношению к детям с нарушениями речи.
Экспериментально доказано, что гораздо эффективнее не отрицательное, а положительное подкрепление опыта. Родители должны помогать ребенку бороться с нарушением речи, не наказывая за ошибки, не причиняя боль, а поощряя правильное поведение. Усилия родителей даром не пропадут. Ребенок должен чувствовать поддержку, понимание и любовь взрослых. Причем не любовь за что-то, а просто так. Безусловно, в одночасье идеальных отношений с ребенком добиться сложно, тем более если до начала лечения они были далеко не лучшими.
Но только в триединстве логопед-ребенок-родитель можно добиться положительных и стойких результатов.