Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:28, реферат
Дизартрия непосредственно изучается в рамках логопедии, но имеет очень сложный системокомплекс, в основе которого лежит социально-психологический фактор. Именно поэтому актуальным во все времена являются вопросы изучения психологии детей с нарушениями речи, особенно с точки зрения специфики их коммуникации и личностных свойств, взаимовлияющих на тяжесть дефекта с одной стороны, и на их социальную адаптацию с другой стороны.
Дизартрия - один из дефектов речи. А значение речи для человека неизмеримо велико. Без речи нет общения, друзей и знаний. Дизартрия препятствует получению любимой профессии и устройству личной жизни. Она меняет характер, формирует пассивность, ранимость и неуверенность. Кто же лечит дизартрию? Раньше существовал только один специалист — логопед. В больницах и районных поликлиниках запись к нему была за месяц вперед. Но полного излечения добиться удавалось исключительно редко.
Сегодня времена изменились. Дизартрию стали успешно лечить психологи, психиатры. Современная наука больше не идет по пути разделения, а компилирует знания, накопленные отдельными дисциплинами. Каждый специалист воздействует на различные области человеческой психики. Логопед восстанавливает структуру речи, психолог закрепляет ее, защищает от возможности «срыва», психиатр контролирует общее состояние пациента. В совместных усилиях — залог успеха.
В нашей работе мы попытались выявить, как можно повлиять на течение дизартрии.
Прежде, чем засучив рукава, браться за дело, нужно помнить одно важное правило — не родитель или учитель должны обратиться за помощью к психологу, а ребенок сам должен захотеть вылечить дизартрию, внутренне подготовиться, мобилизовать силы на борьбу с болезнью. Сколько бы вы ни старались, но без этого маленького условия ваши усилия будут напрасными. На основе сложившегося опыта можно заключить, что излечение дизартрии только на 30% зависит от квалификации специалиста и на 70% – от желания пациента.
Правда, ребенок не всегда осознает всю серьезность собственных проблем. Такое бывает, когда он слишком мал (2–6 лет). Ребенок еще не жалуется на страх, но уже испытывает дискомфорт, капризничает, беспокойно спит. В подобных случаях не следует акцентировать его внимание на трудностях речи. В противном случае ребенка можно запугать.
Изучив научную, психолого-педагогическую и медицинскую литературу по данному вопросу, мы сделали вывод, что в настоящее время дизартрия представляет собой одну из острых проблем логопедии, так как течение ее и влияние на окружающей микросреды является недостаточно изученным фактором.
Таким образом, отобрав практический материал из методик обследования детей с нарушениями речи Л.И.Беляковой, Е.А. Дьяковой, Л.С. Волковой, В.М. Шкловского, Л.Я. Мисуловина, Л.З. Арутюнян, Е.Л. Пеллингер, мы составили свою схему обследования, которая была направлена на исследование параметров личности и параметров микросреды.
Предложенная нами коррекционная работа направлена на адаптацию детей с легкой формой дизартрии и преодоление их речевого дефекта в различных жизненных ситуациях, а также и на саму микросреду (семья, школа, класс, учитель) с целью предупреждения возникновения новых рецидивов.
Приложение 1
На дворе под крышей было гнездо ласточек. Рано утром две ласточки улетели из гнезда, и оно осталось пустое.
В это время с крыши слетел воробей. Он оглянулся кругом, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо. Скоро воробей высунул свою головку и весело зачирикал.
Вернулась к гнезду ласточка. Она увидела гостя, запищала, помахала крылышками и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Очень скоро подлетела к гнезду стая ласточек. Все они посидели около гнезда и быстро улетели. Воробей был рад, он поворачивал головку и еще громче чирикал.
ЗАЯЦ.
К зиме заяц в новой шубке. Летняя серая шерсть у зайца вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно различить зайца на снегу. Нет у зайчика норы, нет запасов. Страшны зайцу не мороз и вьюга, а охотники, волки, лисицы и совы. Спасает его от различных врагов светлая шкурка да бойкие прыжки.
Однажды вечером у нас на даче разразилась гроза. Неожиданно ветер нанес облака, засверкала молния, раздался оглушительный гром, и начался ливень с градом и ураганным ветром. Ветер ломал деревья в нашей роще. Одно дерево упало на крышу нашего дома. Раздался треск.
Все, кто был на даче, повскакали с мест. К счастью гроза быстро прошла.
Приложение 2
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
1. Включи слово в предложение.
Ведущий называет какое-нибудь слово. Каждый из участников игры должен придумать предложение с этим словом.
Ведущий: Весна.
Участник: Весна - мое любимое время года.
Участник: Весна в этом году ранняя.
2. Закончи пословицу.
Ведущий, обращаясь поочередно к каждому из участников игры, говорит первую половину пословицы. Тот, к кому он обращается, должен пословицу закончить. рекомендуется следующие пословицы:
— Любишь кататься-...
— Без труда - ...
— Один за всех - ...
— Делу время - ...
— Кончил дело - ...
— Ученье свет - ...
— Что написано пером - ...
— С кем поведешься - ...
— Не зная броду - ...
— Что посеешь - ...
Приложение 3
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
1. Рот широко открыть-закрыть.
2. Губы вытянуть вперед (зубы сжаты), затем улыбнуться.
3. Рот широко открыть, кончик языка выдвинуть на подбородок, а потом убрать за нижние зубы.
4. Рот широко открыть, кончик языка положить за нижние зубы, затем за верхние, в правый уголок рта, в левый.
5. Рот широко открыть, кончиком языка облизать верхнюю губу, потом нижнюю
6. "Причесать" верхними зубами нижнюю губу, нижними зубами - верхнюю губу.
7. Упражнения для губ. Быстрая смена артикуляторных поз губ. Логопед называет ряды гласных, пациенты беззвучно их артикулируют: а - о - у - и; у - и - о - а.
Примерное занятие на I этапе.
I. Цель: - повысить речевую активность, обогатить словарь, закрепить навыки плавной, слитной и выразительной речи в диалогах, стихах, прозе.
II. Оборудование - зеркало, мяч, логопедические тетради.
III. Дидактический материал - тесты (К. Симонов "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... ", Т.М. Вячеслова "Гвоздика").
IV. План занятия:
1. Организационный момент.
2. Речевая зарядка.
3. Автоматизированная речь (счет, скороговорки).
4. Работа над техникой речи в стихах, в диалогах, в прозе.
5. Речевая игра.
6. Подведение итогов и задание для самостоятельной работы.
Ход занятия
1. Пациенты отвечают на вопросы логопеда:
Как прошел твой день?
Были ли замечания со стороны родителей?
Готов ли ты к занятиям?
Отвечал ли ты в школе?
Как говорил в школе?
Какую получил отметку?
2. Артикуляционная гимнастика (проводится под зрительным контролем).
Для выполнения упражнений для голоса и тренировки изолированного диафрагмального дыхания дети встают. Во времена всех упражнений рукой фиксируется вдох и выдох.
Эти упражнения похожи на упражнения профессиональных певцов для распевания. В них можно использовать мотив песни "Пусть всегда будет солнце" (1-я строчка припева поется на звук а, 2-я строчка - на о, 3-я строчка - на у, 4-я строчка - на а. Ученики поют медленно, красиво, с хорошей подачей звука).
После этой тренировки ученики садятся и проводится счетная зарядка. Предлагается число 3325, каждый ребенок называет последующие 5-7 чисел. Перед каждым числом обязателен вдох.
3. После счета каждому ребенку предлагается проговорить две скороговорки два раза.
1) Часовщик чинил часы, 2) Старый пес среди двора,
Прищемил себе усы, Караулил куль добра.
Пустил в ход колесики, Воры куль добра не брали,
И прощай волосики. Воры сторожа украли.
4. а) Совершенствование техники речи включает в себя работу над стихами.
Стихи читаются выразительно, с соблюдением всех правил речи. В данном случае может быть использовано стихотворение К. Симонова "Ты помнишь, Алеша дороги Смоленщины..."
б) Вопросно-ответная форма занятия.
Дома ученики подготовили по 5-7 вопросов по текущему школьному материалу. Вопросы задают по очереди друг другу. Отвечая на вопросы дети должны соблюдать правила речи. В ходе работы вопросы могут задаваться логопедом.
На этом этапе занятия проводится работа с прозаическими текстами, заученными наизусть. У каждого ребенка есть небольшой текст, который много раз задавался ему для чтения. Прозаический текст проговаривается под шаг. Шаг делается на ударную гласную в каждом слове.
Примерный текст:
ГВОЗДИКА.
Есть осенний цветок, в кортом больше жизни, чем в весеннем подснежнике. он живет "полным голосом", выталкивая на свет все новые и новые бутоны, словно боясь, что не успеет взять от жизни все прекрасное, не отдав взамен свою красоту и жизнь. Он пахнет пряно и остро. Он поит меня своим ароматом, дразнит меня, вливая какую-то дерзкую энергию, тревожа мое воображение...
Гвоздика никогда не осыпается. Она не отдает себя ни ветру, ни земле. Она гордо увядает, сопротивляясь до последних минут, пока ее зеленые чашечки не сожмут упрямых лепестков.
Т.М. Вячеславова.
Игра в мяч - следующий этап.
Ученики встают в круг. Под мяч выполняются речевые задания:
а) Назвать существительные по темам: лес, город, школа, транспорт, спорт и так далее.).
б) Назвать словосочетание "существительное+глагол".
в) Логопед встает в центр круга и, бросая мяч по очереди каждому ребенку называет существительное; тот, в свою очередь, должен подобрать прилагательное.
(Логопед : Береза
Ребенок : Белая береза и так далее.)
5. Речевая игра "Отгадай предмет".
Каждый из пациентов задумывает любой предмет, остальные, задавая вопросы, отгадывают его.
6. Подведение итогов оценка речи:
Задание на дом:
а) Речевая зарядка (каждое упражнение выполнить по 5 раз).
б) Повторить 2 пары скороговорок по 2 раза.
в) Проговорить прозаические отрывки, заученные наизусть.
г) Составить 4 вопроса по учебному материалу.
д) Читать стихотворение М.Ю. Лермонтова "Три пальмы" ( по 5 раз).
Приложение 4
1) Сев в такси, спросила такса:
"За проезд какая такса?"
— А водитель: "Денег с такс
Не берем совсем - вот так-с ".
2) Говорили тиграм львы:
"Эй, друзья, слыхали ль вы?
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог".
3) Область рифм моя стихия,
И легко пишу стихи я.
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки.