Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель: Теория изучение особенностей нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать причины нарушения лексико-грамматического строя у детей с ОНР III уровня.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОНР III уровня.
Сравнить развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической системы
у детей в трудах отечественных учённых………………………………..…4
1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………....4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)…………………………………………………………………...6
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………………………………11
Глава 2. Выявление наруш………………………………………….………………………33ений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция …………………………………………………………...14
2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР………………………………………………………………….…14
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение…………………………………………………………….…………31
Литература……
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
2. Исследование рационально
проводить в направлении от
общего к частному. Сначала специалист
выявляет проблемы в развитии
речи ребенка, а затем эти
проблемы рассматриваются
3. Внутри каждого вида
тестирования предъявление
4. От продуктивных
видов речевой деятельности –
к рецептивным. Исходя из
5. От экспрессивной
языковой компетенции к
Изучение речевого
развития можно проводить не
только методом
В результате можно
выявить уровень речевой
– навыки речевого
общения (легко ли ребенок
– умение пользования правилами речевого этикета (культура общения):
а) здоровается
ли и прощается без
б) благодарит ли за помощь взрослых и детей;
в) использует ли различную громкость голоса в зависимости от ситуации;
г) умеет ли пойти на компромисс, договориться в конфликтной ситуации;
д) доброжелателен ли в общении;
е) умеет ли свободно,
не стесняясь, отвечать
Обследование речи
детей рекомендуется проводить
с помощью наглядного
Методика обследования лексики.
При обследовании словарного запаса (активного и пассивного) используются следующие приемы:
1) ребенку предлагают назвать картинки с изображением:
– предметов и
их частей (часы – циферблат,
стрелки, цифры; дерево –
– профессий и атрибутов к ним (маляр – кисти, краски; фотограф – фотоаппарат;)
– животных, птиц и их детенышей (собака – щенок; корова – теленок);
2) назвать:
– существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия;
– действия, обозначающие голосовые реакции животных (каркает, чирикает, лает, мычит);
– чувства, эмоции (плачет, смеется, грустит), различные явления природы;
– действия, связанные
с профессиональной
– семантически близкие действия (моется – купается, спит – лежит, вяжет – шьет и т.д.);
– признаки предметов, обозначающих величину, цвет, форму, температуру, вес, сезонность;
– признаки, указывающие
на продукты питания, на
– признаки обобщающего характера;
3) добавить в предложение
недостающие слова,
4) подобрать антонимы (вечер – утро, день – ночь, шум – тишина и т.д.);
5) подобрать синонимы (мальчик храбрый, смелый, река – бежит, течет, шумит);
6) образовать сложные слова (лесоруб, зубочистка, овощерезка);
7) подобрать однородные члены предложения к словам – раздражителям (снег – идет, падает, сверкает, тает, блестит; мяч – резиновый, круглый, новый, большой, футбольный; летает – бабочка, шмель, муха, жук, самолет, шар);
8) объяснить значение слов (холодильник, конура, берлога, кастрюля и пр.);
9) объяснить переносное значение слов (золотые руки, золотое сердце).
Особое внимание при исследовании словаря обращается на умение образовывать новые слова, используя суффиксально-префиксальные способы. Для определения степени сформированности навыков словообразования подбираются задания на образование:
– уменьшительных существительных мужского рода (ремешок, коврик, дубок), женского рода (лопатка, лужица), среднего рода (окошко, окошечко, пальтишко, платьице);
– существительных с суффиксами деятеля: – ник, – щик, – тель, – ист (дворник, учитель, строитель, пианист, футболист);
– приставочных глаголов со значением законченности, направленности, удаленности, продолжительности действия (перепрыгнул, обогнул, отбежал; лил – вылил – полил – налил – подлил – слил);
– прилагательных: притяжательных с суффиксами «j» (лисья, волчья), «-ин» (мамин, Вовин); с суффиксами, выражающими характерологическую отнесенность: чив-, лив – (молчаливый, улыбчивый, хвастливый).
При этом детям
предлагалось объяснить
В процессе обследования используют интересные для ребенка фрагменты игр. Ситуации создаются таким образом, чтобы повысить речевую активность ребенка, снять его стеснительность, вызвать желание лучше ответить. Логопед комментирует ситуацию, подсказывает детям реакцию на происходящее (удивился, обрадовался), предлагает различные манипуляции с предметами.
Методика обследования грамматического строя языка.
Для обследования этого компонента языка ставится цель выяснить:
– как ребенок понимает и употребляет в речи предлоги: в, на, из, под, из-под, из-за, между, около, над;
– как употребляет
существительные родительного
– как образовывает
сравнительную степень
а) простым (синтетическим) способом при помощи суффиксов (ее – ей), особенно с чередованием согласных (высокий – выше, дорогой – дороже, простой – проще, сухой – суше);
б) супплетивным способом (лучше, хуже);
– как согласовывает в роде, числе, падеже прилагательные с существительными;
– как образует множественное число существительных с непродуктивными окончаниями (листья, жеребята);
– как пользуется глагольными формами:
а) разноспрягаемыми глаголами (бежать, хотеть);
б) спрягаемыми
глаголами с особыми
в) настоящего, прошедшего
времени, повелительного
– как образовывает причастия (читать – читающий);
– какие виды
предложений употребляет в
– может ли восстановить нарушенный порядок слов в предложении;
– может ли из
слов, данных в произвольном порядке
и в исходной форме, составить
предложения, согласуя
При обследовании используют следующие задания:
– добавление в предложения слов, употребляемых в нужной грамматической форме;
– составление предложений по вопросам; составление предложений по демонстрации действий;
– составление предложений по картине, по серии картин;
– составление предложений по опорным словам;
– составление предложений по слову в заданной падежной форме.
Технология обследования
Обследование речи
Словарный запас.
В соответствии со
Учитывая нормативные
Детям среднего и старшего
дошкольного возраста стоит
Для детей старше 5,5 лет в
обследование вводятся
Исследование состояния
Ряд слов может быть
Логопед должен
обратить внимание на
Процедура обследования
словарного запаса утомительна
для ребенка, так как требует
от него интенсивного
Грамматический строй речи.
Обследование начинается
с уровня сформированности
Если у ребенка имеются начатки фразовой речи, то исследование грамматических структур проводится в процессе манипуляции с игрушками. Выясняется, владеет ли ребенок фразой, какова протяженность этой фразы и её структура. Кроме этого, проверяется, понимает ли ребенок простейшие инструкции. При этом жестко исключаются подсказывающие жесты, интонация, указывающий взгляд.
Если у ребенка
сформирована фразовая речь, то
можно начать исследование со
сложных предложений,
Задания могут даваться
самые разнообразные: «
Исследование пассивной грамматики, используются картинки. Это серии картинок, на которых изображены разные предметы, имеющие одинаковый цвет или объект, выполняющие одно и то же действие. Например: синий карандаш, синее ведро, синяя книга, синие кубики. Одеяло упало на пол, вилка упала, ложка упала, листья упали.
Обследование активной
грамматики, проводится на материале
пространственных предлогов,
в, на, под;
с, из, над;
к, от, из-за, из-под;
за, перед, между, через, около.
Очень важно отметить,
что в ряде случаев один
и тот же предлог, в
Поэтому в процессе обследования детям задаются вопросы: «Где лежит?», «Куда положили?», «Откуда взяли?» и т.д.