Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Теория изучение особенностей нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать причины нарушения лексико-грамматического строя у детей с ОНР III уровня.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОНР III уровня.
Сравнить развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической системы
у детей в трудах отечественных учённых………………………………..…4

1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………....4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)…………………………………………………………………...6
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………………………………11

Глава 2. Выявление наруш………………………………………….………………………33ений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция …………………………………………………………...14

2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР………………………………………………………………….…14
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение…………………………………………………………….…………31
Литература……

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 Постепенно закрепляется  практическое употребление в  речи винительного, дательного, родительного, творительного и предложного  падежей. Развитие у детей способности вслушиваться в речь, различать, выделять, сравнивать, правильно называть грамматические формы способствует дальнейшему формированию речи.

 Таким образом,  логопедические (фронтальные) занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка включает этапы:

 а) занятия по формированию словарного запаса;

 б) занятия по  формированию грамматического строя  языка.

 Основными задачами  этих занятий является развитие  понимание речи, уточнение и расширение  словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

 Логопедические занятия  по формированию лексико-грамматических  средств языка строят с учетом требований как общей дошкольной педагогики, так и специальной. Логопеду следует:

 – четко определить тему и цель занятий;

 – выделить предметный  и глагольный словарь, словарь  признаков, который дети должны  усвоить в активной речи;

 – отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода с учетом речевых и психических возможностей детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

 – обозначать основные  этапы занятия, показав их взаимосвязь  и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

 – подчеркнуть  наличие обучающего момента и  последовательного закрепления  нового материала;

 – обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

 – включить в  занятия разнообразные игровые  и дидактические упражнения с  элементами соревнования, контроля  за своими действиями и действиями  товарищей;

 – при отборе  программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

 – предусмотреть  приемы, обеспечивающие при индивидуальном  подходе к детям вовлечение  их в активную речевую и познавательную деятельность;

 – регулярно проводить  повторение усвоенного речевого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 Общее недоразвитие  речи – это нарушение формирование  всех компонентов речевой системы,  относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

 Причинами ОНР может  быть как органическое поражение  центральной нервной системы,  так и задержка речевого развития.

 Для детей с ОНР  III уровня речевого развития характерно  ограниченность

 словарного запаса, т.е. расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено. Поэтому основной коррекционной целью является уточнение, расширение и активизация словаря.

 Формирование лексики  ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.

 При проведении  логопедической работы по развитию  лексики необходимо учитывать  современные лингвистические и  психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

 С учетом этих  факторов формирование лексики  проводится по следующим направлениям:

1) расширение объема  словаря параллельно с расширением  представлений об окружающей  действительности, формированием познавательной  деятельности (мышления, восприятия, памяти и др.);

2) уточнение значений  слов;

3) активизация словаря,  перевод слова из пассивного в активный словарь.

 В процессе формирования  грамматического строя речи осуществляется  выделение морфем и соотнесение  их с лексическим или грамматическим значением.

 При проведении  логопедической работы по развитию  грамматического строя речи у дошкольников с ОНР основной целью является формирование, с одной стороны, психологических механизмов овладения системой языка (формирование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), с другой стороны, усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

 Коррекционно-логопедическое  воздействие проводится по следующим  направлениям:

 уточнение лексического значения слова;

 уточнение грамматического  значения слова;

 формирование словоизменения;

 формирование словообразования;

 

 развитие умения  определять родственные слова  и производить морфологический анализ слов;

 развитие языкового  анализа и синтеза.

 Таким образом,  только овладев определенными  языковыми закономерностями, ребенок  правильно модулирует собственные  речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 Безрукова С.А. К  вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. – 2007 – №6.

 Бойкова С.В. Развитие  лексико-грамматического строя речи  у дошкольников с ОНР. // Логопед  в детском саду – 2006 – №3.

 Волковская Т.Н.  Психологическая помощь дошкольником с ОНР. М.: 2004.

 Выявление и преодоление  речевых нарушений в дошкольном  возрасте: Методическое пособие  / Сост. Кондратенко И.Ю. – М.: 2005.

 Грибова О.Е. Технология  организации логопедического обследования. М.: 2005.

 Ефименкова Л.И.  Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 1981.

 Ефименкова Л.И.  Коррекция устной и письменной  речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. – М.: 1991.

 Жукова Н.С. Преодоление  задержки речевого развития у  дошкольников. – М.: 1973.

 Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей. // Школьный логопед. -2006 – №4.

 Коррекция и психологическое  развития детей 4–7 лет: планирование, конспекты занятий / Под ред.  Лосева П.А.М.: 2005.

 Лалаева Р.И., Серебрякова  Н.В. Нарушения речи и их  коррекция у детей с задержкой психологического развития. М.: 2004.

 Логопедия / Под  ред. Волковой Л.С.М.: 2004

 Логопедия. Методическое  наследие / Под ред. Волковой Л.С. кн. 5. – М.: 2003.

 Мещерякова Л.В.  Формирование лексико – грамматических  средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед. – 2004 – №6

 Поваляева М.А. Справочник  логопеда. – Ростов н/Д., 2001.

 Сазонова С.Н. Развитие  речи дошкольников с общим  недоразвитием речи. М.: 2003.

 Тимофеева Г.С. Формирование  лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. // Логопед – 2005 – №2

 Филичева Т.Б. Устранение  общего недоразвития речи у  детей дошкольного возраста: практическое  пособие. – М.: 2004.

 Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В. Подготовка к школе детей  с ОНР в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов. – М.: 1991.

 Шашкина Г.Р., Зернова  Л.Г. Логопедическая работа с  дошкольниками. – М.: 2003




Информация о работе Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня)