Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:47, реферат
Цель современного учебного заведения - обеспечить образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения учащегося и преподавателя в учебном процессе. В настоящее время этот процесс в массовой школе страдает неразрешимыми противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным усвоением знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения, способствующим развитию способностей и интересов ученика.
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Место модульного обучения в современном образовании…………………….....4
2.Сущность и особенности модульного обучения…………………………………..9
3.Преимущества построения учебно-методических комплексов на основе модульной технологии обучения……………………………………………………..19
4.Опыт ВУЗов по переходу к системе кредитов для учета объема деятельности обучающихся………………………………………………………………………..…20
4.1.Опыт по введению системы кредитов в МГУ им. М.В.Ломоносова…………..24
4.2. Опыт по введению системы кредитов в СПбГУ………………………………..26
4.3. Опыт по введению системы кредитов в ДГТУ………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………………31
2 часа лабораторных занятий + 1 час
самостоятельной работы в
Традиционно, учебный год составляет 40 недель, или 60 академических кредитов при очной форме обучения. Разумеется, такое предположение носит во многом условный характер. Приведем несколько схематических вариантов распределения кредитов.
4.1. Опыт по введению системы кредитов
в МГУ им. М.В.Ломоносова
Трудоемкость учебного модуля, выраженная в кредитах, не имеет прямого эквивалента в академических часах, а указывает долю трудоемкости данной дисциплины в рамках всей образовательной программы. Таким образом, суммарная трудоемкость всех дисциплин годового учебного плана приравнивается к 60 зачетным единицам, а затем перераспределяется для каждого предмета в зависимости от доли его часов в годовом бюджете учебного времени. Данный метод был разработан Б.А. Сазоновым (Федеральный институт развития образования), Н.И. Максимовым (МГТУ им. Н.А.Косыгина) и Е.В. Караваевой (МГУ им. М.В.Ломоносова). Условно он получил название «долевой метод».
Кредиты (зачетные единицы) назначаются всем компонентам учебной программы (дисциплинарные модули, практика, исследовательская работа, итоговая выпускная работа, диссертационная работа и т.д.). Они отражают объем работы, необходимый для достижения результатов образования средним по способностям студентом в отношении к общему объему работы, требуемой для успешного завершения полного года обучения. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю должен быть не более 54 академических часов, т.е. 1,5 зачетных единицы.
Представляется, что для каждой специальности дисциплины, углубляющие профессиональную подготовку, должны иметь большее количество кредитов по сравнению с дисциплинами общеобразовательного характера, не направленными непосредственно на формирование профессиональных компетенций. Естественно, чем более значима дисциплина, тем более трудоемка она должна быть для студента как в части временных затрат, так и в части разнообразия и уровня форм выполняемой учебной нагрузки.
1. Суммарная трудоемкость
2. Вычисляется «приведенная»
3. Путем деления «приведенных
часов» на общую трудоемкость
в зачетных единицах (240 з.е.) вычисляется
«долевой вес» одной зачетной
единицы в данном учебном
4. Вычисляется доля каждой дисциплины в учебном плане: «приведенные часы» по каждой дисциплине делятся на «долевой коэффициент». Например, математика (по ГОС = 600 а.ч.) = 672 а.ч. : 37.383 = 17.98 (з.е.)
5. Полученные дробные значения округляются до целых при условии, что сумма зачетных единиц по всем элементам учебного плана остается равной 240 зачетным единицам.
Авторы «долевого подхода» указывают, что, если при распределении кредитов по составляющим учебного плана исходить из ориентации на результаты образования, то дисциплины, развивающие скорее кругозор, чем профессиональные навыки и носящие ознакомительно-информационный характер, должны получать меньшее число кредитов.
Из всех разрабатываемых сегодня в России методик пересчета трудоемкости из часов в кредиты наиболее широко используется так называемый «долевой подход», подробно описанный выше. Этот метод позволяет учесть роль каждого компонента в целостности учебной программы, не нарушая годового и семестрового нормативов ECTS (60 и 30 з.е. соответственно), позволяет определить кредитный «вес» курсовой единицы, исходя из ее роли в формировании тех компетенций, которыми студент должен обладать по окончании учебы. Данный подход, в свою очередь, хорошо согласуется с модульным принципом компоновки образовательной программы. При «долевом подходе» выраженная в зачетных единицах трудоемкость любого элемента образовательной программы – учебной дисциплины, выпускной работы, учебной практики и т.д., указывает не столько на их часовые эквиваленты, сколько на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости образовательной программы.
Данный подход позволяет учесть болонские нормативы по количеству кредитов в масштабе всего учебного плана. Это отличается от министерской методики пересчета тем, что позволяет распределять показатели трудоемкости по долям и видеть всю картину учебной нагрузки студента сразу, а не подгонять ее к итоговым цифрам. Однако, стремясь не превысить планку 240 кредитов для бакалавриата, 360 – для магистра, в этом случае можно не учесть кредитные нормы применительно к таким фрагментам учебного плана как год, семестр, триместр. Поэтому так называемые «промежуточные» европейские нормы (60 кредитов в год, 30 кредитов за семестр или 20 – за триместр) также важно принимать во внимание, поскольку академическая мобильность студентов чаще всего исходит из их семестрового пребывания за рубежом, и, следовательно, предполагает, что в родном вузе семестровый кредитный показатель должен быть признан и зачтен. Если же он оказывается заниженным или завышенным из-за неравномерного распределения трудоемкости, то такое признание может вызывать трудности.
4.2. Опыт по введению системы кредитов в СПбГУ
Выше говорилось, что мера трудоемкости дисциплины зависит от ее содержания и значимости для подготовки студента. Из этого исходили вузы, пошедшие по пути разработки «понижающих» коэффициентов пересчета. Для этого многие вузы, исходя из роли курсов в достижении тех или иных образовательных целей, противопоставили дисциплины гуманитарного и социально-экономического (ГСЭ) и естественно-научного (ЕН) циклов и дисциплины общепрофессионального (ОПД) и специального (СД) циклов. Для первых вырабатывались более высокие значения коэффициентов пересчета, для последних – более низкие, в результате чего при расчете кредитной стоимости той или иной дисциплине в учебном плане возникала обратная пропорциональность.
Например, в СПбГУ для этих циклов установлены разные коэффициенты пересчета, регулирующие также расчет в зачетных единицах аудиторной и самостоятельной нагрузки:
Цикл (блок) |
Ауд. занятия |
Самост. работа |
ГСЭ |
50 |
75 |
ЕН(ест.-н.ф-ты) |
36-50 40-45 |
54-75 60-67 |
ОПД |
30 |
45 |
СД |
36 |
54 |
ДНМ |
30 |
45 |
СДМ |
36 |
54 |
НИР |
36 |
54 |
Путем деления часовой трудоемкости дисциплины по стандартному учебному плану на эти коэффициенты отдельно для аудиторной и для самостоятельной работы получается «вес» дисциплины в зачетных единицах. Например, если по учебному плану трудоемкость дисциплины «Экономика» цикла ГСЭ, составляет 108 часов (56 ч. ауд.+ 52 ч. самост. раб.), то следует разделить количество часов по дисциплине на приведенные выше коэффициенты для цикла ГСЭ соответственно: 56:50=1,12; 52:75=0,7. В итоге получаем 1,82 з.е. или, округляя, - 2 з.е.
4.3. Опыт по введению системы кредитов в ДГТУ
ДГТУ в рамках реализации основных положений Болонской конвенции, призванной создать стандартную общеевропейскую вузовскую систему, внедрил в учебный процесс очного обучения кредитно-модульную систему.
Модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе модульного представления учебной информации.
Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические модули, содержание и объём которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
Модульное построение курсов предполагает разработку модульных программ обучения, которые существенно отличаются от традиционных учебных рабочих программ.
Модульная учебная рабочая программа по дисциплине должна четко регламентировать как аудиторную, так и самостоятельную части освоения материала и призвана освободить преподавателя от чисто информационных функций. Модульная программа разрабатывается по определенной схеме и включает в себя:
Преподавателю необходимо обеспечить возможность ознакомления студентов с содержанием модульной программы заблаговременно до начала занятий (в исключительных случаях - на первом занятии).
При модульной системе обучения используется рейтинговая оценка знаний, умений и навыков, при которой учитываются все виды учебной деятельности студента (аудиторной и внеаудиторной), оцениваемые определенным количеством баллов.
Рейтинг - индивидуальный кумулятивный индекс студента, формируемый по результатам обучения. Рейтинг постоянно изменяется в зависимости от итогов повседневной работы студента.
Индивидуальный академический рейтинг студента формируется из рейтингов по результатам освоения всех изученных им дисциплин.
Использование рейтинговой оценки знаний призвано:
Заключение
Изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных работников. Преподавание сегодня следует рассматривать как помощь каждому обучающемуся в организации и рациональном, эффективном осуществлении активной, самостоятельной и результативной познавательной деятельности. В связи с этим педагоги испытывают особую потребность в надежных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для студента и для преподавателя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “преподаватель-студент” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого учащегося исключает нарушения дисциплины.
Задания, которые подготовил педагог, предполагают работу учащегося с текстами учебников; наблюдения; экспериментальную работу.
При выполнении заданий студент может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с преподавателем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
Информация о работе Особенности кредитно-модульного подхода к обучению студентов