Особенности кредитно-модульного подхода к обучению студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:47, реферат

Краткое описание

Цель современного учебного заведения - обеспечить образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения учащегося и преподавателя в учебном процессе. В настоящее время этот процесс в массовой школе страдает неразрешимыми противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным усвоением знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения, способствующим развитию способностей и интересов ученика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1.Место модульного обучения в современном образовании…………………….....4
2.Сущность и особенности модульного обучения…………………………………..9
3.Преимущества построения учебно-методических комплексов на основе модульной технологии обучения……………………………………………………..19
4.Опыт ВУЗов по переходу к системе кредитов для учета объема деятельности обучающихся………………………………………………………………………..…20
4.1.Опыт по введению системы кредитов в МГУ им. М.В.Ломоносова…………..24
4.2. Опыт по введению системы кредитов в СПбГУ………………………………..26
4.3. Опыт по введению системы кредитов в ДГТУ………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по практике.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Сущность и особенности модульного обучения

Одной из технологий способных сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения является технология модульного обучения. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им».

Перспективность модульного обучения заключается в увеличение объема самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала, определении индивидуального темпа обучения и обязательном самообразовании.

Цель модульного обучения - поэтапное повышение уровня и качества процесса обучения на основе создания ориентированных на различный результат специальных программ.

Внедрение модульного обучения существенно повышает качество обучения рабочим профессиям, расширит возможности индивидуального обучения.

Модульная учебная программа позволит сократить затраты на обучение, обеспечить гибкость организации учебного процесса, повысить мастерство педагога-консультанта, снизить зависимость качества обучения от уровня квалификации преподавателя и мастера производственного обучения, сократить затраты на разработку программ и учебных пособий.

Преимущества модульного обучения:

- возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой модуля);

- создание условий для развития  коммуникативных навыков и навыков  общения учащихся, тесного контакта  с преподавателем через индивидуальный  подход;

- создание условий для более  осознанно-мотивационного изучения профессионально-значимых дисциплин;

- уменьшение стрессовых ситуаций  в период сдачи зачетов или  экзамена.

Построение содержания учебных программ основывается на принципе модульности, который предполагает построение учебного курса по предмету в виде совокупности блоков - модулей. Внутри каждого из них материал структурируется в виде системы учебных элементов, которые взаимозаменяемы и подвижны. Проводится целенаправленный подбор учебного материала и составление его в целевые блоки; предусматривается относительная самостоятельность модуля, его логическая завершенность; появляется возможность выбора обучающимися индивидуальной траектории продвижения при усвоении содержания образования.

При внедрении модульного обучения развиваются навыки рефлексивной культуры, что создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, что способствует овладению технологией рефлексии; обеспечивается мотивация, развиваются навыки самостоятельной работы с предложенной им индивидуальной учебной программой, поиска информации, что, в конечном счете, влияет на развитие творческих способностей.

Модуль, как инвариантное методологическое средство структурирования предметного содержания, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. В соответствии с образовательным стандартом дозируется содержание модуля, которое может легко меняться в зависимости от потребностей рынка труда, что служит основанием для создания новых модулей.

Учебный материал курса разбивается на отрезки, подлежащие усвоению в соответствии с планом (исходя из объема темы, продолжительности семестра). С целью достижения непрерывного контроля над усвоением каждого модуля курса в начале изучения учебного элемента организуется вводный срез по теме для того, чтобы преподаватель имел представление об уровне владения обучающимися системой знаний, умений и навыков. По окончании изучения учебного фрагмента проводится итоговое тестирование, с помощью которого оценивается знание и дается количественная характеристика результатов.

Для составления новых модульных программ необходимо:

1) выявить в профессиональной  деятельности определенные функции  и в соответствии с ними определить комплексные цели подготовки специалиста;

2) в каждой функции выделить  операции и привести в соответствие  с ними модули (блоки информации), раскрывающие задачи обучения  каждой операции, объединить их  в систему, способствующую формированию  профессионального творческого мышления;

3) в каждой операции охарактеризовать  совокупность приемов и в соответствии  с ними выбрать методы обучения.

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.

Основным ядром обучающего модуля, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических школьных занятиях, при курсовом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза.

Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы:

-модульности;

-выделения из содержания обучения обособленных элементов;

-динамичности;

-действенности и оперативности знаний и их системы;

-гибкости;

-осознанной перспективы;

-разносторонности методического консультирования;

-паритетности.

Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.

- Учебный материал нужно конструировать  таким образом, что бы он вполне  обеспечивал достижение каждым  обучающимся поставленных перед  ним дидактических целей;

- Он должен быть представлен  настолько законченным блоком, чтобы  имелась возможность конструирования единого содержания бучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;

- В соответствии с учебным  материалом следует интегрировать  различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру. Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части.

При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.

Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил. В интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;

- достижение каждой из них  должно полностью обеспечиваться  учебным материалом каждого элемента;

- совокупность отдельных частных  целей, одной интегрированной дидактической  цели должна составлять один  модуль.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей, с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний.

Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества. Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.

Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:

- содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;

- конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;

- модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.

Принцип действенности и оперативности знаний и их системы.

В звеньях сферы образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения - обучать не только видам деятельности, но и способам действий.

Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения. Оперативные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. О системе действенных и оперативных знаний можно говорить только при их неразрывном единении с умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специальных знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности. Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы, следующие:

- цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и способов действий.

- для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности.

- обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению.

- необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.

Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.

Реализация принципа гибкости требует соблюдения следующих педагогических правил:

1. При индивидуализации содержания  обучения необходима исходная  диагностика знаний.

2. Она должна быть организована  таким образом, чтобы по ее  результатам можно было легко  построить индивидуализированную структуру конкретного модуля.

3. Для индивидуализации содержания  обучения необходим анализ потребности  обучения со стороны обучаемого.

4. С этой же целью можно  пользоваться комплексным критерием  его построения, включающим базовую  подготовленность и индивидуализированные цели обучения.

5. Важно соблюдать индивидуальный  темп усвоения.

6. Методическая часть модуля  должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация  технологии обучения.

7. Требуется индивидуальный контроль  и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.

Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленны стимулов учения. Необходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности (самоуправления) обучаемых. Слишком жесткое управление деятельностью лишает обучаемых инициативы, принижает роль самостоятельного учения.

Если использовать возможности самоуправления обучающихся, необходимо дать им ясно понять и осознать цели (промежуточные и конечные) учения. В модульном обучении они должны выступать в качестве значимых результатов деятельности, поэтому должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и практической деятельности.

При реализации принципа осознанной перспективы в процессе модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:

1. Каждому учащемуся вначале  надо представлять всю модульную  программу, разработанную на продолжительный  этап обучения (курс, год или весь  период).

2. В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающий должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат.

Информация о работе Особенности кредитно-модульного подхода к обучению студентов