Особенности кредитно-модульного подхода к обучению студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:47, реферат

Краткое описание

Цель современного учебного заведения - обеспечить образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения учащегося и преподавателя в учебном процессе. В настоящее время этот процесс в массовой школе страдает неразрешимыми противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным усвоением знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения, способствующим развитию способностей и интересов ученика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1.Место модульного обучения в современном образовании…………………….....4
2.Сущность и особенности модульного обучения…………………………………..9
3.Преимущества построения учебно-методических комплексов на основе модульной технологии обучения……………………………………………………..19
4.Опыт ВУЗов по переходу к системе кредитов для учета объема деятельности обучающихся………………………………………………………………………..…20
4.1.Опыт по введению системы кредитов в МГУ им. М.В.Ломоносова…………..24
4.2. Опыт по введению системы кредитов в СПбГУ………………………………..26
4.3. Опыт по введению системы кредитов в ДГТУ………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по практике.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

3. В нее входит программа учебных  действий для достижения намеченной  цели, а обучающийся обеспечивается  путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив.

4. В начале каждого модуля  обязательно нужно конкретно  описать интегрированные цели  учения в качестве результатов  деятельности.

5. В начале каждого элемента  следует точно указать частные  цели учения в качестве результатов деятельности.

Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности.

На эффективность учения влияет множество факторов, прежде всего соответствие содержания обучения возможностям учащихся. Однако и при соблюдении этого условия в процессе учения возникает много сложностей, в частности, из-за неумения обучающихся выбирать оптимальные пути усвоения материала, неразвитости навыков самостоятельного познания. Существуют проблемы и в деятельности педагогов, например, из-за нехватки мастерства, неумения применять все методы обучения и выбирать наиболее приемлемый для данных условий или их сочетания.

Пути решения этих проблем раскрывают педагогические правила, реализация принципа разносторонности методического консультирования:

1. Учебный материал следует представлять  в модулях с использованием  личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.

2. Должны быть предложены различные  методы и пути усвоения содержания  обучения, которые обучающийся может  выбирать свободно, либо, опираясь  на них или личный опыт, создавать  собственный оригинальный метод  учения.

3. Необходимо осуществлять методическое консультирование педагога по организации процесса обучения. В качестве альтернативных решений могут выступить различные методы и организационные схемы обучения, которые, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходят для усвоения пропорции конкретного содержания.

4. Педагог может свободно выбирать  предложенные методы и организационные  цели обучения или работать  по своим, оригинальным методам  и организационным схемам.

5. В тех случаях, когда преподаватель  сам строит модуль, желательно в его содержание включить используемые им методы обучения, так как это создает условия для обмена опытом между педагогами, преподающими эквивалентные курсы или предметы.

Важно соблюдать принцип паритетности. В последние годы уделяется особое внимание активизации обучаемых в педагогическом процессе, развитию управления и превращению его в самоуправление. Необходимо сосредоточить внимание на создании базисного условия для реализации взаимодействия в процессе обучения. Им может быть уровень подготовленности обучающихся. Именно от него в первую очередь зависит характер связей управления. Но о каких реальных отношениях может идти речь, если, как это бывает при традиционном обучении, основной целью встреч педагога и обучаемого является предоставление первым информации второму? Другими словами, во время занятий педагог чаще всего делает «информационные инъекции», забывая о необходимости использования других функций.

Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Но для этого необходимо обеспечить обучающихся эффективными средствами учения, такими как модуль.

Используя это информационное средство, обучаемый сможет самостоятельно организовать усвоение нового материала и приходить на каждую педагогическую встречу подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в исследовательской деятельности и т.п.

Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения следующих педагогических проблем:

1. Модульная программа обеспечивает  возможность самостоятельного усвоения  знаний обучающимися до определенного  уровня.

2. Она призвана освобождать педагога  от выполнения чисто информационной  функции и создавать условия  для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.

3. Модули должны создавать условия  для совместного выбора педагогом  и учеником оптимального пути  обучения.

4. В процессе модульного обучения  преподаватель передает некоторые  функции управления модульной программе, в которой они трансформируются в самоуправление.

Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвязаны. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в процессе обучения. Все названные принципы опираются на общедидактические и взаимосвязаны с ними.

 

3. Преимущества построения учебно-методических комплексов на основе модульной технологии обучения

Модульное построение учебно-методических комплексов дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов.

К числу преимуществ данного метода обучения относятся:

1) обеспечение методически обоснованного  согласования всех видов учебного  процесса внутри каждого модуля  и между ними;

2) системный подход к построению  комплекса и определению его  содержания;

3) гибкость структуры модульного  построения комплекса;

4) эффективный контроль за усвоением  знаний студентами;

5) выявление перспективных направлений  научно-методической работы преподавателя;

6) быстрая дифференциация студентов: различаются «усредненные» группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. студенты курса;

7) резко упрощается отбор кандидатов  в аспирантуру, исключается продвижение  не очень способных, но активных  студентов;

8) при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области.

Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видами учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Возникает необходимость в новых формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой студент получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии проектирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрессивных технологий.

При комплексном рассмотрении содержания обучающих модулей исключается дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элементов научных исследований и проведения научно-исследовательских лабораторных работ.

Взаимосвязь различных форм обучения при модульной организации учебного процесса позволяет целенаправленно управлять научно-методической работой преподавателя и определять узкие места методического или программного обеспечения, лабораторной базы кафедры. Кроме того, наглядность структуры курса «проявляет» перспективные направления их совершенствования и позволяет научно обоснованно планировать работу всего педагогического коллектива.

Модульный подход в обучении позволит более полно удовлетворить потребности творческой личности в образовательной деятельности, поскольку появится осознанная заинтересованность в получении тех или иных знаний; возможность изменять специализацию или получать несколько специализаций; изменять уровни притязаний (бакалавр, магистр), форсировать или продлевать срок изучения в целом при известной конечной цели; быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, индивидуализировать процесс обучения, осуществлять сотворчество с преподавателем, снизить фактор неудовлетворенности индивида в образовании.

 

4. Опыт ВУЗов по переходу к системе кредитов для учета объема деятельности обучающихся

Согласно ЕСТS кредиты начисляются студенту только по результатам успешного прохождения итогового контроля по данной дисциплине (экзамен, зачет, тест или итоговая контрольная работа и т.п.) При этом величина удовлетворительной оценки не влияет на количество кредитов. Единственно, что она должна быть положительной (балл не ниже «Е» в европейской системе оценок). Бакалавр в течение своего обучения должен набрать не менее 180 кредитов (три года в соответствие с нормой в 60 кредитов в год) или не менее 240 кредитов (четыре года). Студент имеет право освоить в учебном году зачетных единиц больше, чем 60. В этом случае, при условии успешного выполнения рабочего учебного плана и прохождения промежуточной аттестации, срок обучения может быть сокращен. Магистр же суммарно должен заработать не менее 300 кредитов. Отсюда вытекает зависимость срока обучения на магистра от продолжительности обучения на бакалавра.

По канонам Болонского процесса считается нормой начислять студентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам. Действительно, это реальная учебная работа, имеющая определенную трудоемкость; важно как можно более объективно определить ее величину. Без сомнения, кредиты должны начисляться за написание рефератов и курсовых работ, которые предполагают изучение студентами значительного количества источников. Следовательно, и академическая трудоемкость этих видов работ весьма высока.

Советские и российские образовательные стандарты предусматривали значительно большие временные затраты на подготовку студентов. Они изначально планировали значительно большее учебное время, необходимое для изучения дисциплины, а именно этот параметр лежит в основе кредитной системы (сравним: в Манчестерском университете (Великобритания) для подготовки бакалавра определено 3630 часов учебного времени, а по ныне действующему ГОС ВПО – от 7000 до 75000 по гуманитарным наукам. Это фактически в два раза больше).

Российские вузы-участники эксперимента по внедрению зачетных единиц в учебный процесс, использовавшие в своей практике методику Министерства образования, пришли к выводу, что она не учитывает ряд важнейших факторов: 

- данная методика не устанавливает  максимальный объем трудоемкости  за один семестр, учебный год  и весь период обучения (1 семестр = 30 з.е.; 1 год = 60 з.е), что является базисным принципом ECTS. Без учета этого показателя теряется смысл всех расчетов, так как делается невыполнимой функция переноса и перезачета зачетных единиц, ориентированная именно на отражение в документах семестровых или годовых периодов обучения «мобильных» студентов в других вузах;

- принципы распределения трудоемкости  в зачетных единицах между  компонентами образовательной программы  и о связи этого пересчета  с конечными результатами обучения не раскрываются;

- простое деление трудоемкости в часах на 36 и округление до 0,5 приводит к тому, что трудоемкость в зачетных единицах превышает все «верхние» нормативы ECTS (240-300 кредитов за период обучения).

В результате, чтобы избежать механического пересчета трудоемкости из часов в кредиты, вузы вынуждены были вырабатывать свои, альтернативные подходы к расчету трудоемкости, дополняющие принципы министерской методики. Альтернативные подходы можно условно принято делить на следующие разновидности:

-«долевой метод»;

-«понижающие» коэффициенты пересчета;

-методики «округления», позволяющие совместить нормы ГОС с нормативами ECTS.

Хотя объемы учебной нагрузки в учебном плане для разных дисциплин могут быть различными, в общем случае для студентов младших курсов 1/3 времени отводится на аудиторную работу, а 2/3 – на внеаудиторную. Для студентов старших (выпускных) курсов уже не менее 3/4 времени, затрачиваемого на освоение дисциплин, отводится на самостоятельную подготовку. Кредитные единицы набираются по семестрам. По каждой колонке учебного плана вводятся три цифры в скобках, которые следуют сразу же после названия дисциплины.

Например, (3:2:0).

1-ая цифра обозначает максимальное  число кредитов, отводимых на освоение дисциплины;

2-ая цифра обозначает академические часы в неделю, отводимые на работу в аудитории (лекции, опрос, дискуссии, демонстрации и различные комбинации этого);

3-я цифра обозначает время  в академических часах в неделю, отводимое на практическую работу (лабораторные и практические занятия, семинары, курсовые и проектные работы, чертежно-графические работы, работа в компьютерном классе).

Один академический час составляет 40 - 45 мин. Одним из возможных подходов может быть и такое распределение трудоемкости между аудиторной и самостоятельной работой студентов:

2 зачетных единицы могут быть равны: 1 час лекции + 2 часа самостоятельной работы студента в неделю (подготовка реферата, графико-расчетная работа, домашние задания и др.) + другие виды учебной работы по данной дисциплине в течение семестра;

2 часа практических занятий + 1 час  самостоятельной работы студента  в неделю (подготовка реферата, домашнее  задание, графическая или расчетная  работа) + другие виды учебной  работы по данной дисциплине в течение семестра;

Информация о работе Особенности кредитно-модульного подхода к обучению студентов