Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель: Теория изучение особенностей нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать причины нарушения лексико-грамматического строя у детей с ОНР III уровня.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОНР III уровня.
Сравнить развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической системы
у детей в трудах отечественных учённых………………………………..…4
1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………....4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)…………………………………………………………………...6
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………………………………11
Глава 2. Выявление наруш………………………………………….………………………33ений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция …………………………………………………………...14
2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР………………………………………………………………….…14
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение…………………………………………………………….…………31
Литература……
В речи детей
преобладают корневые слова,
Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. В произношении имеются противопоставления гласных – согласным, ротовых – носовым, некоторых взрывных – фрикативным. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Отличительной чертой
речевого развития детей этого
уровня является ограниченная
способность восприятия и
II уровень речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством постоянного, хотя всё ещё искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дети пользуются только простыми предложениями состоящими из 2–3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, одежды, мебели, профессий.
Отмечаются ограниченные
возможности использования
Ошибки в употреблении грамматических конструкций:
– смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине);
– нередко употребление существительного в И. п., а глагол в инфинитиве или форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени;
– в употреблении числа и рода глагола, при изменении существительного по числам (» два каси» – два карандаша, «де туп» – два стула);
– отсутствие согласования прилагательных с существительным и числительных с существительным.
Много трудностей
испытывают дети при
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушение произношение мягкости и твердости звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонкими и глухими («пать книга» – пять книг; «папутька» – бабушка;). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.
Затруднения в усвоении
звуко-слоговой структуры
Выявляется недостаточность
фонематического восприятия, их
неподготовленность к
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Характерным является
недифференцированное
Отмечается аграмматизм:
ошибки в согласовании
Правильно повторяя
вслед за логопедом трех –
четырехсложные слова, дети
В свободных высказываниях
преобладают простые
IV уровень речевого развития характеризуется трудностями в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – шаг, бежать – ходить. Особенности грамматического оформления речи у детей выявляются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (например: в зоопарке кормили лисов, собаков), сложных предлогов; Нарушение согласования прилагательных с существительными.
Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными:
– пропуски союзов: «мама предупредила, я не ходил далеко» (чтобы не ходил далеко);
– замена союзов: «я побежал, куда сидел щенок» (где сидел щенок);
– инверсия: «наконец, все увидели долго искали, которого котенка; (увидели котенка, которого долго искали).
Следующей отличительной
особенностью детей 4-ого уровн
– в беседе, при
составлении рассказа по
– рассказывая
о событиях из своей жизни,
составляя рассказ на
– остаются трудности
при планировании своих
1.3 Характеристика
нарушения лексико-
Р.И. Лалаева и Н.В.
Одной из выраженных
Бедность активного словаря
проявляется в неточном
При ОНР формирование
В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР:
Это неправильное
– окончаний имен
– падежных и родовых
– окончание глаголов в прошедшем времени;
– предложно-падежных конструкций.
Нарушение синтаксической
структуры предложения
Характеристика лексико-грамматической стороны речи при ОНР III уровня:
Обширный словарный
запас, наличие правильно
Речь нельзя назвать полностью сформированной. Об этом свидетельствуют довольно частые примеры неточного употребления слов (положила похлебку вместо «налила похлебку», длинный кувшин вместо «высокий кувшин» и т.д.), аграмматичное построение многих фраз: опускание предлогов, неправильное согласование в роде, числе (например: мухи кусал, журавль присла, посадили влетку, по все тарелку и т.д.).
Отклонения в словарном
и грамматическом отношении
Ограниченность словарного запаса обнаруживается, если предложить детям назвать предметы, выходящие за пределы привычного обихода. При этом выявляется, что многих предметов дети не называют вовсе, например: подоконник, решето, лейка, этажерка и т.д. Ряд предметов обозначается неправильно или при помощи перифраза, например, произношение не передается: весло – грабли, паровоз – поезд, телега – сани, пряник – баранка и т.д.
На уровне «развернутой
речи» дети обладают
Замены слова происходят как по смыслу, так и по звуковому признаку.
В свободной речи
детей данного уровня
1. Неправильные согласование в роде:
два ягоды –
две ягоды, две стула – два
стула, две уши – два уха,
красная ведро – красное ведро,
2. Неправильное употребление глагола:
пускай мне цалевна порубись (полюбит), перестала плакала (плакать), девочка выглядит с дома (выглядывает из дома).
3. Нарушение согласований в числе:
красненький флажки (красненькие), грибы растет (растут), палты стоит (стоят),
4. Неправильное употребление падежных окончаний:
с гнездо – из
гнезда, по дорога – по дороге,
девочка идет портфель –
5. Неправильное употребление предлогов, союзов:
Собака уходит в своей дома – собака выходит из конуры, корова выходит с сарая – корова выходит из сарая.
Особенно заметны
лексико-грамматические
Грамматические формы
неразличаемые. Например, плохо понимают
падежные окончания,
Не полностью сформировано понимание морфологических элементов, выражающих число существительного и прилагательного. Не всегда удается понимание морфологических элементов, выражающих значение рода существительного (в освоенности среднего) и рода глагола.
Таким образом, в лексико-грамматическом строе речи детей с ОНР III уровня выделяются следующие особенности в лексике:
Расхождение объема
активного и пассивного
Отмечаются аграмматизмы.
В грамматическом строе речи:
1. Пропуск членов предложения в предложении.
2. Неправильный порядок слов.
3. Отсутствие сложноподчиненных конструкций.
2. Выявление
нарушений лексико-
2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Обследование детей
разных возрастных групп и
разной степени обучаемости