Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Теория изучение особенностей нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать причины нарушения лексико-грамматического строя у детей с ОНР III уровня.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОНР III уровня.
Сравнить развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической системы
у детей в трудах отечественных учённых………………………………..…4

1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………....4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)…………………………………………………………………...6
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………………………………11

Глава 2. Выявление наруш………………………………………….………………………33ений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция …………………………………………………………...14

2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР………………………………………………………………….…14
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение…………………………………………………………….…………31
Литература……

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 В речи детей  преобладают корневые слова, лишенные  флексий. «Фраза» состоит из  лепетных элементов, которые последовательно  воспроизводят обозначаемую ими  ситуацию с привлечением поясняющих  жестов. Пассивный словарь детей шире активного.

 Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. В произношении имеются противопоставления гласных – согласным, ротовых – носовым, некоторых взрывных – фрикативным. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

 Отличительной чертой  речевого развития детей этого  уровня является ограниченная  способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

II уровень речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством постоянного, хотя всё ещё искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дети пользуются только простыми предложениями состоящими из 2–3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, одежды, мебели, профессий.

 Отмечаются ограниченные  возможности использования предметного  словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкими по смыслу.

 Ошибки в употреблении  грамматических конструкций:

 – смешение падежных  форм («едет машину» вместо на машине);

 – нередко употребление  существительного в И. п., а глагол в инфинитиве или форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени;

 – в употреблении  числа и рода глагола, при  изменении существительного по  числам (» два каси» – два  карандаша, «де туп» – два стула);

 – отсутствие согласования прилагательных с существительным и числительных с существительным.

 Много трудностей  испытывают дети при пользовании  предложными конструкциями: часто  предлоги опускаются вообще, а  существительное при этом употребляется  в исходной форме (» книга идит то» – книга лежит на столе); возможна и замена предлога («гиб лятет на делевим» – гриб растёт под деревом). Союзы и частицы употребляются редко.

Фонетическая сторона  речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушение произношение мягкости и твердости звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонкими и глухими («пать книга» – пять книг; «папутька» – бабушка;). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

 Затруднения в усвоении  звуко-слоговой структуры слова.  При правильном воспроизведении  контура слов нарушается звуконополняемость: перестановка слогов, звуков, замена  и уподобление слогов (» морашка»  – ромашка, «куника» – клубника).

 Выявляется недостаточность  фонематического восприятия, их  неподготовленность к овладению  звуковым анализом и синтезом.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

 Характерным является  недифференцированное произнесение  звуков (в основном это свистящие,  шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно  или несколько звуков данной  или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук «с», сам ещё недостаточно четко произносимый, заменяет звук «с» («сяпоги»), «ш» («сюба» вместо шуба), «щ» («сетка» вместо щетка); замена группы звуков более простыми по артикуляции. Отмечается замены когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

 Отмечается аграмматизм:  ошибки в согласовании числительных  с существительным, прилагательных  с существительными в роде, числе,  падеже. Большое количество ошибок  наблюдается в использовании  как простых, так и сложных  предлогов. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

 Правильно повторяя  вслед за логопедом трех –  четырехсложные слова, дети нередко  искажают их в речи, сокращая  количество слогов. Множество ошибок  наблюдается при передачи звуконополняемости  слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

 В свободных высказываниях  преобладают простые распространенные  предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

IV уровень речевого развития характеризуется трудностями в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – шаг, бежать – ходить. Особенности грамматического оформления речи у детей выявляются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (например: в зоопарке кормили лисов, собаков), сложных предлогов; Нарушение согласования прилагательных с существительными.

 Особую сложность  представляют для этих детей  конструкции предложений с разными придаточными:

 – пропуски союзов: «мама предупредила, я не ходил  далеко» (чтобы не ходил далеко);

 – замена союзов: «я побежал, куда сидел щенок» (где сидел щенок);

 – инверсия: «наконец, все увидели долго искали, которого  котенка; (увидели котенка, которого  долго искали).

 Следующей отличительной  особенностью детей 4-ого уровня является своеобразие их связной речи:

 – в беседе, при  составлении рассказа по заданной  теме, картине, серии сюжетных  картинок, выявляются нарушения  логической последовательности, «застревание»  на второстепенных деталях, пропуски  главных событий, повтор отдельных эпизодов;

 – рассказывая  о событиях из своей жизни,  составляя рассказ на свободную  тему с элементами творчества, они пользуются в основном  простыми малоинформативными предложениями;

 – остаются трудности  при планировании своих высказываний  и отборе соответствующих языковых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Характеристика  нарушения лексико-грамматической  стороны речи при ОНР

 

 

 Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова  подробно описывают нарушения  лексики у детей с ОНР, отмечая  ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

 Одной из выраженных особенностей  речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.

 Бедность активного словаря  проявляется в неточном произнесении  многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова понимаются и употребляются неточно, значение их неравномерно расширяется, или напротив, оно понимается слишком узко.

 При ОНР формирование грамматического  строя происходит с большими  трудностями, чем овладение словарем: значение грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны. Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

 В работах Н.С. Жуковой,  Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР:

 Это неправильное употребление:

 

 – окончаний имен существительных,  местоимений, прилагательных;

 

 – падежных и родовых окончаний  количественных числительных;

 

 – окончание глаголов  в прошедшем времени;

 

 – предложно-падежных  конструкций.

 

 Нарушение синтаксической  структуры предложения выражается  в пропуске членов предложения,  неправильном порядке слов, отсутствии  сложноподчиненных конструкций.

 

 Характеристика лексико-грамматической стороны речи при ОНР III уровня:

 Обширный словарный  запас, наличие правильно построенных  предложений, меньшее разнообразие  фонетических дефектов делают  устную речь этих детей более  полноценной. У таких детей  нет заметных, грубо выраженных лексико-грамматических и фонетических затруднений. У них выявляются лишь более тонкие признаки ещё несформировавшейся речи (в анализе, как правило, имеются указания на позднее начало речи и отклонения в её развитии).

 Речь нельзя назвать  полностью сформированной. Об этом свидетельствуют довольно частые примеры неточного употребления слов (положила похлебку вместо «налила похлебку», длинный кувшин вместо «высокий кувшин» и т.д.), аграмматичное построение многих фраз: опускание предлогов, неправильное согласование в роде, числе (например: мухи кусал, журавль присла, посадили влетку, по все тарелку и т.д.).

 Отклонения в словарном  и грамматическом отношении более  заметно проявляется в ситуации  обусловленной речи, когда свободный  выбор слов и грамматических форм ограничен. В отличие от этого, в свободной речи возможны приспособительные попытки «обойти» трудные слова, заметить их более привычными и проверенными, дополнить слова жестами и т.д.

 Ограниченность словарного  запаса обнаруживается, если предложить детям назвать предметы, выходящие за пределы привычного обихода. При этом выявляется, что многих предметов дети не называют вовсе, например: подоконник, решето, лейка, этажерка и т.д. Ряд предметов обозначается неправильно или при помощи перифраза, например, произношение не передается: весло – грабли, паровоз – поезд, телега – сани, пряник – баранка и т.д.

 На уровне «развернутой  речи» дети обладают сравнительно  большим запасом глаголов, но  менее распространенные действия  в ситуации обусловленной речи  называют ошибочно. Например, вместо вырезают бумагу рвет, кует – куснес выпиливает подкову, вяжет – шьет и т.д.

 Замены слова происходят  как по смыслу, так и по звуковому признаку.

 В свободной речи  детей данного уровня преобладают  простые нераспространенные предложения. Часто встречаются аграмматизмы.

1. Неправильные согласование в роде:

 

 два ягоды –  две ягоды, две стула – два  стула, две уши – два уха,  красная ведро – красное ведро,  собака уходит с своей дома  – собака уходит из своего  дома.

 

2. Неправильное употребление глагола:

 

 пускай мне цалевна  порубись (полюбит), перестала плакала  (плакать), девочка выглядит с  дома (выглядывает из дома).

 

3. Нарушение согласований  в числе:

 

 красненький флажки (красненькие), грибы растет (растут), палты стоит (стоят),

 

4. Неправильное употребление  падежных окончаний:

 

 с гнездо – из  гнезда, по дорога – по дороге, девочка идет портфель – девочка  идет с портфелем, многа дома  – много домов, много человека  – много человек.

 

5. Неправильное употребление  предлогов, союзов:

 

 Собака уходит в  своей дома – собака выходит  из конуры, корова выходит с  сарая – корова выходит из  сарая.

 

 Особенно заметны  лексико-грамматические затруднения,  на данном уровне развития  речи во многих случаях не  могут произнести форму множественного  числа от слова, предъявленного в единственном числе, и наоборот.

 Грамматические формы  неразличаемые. Например, плохо понимают  падежные окончания, выражающие  переходность действия (винительный  падеж), орудийность действия (творительный  падеж).

 Не полностью сформировано понимание морфологических элементов, выражающих число существительного и прилагательного. Не всегда удается понимание морфологических элементов, выражающих значение рода существительного (в освоенности среднего) и рода глагола.

 Таким образом,  в лексико-грамматическом строе речи детей с ОНР III уровня выделяются следующие особенности в лексике:

 Расхождение объема  активного и пассивного словарь;  в активном словаре преобладают существительные и глаголы.

 Отмечаются аграмматизмы.

 В грамматическом строе речи:

1. Пропуск членов предложения в предложении.

2. Неправильный порядок  слов.

3. Отсутствие сложноподчиненных  конструкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выявление  нарушений лексико-грамматического  строя речи у детей, их коррекция

 

2.1 Методика обследования  лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

 

 Обследование детей  разных возрастных групп и  разной степени обучаемости будет  строиться по-разному, Грибова  О.Е. при обследовании лексико-грамматического  строя речи предлагает следующие принципы:

Информация о работе Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня)