Особенности коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с легкой формой дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:28, реферат

Краткое описание

Дизартрия непосредственно изучается в рамках логопедии, но имеет очень сложный системокомплекс, в основе которого лежит социально-психологический фактор. Именно поэтому актуальным во все времена являются вопросы изучения психологии детей с нарушениями речи, особенно с точки зрения специфики их коммуникации и личностных свойств, взаимовлияющих на тяжесть дефекта с одной стороны, и на их социальную адаптацию с другой стороны.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности коррекционной работы по устранению нарушений.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

28. Стрессовые ситуации.

29. Волнения, не связанные с речью.

30. Волнения, связанные с речью.

31. Волнения по поводу трудных  слов.

32. Волнения по поводу трудных  звуков.

33. Волнение возникает до речи.

34. Неуверенность в своих силах, в себе.

35. Опасение быть непонятым.

36. Опасение обнаружить свой  недостаток.

37. Волнение во время речи.

б) Речевые неудачи сопровождаются.

(наблюдение проводится во время  обследования наружных форм речи. Требуется ответ "да" или "нет").

38. Сердцебиением.

39. Потливостью.

40. Дрожью.

41. Слабостью.

42. Общей скованностью.

43. Жаром.

44. Холодом.

45. Ощущение спазма в горле.

46. Ощущение спазма в груди.

47. Перечисленные неприятные ощущения  долго не проходят.

48. Запинок становится больше, но  это не сопровождается волнением.

 

2. Результаты анкетирования родителей

 

Анализируя анкеты родителей детей с легкой формой дизартрии, мы попытались выяснить:

1. Тип нарушения речи обследуемого.

2. Что повлияло на появление  дизартрии.

3. Каким образом микросреда (семья  в частности) влияет на течение  нарушения речи.

В данном обследовании принимали участие 5 человек в возрасте от 7 до 10 лет, из них 3 мальчика и 2 девочки.

В следующей таблице мы попытаемся показать, как протекало развитие ребенка в пренатальный, натальный и постнатальный период, а также раннее речевое развитие.

 

Фамилия, имя обследуемого

пренатальный период

натальный период

постнатальный период

раннее речевое развитие

Николаев Артем

токсикоз 1 половина беременности

в срок

N

N

N

Прилуков Андрей

N

N

краснуха, ушиб головы

N

N

Соколова Ксения

Простудные заболевания, токсикоз 2-й пол. берем.

преждевременные

N

небольшая задержка

Дерябина Мария

токсикоз 2-й пол. беремен.

N

N

N

Новиков Андрей

токсикоз 1-й пол. беремен.

N

 

N


 

Адаптация в детском саду из пяти у трех проходила хорошо и лишь один адаптировался к условиям в д/с тяжело.

В следующей таблице мы постарались отразить причины, ухудшающие речь.

 

Фамилия, имя обследуемого

Психологический климат в семье

Ситуации ухудшающие речь

Николаев Артем

- сопереживание со стороны  родных и близких

- постоянная фиксация  на дефекте со стороны мамы

- имеют место конфликты с мамой

- при волнении

- при разговоре со старшими

- в напряженной обстановке

- в разговоре с незнакомыми  людьми

Прилуков Андрей

- спокойная обстановка  в семье

- уделяется огромное внимание  преодолению речевого дефекта

- когда волнуется, переживает

- когда кто-то повышает  голос

- при разговоре с друзьями

-в разговоре со старшими  и незнакомыми людьми

- заикание присутствует  практически всегда

Соколова Ксения

- чрезмерное заласкивание  со стороны мамы

- нетерпение к речи  ребенка во время речевых судорог

- при волнении

- при разговоре с незнакомыми  людьми, со старшими

Дерябина Мария

- спокойная обстановка  в семье

- переживание и сопереживание  к речевому дефекту и за  учебную деятельность ребенка со стороны родителей

- когда торопится

Новиков Андрей

- излишня строгость со  стороны родителей

- имеют место конфликты  с родными

- фиксация на речевом  дефекте ребенка со стороны  мамы

- когда волнуется

- в напряженной семейной  обстановке

- при разговоре со старшими  и незнакомыми людьми


 

Проанализировав данную таблицу, мы можем сделать следующие выводы:

— Из 5 обследуемых только в двух семьях отметили спокойную семейную обстановку.

— В 2 из 5 - имеют место ссоры и конфликты в семье.

— Сопереживание и переживание - в 2-х случаях из 5-ти и лишь один из 5-ти обследуемых имеет спокойную обстановку в семье и его речевому дефекту уделяется огромное внимание.

Наиболее часто встречающимися ситуациями ухудшающими речь являются:

— волнение, переживание;

— разговор со старшими и незнакомыми людьми.

Подводя итог работе с анкетами родителей, мы можем сказать, что проведенное обследование позволило выявить в психолого-педагогической структуре дизартрии феномен фиксации на дефекте и определяющие факторы в образовании у детей различных психологических особенностей.

 

2. Результаты анкетирования учителей

 

Данный тип анкет был направлен на то, чтобы проверить адекватность заполнения анкет родителями, а также на выявление характера отношений ребенка в школе и в учебной ситуации.

Результаты данных анкет мы свели в следующую таблицу.

 

Фамилия имя обследуемого

Успеваемость

Характер общения со сверстниками

Какой из способов ответа предпочитает обследуемый

Причины усиливающие речевой недостаток

Чем сопровождаются речевые неудачи

Ситуации, ухудшающие речь

Николаев

Артем

В основ-

ном на "3"

пассивен

Письменный

- Неприятные переживания

-стрессы, волнения, не связанные  с речью

-волнение до речи

-неуверенность

-опасения обнаружить свой недостаток

-неприятные размышления о нарушении речи

-волнения до речи и  после

-общей

скованностью

-ощущением спазма в

горле

-запинок

становится больше, но это не сопровождается волнением

-разговор с друзьями

-с недоброжелательными людьми

- с учителем

-с младшим

-с незнакомым

-с группой людей

-при выступлении

-на уроке

-на перемене

Прилуков

Андрей

слабая

в основ.

на "3"

доброжелательный

Письменный

-неприятные переживания

-стрессы

-волнения, не связанные с речью

-волнения до речи

-опасения быть

непонятым

-неуверенность

в своих силах

-волнения во время  речи

- общей скованностью

- ощущением спазма в

горле

-разговор с недоброжелательными людьми

-с учителем

-с незнакомыми

-в группе людей

-при выступлении

-в школе

на уроке

Соколова

Ксения

на "4"

и "5"

Близкий

доброжелательный

отвечает

устно и письменно

-стрессы

-неприятные переживания

-волнения

-волнения до речи

-неуверенность в своих силах

- волнение во время  речи

-волнения после речи

-ощущением спазма в  горле

-запинок становится больше, но 

это не сопровождается волнением

- разговор вслух без  свидетелей

- при раз говоре с друзьями

-с недоброжелательными людьми

Дерябина

Марина

на "4"

и "5"

часто

ссорится

Устный

-неприятные переживания

-стрессы

-волнения

-опасения быть непонятой

-неприятные размышления о запинке

-волнения во время  речи

-общей скованностью

-запинок становится больше, но не сопровождается волнением

-разговор со

старшим

-в присутствии группы

-при выступлении

-в школе на уроке

Новиков

Андрей

на "3"

и "4"

отвечает

и устно

и письменно

Легко входит в

Контакт

-неприятные переживания

-стрессы

-волнения до речи

-волнения во  время  речи

-ощущение спазма в  горле

-запинок становится больше, но это не сопровождается волнением

-разговор со

старшим, с учителем

-с незнакомым

-в присутствии группы

-при выступлении

-в школе на уроке


 

Таким образом, анкетирование позволило выявить определенный ряд неблагоприятных, и в данном случае усложняющих психологическую структуру нарушения речи факторов окружающей микросреды детей.

Неблагоприятные факторы микросреды выявлены в семейно-бытовых условиях (конфликтные ситуации в семье по разным причинам, неправильные методы воспитания, повышенный уровень тревожности родителей и т.д.) и во взаимоотношениях детей со сверстниками в условиях школы (неправильное отношение со стороны сверстников, педагогов и т.д.).

Следовательно, неблагоприятное положение детей с нарушением речи в коллективе является одним из факторов, тесно связанных с усилением их фиксированности на дефекте.

Неблагоприятные факторы микросреды, рассматриваемые отдельно и особенно в совокупности их взаимодействия на детей с легкой формой дизартрии, оказывают влияние на появление и развитие у них болезненной фиксации на дефекте и, тем самым, служит фактором, усугубляющим тяжесть болезни.

Таким образом, наши наблюдения убеждают в необходимости введения в систему логопедической работы с детьми обязательных коррекционно-педагогических мероприятий по нормализации и оздоровлению семейно-бытовых условий (посещение школы, дома, разъяснительные беседы с родителями и педагогами, контроль за выполнением логопедических заданий и указаний и др.); по созданию правильного взаимопонимания детей с окружающими (отношение со стороны родителей, учителей, сверстников, отношение ребенка к себе и своей речи, по воспитанию правильного поведения в семье, в коллективах сверстников и взрослых).

 

3. Коррекционно-педагогическая работа

 

При лечении легкой формы дизартрии необходимо действовать сразу по трем направлениям: физиологическому, логопедическому, психологическому.

Существует множество методик комплексной коррекции дизартрии. Данным вопросом занимались : Н.А. Власова Е.Ф. Рау, В.И. Селиверстов, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, Л.М. Крапивина, М.И. Буянов, Б.З. Драпкиным, Е.В. Богданова, Н.Б. Жихарева, В.М. Шкловский, Н.А. Затиани, Ю.Б. Некрасова, Л.З. Арутюнин, И.Ю.Абелева, Н.Ф. Синицына, А.И. Богомолова.

Так как в нашем исследовании принимали участие дети 1-3 классов, изучив данные методики по коррекции дизартрии, мы уделили особое внимание методике И.Ю. Абелевой и Н.Ф. Синициной, т.к. данные методики более приемлемы для наших детей.

Комплексная коррекция складывается из следующих компонентов:

— восстановление коммуникативной функции речи;

— реконструкция социальной значимости личности и в первую очередь улучшение адаптации в школьных условиях;

— обучение детей способам самоконтроля и лечебным приемам;

— Ликвидация признаков девиации личности (психологическая реабилитация).

Целью этой работы будет являться :

1) Перевоспитание неправильной  речи и поведения, устранение  психологических отклонений у детей с легкой формой дизартрии.

2) Обеспечение благоприятных условий  для лечебно-педагогического воздействия на ребенка с нарушением речи, создание правильного отношения к несу дома и в школе, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указания логопеда.

 

Всю коррекционную работу можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе главным является формирование техники речи. Это процесс постепенный, требующий полной отдачи. Техника речи, как практическая дисциплина включает в себя три основных раздела: дыхание, голос и дикцию.

Работа над различными отделами речевого аппарата проводятся одновременно.

I этап.

Цель - дать ребенку основные навыки правильной речи, научить его работать над речью самостоятельно, чтобы в дальнейшем он автоматизировал эти навыки и пользовался ими в повседневной жизни.

Курс занятий на данном этапе начинается с усвоения детьми речевых правил. Эти правила должны хорошо знать и родители.

Эти правила не сложны, но для лучшего запоминания эти правила переписываются на видное место и заучиваются наизусть.

В первые 10-12 дней детям предлагается "режим молчания". Работа организовывается так, чтобы свести на минимум речь детей. Чтобы ребенку это было не в тягость нужно включить элементы игры "Молчанка", "Напиши мне письмо", "Объясни жестами", "Режим молчания" не понимается буквально. Не произойдет ничего страшного, если ребенок произнесет необходимую для него фразу. Желательно, чтобы в эти дни ребенок в том малом общении пользовался только организованной речью, то есть отработанной, строго упорядоченной.

Чтобы режим молчания соблюдался везде, логопеду необходимо согласовать данный вопрос с учителями и родителями ребенка. Нужно убедить самого ребенка в том, что режим молчания очень важен и ему самому нужно следить за его выполнением, особенно во время нескольких перемен и на улице, когда он находится в окружении товарищей.

II этап.

Работа над дыханием, артикуляцией и гласными звуками.

а) Занятия в группе начинаются с дыхательных упражнений (смотри приложение).

Информация о работе Особенности коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с легкой формой дизартрии