Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель: Теория изучение особенностей нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать причины нарушения лексико-грамматического строя у детей с ОНР III уровня.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОНР III уровня.
Сравнить развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической системы
у детей в трудах отечественных учённых………………………………..…4
1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………....4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)…………………………………………………………………...6
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………………………………11
Глава 2. Выявление наруш………………………………………….………………………33ений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция …………………………………………………………...14
2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР………………………………………………………………….…14
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение…………………………………………………………….…………31
Литература……
На вопрос «кто?» дети отвечают по-разному: мама, папа, брат, сестра, мальчик, девочка. На вопрос «что делает?» они тоже отвечают различные варианты ответов: сидит, спит, ест, рисует и т.д.
Первоначально, используя
перечисленные выше
Основой для организации
речевой практики детей служат
практические действия с
Составляя предложения
по описанию различных
Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ. [19]
Жукова Н.С. предлагает развивать лексико-грамматическое средства языка в соответствии с поэтапным формированием устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению предложений, виды которых постепенно усложняются. Это усложнение синтаксической конструкции опирается «на закономерности развития фразовой речи у детей в норме». на каждом этапе проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы нарушения речи (алалия, дизартрия, задержка речевого развития и т.п.) с целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.
Методические рекомендации
Ткаченко Т.А. к проведению
занятий по совершенствованию
лексико-грамматических
– четкое деление
функций между воспитателем и
логопедом (логопед знакомит
– при планировании и проведении логопедических занятий акцент делать на изучаемой грамматической категории;
– при подготовке
занятий не ставить задачу
ограничить лексический
– давать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;
– установить
Логопедическая работа
с детьми третьего уровня
Дети с третьим
уровнем речевого развития
В качестве ведущих задач обучения в этих группах выделяются следующие:
1. Практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
2. Дальнейшее развитие связной речи;
3. Формирование полноценной
фонетической стороны языка:
4. Развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
5. Овладение элементами грамоты.
Эффективность коррекционно-
При проведении
логопедической работы по
– расширение объема
словаря параллельно с
– уточнение значений слов;
– формирование
семантической структуры слова
в единстве основных его
– организация семантических полей, лексической системы;
– активизация
словаря, совершенствование
Логопедическая работа
по формированию
Словообразование
представляет собой, с одной
стороны, особый путь развития
словаря, одно из основных
В процессе формирования
словообразования у
Заключительным этапом
работы является закрепление
словообразовательных моделей
Логопедическая работа,
направленная на формирование
словообразования
Выделяется 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей.
I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. Закрепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наименьшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различием на невербальном уровне.
На 1 этапе работа проходит над следующими формами словообразования:
образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (сначала – формы с продуктивным суффиксом – ик; затем – с менее продуктивными суффиксами – чик-, – очк-, – ечк-, – ц-);
образование существительных с помощью суффикса – ниц – со значением вместилища;
образование существительных с помощью суффикса – инк –;
образование названий детенышей животных и птиц;
образование существительных,
обозначающих профессии, с
II этап. На данном этапе отрабатываются следующие формы словообразования:
образование прилагательных от существительных по плану:
а) образование притяжательных прилагательных (сначала с суффиксом – ин–; затем – с суффиксом – j-);
б) образование качественных прилагательных;
в) образование относительных прилагательных (сначала – с суффиксом ов–; затем – с суффиксом – н-);
2) образование возвратных глаголов;
3) образование и дифференциация
глаголов совершенного и несове
III этап. На этом этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в–; вы–; при–; от–; у–; пере-).
В целом, в процессе
логопедической работы связь
значения и звукового
Логопедическая работа
по формированию
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Так, на начальном этапе работы проводят нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.
Можно выделить III этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР (Лалаева Р.И.).
I этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные: 1) дифференциация
именительного падежа
Глаголы: согласование
существительного и глагола
II этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные: 1) понимание
и употребление предложных
Глагол: 1) дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
2) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Прилагательное: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
III этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительное:
употребление предложно-
Прилагательное: согласование
прилагательного и существитель
Работа над каждой
грамматической формой
Формирование словарного запаса (Филичева Т.Б.).
Для логопедических
занятий отбирают тот
В процессе усвоения предметного словаря детей подводят к практическому знакомству с элементарными формами словообразования. Так, предусматривают понимание и усвоение различных оттенков слов. Детей знакомят с полными и уменьшительными названиями от собственных имен (Александр – Саша – Сашенька, Шурик, Саня; Дмитрий – Дима, Димочка, Митя, Митенька).
Приучая детей вслушиваться
в звучание частей слова,
Отдельные занятия посвящают закреплению навыков понимания и практического употребления в самостоятельной речи существительных с суффиксами вместилища (сахар – сахарница, хлеб – хлебница), деятеля (барабан – барабанщик, стекло – стекольщик).
Понимание различных
оттенков значений слов
Для увеличения
объема лексических средств
– предметами питания (яблочный, куриный);
– с материалами (ситцевый, пуховый);
– с растениями (березовый, дубовый);
– с временами года (осенний, летний).
Чередование разнообразных методических приемов, настольных игр, интересных игровых фрагментов помогает осмысленно усваивать новый материал, тем самым, расширяя активный словарь ребенка.
Формирование грамматического строя языка (Филичева Т.Б.).
На первом этапе
обучения основное внимание
Формируя умение анализировать наглядную ситуацию и выделять из неё предмет и действие, широко используют демонстрацию действий. Например, детям предлагаются задания типа: «Вова, рисуй! Коля, лепи!» затем при помощи вопросов: «Что делает Вова? Что делает Коля? Кто рисует? Кто лепит?» – составляют простые, а затем распространенные предложения. Сначала дети повторяют их вслед за логопедом, а затем произносят самостоятельно.
На конкретных примерах
с использованием различных