Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель: Теория изучение особенностей нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать причины нарушения лексико-грамматического строя у детей с ОНР III уровня.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОНР III уровня.
Сравнить развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической системы
у детей в трудах отечественных учённых………………………………..…4
1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………....4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)…………………………………………………………………...6
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………………………………11
Глава 2. Выявление наруш………………………………………….………………………33ений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция …………………………………………………………...14
2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР………………………………………………………………….…14
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение…………………………………………………………….…………31
Литература……
Постепенно закрепляется практическое употребление в речи винительного, дательного, родительного, творительного и предложного падежей. Развитие у детей способности вслушиваться в речь, различать, выделять, сравнивать, правильно называть грамматические формы способствует дальнейшему формированию речи.
Таким образом,
логопедические (фронтальные) занятия
по формированию лексико-
а) занятия по формированию словарного запаса;
б) занятия по
формированию грамматического
Основными задачами
этих занятий является
Логопедические занятия
по формированию лексико-
– четко определить тему и цель занятий;
– выделить предметный
и глагольный словарь, словарь
признаков, который дети
– отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода с учетом речевых и психических возможностей детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);
– обозначать основные
этапы занятия, показав их
– подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;
– обеспечить постепенную смен
– включить в
занятия разнообразные игровые
и дидактические упражнения с
элементами соревнования, контроля
за своими действиями и
– при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;
– предусмотреть
приемы, обеспечивающие при
– регулярно проводить повторение усвоенного речевого материала.
Заключение
Общее недоразвитие
речи – это нарушение
Причинами ОНР может
быть как органическое
Для детей с ОНР
III уровня речевого развития
словарного запаса, т.е. расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено. Поэтому основной коррекционной целью является уточнение, расширение и активизация словаря.
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.
При проведении
логопедической работы по
С учетом этих
факторов формирование лексики
проводится по следующим направ
1) расширение объема
словаря параллельно с
2) уточнение значений слов;
3) активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.
В процессе формирования
грамматического строя речи
При проведении
логопедической работы по
Коррекционно-логопедическое
воздействие проводится по
уточнение лексического значения слова;
уточнение грамматического значения слова;
формирование словоизменения;
формирование словообразования
развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;
развитие языкового анализа и синтеза.
Таким образом,
только овладев определенными
языковыми закономерностями, ребенок
правильно модулирует
Литература
Безрукова С.А. К
вопросу о формировании
Бойкова С.В. Развитие
лексико-грамматического строя
Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольником с ОНР. М.: 2004.
Выявление и преодоление
речевых нарушений в
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: 2005.
Ефименкова Л.И.
Формирование речи у дошкольник
Ефименкова Л.И.
Коррекция устной и письменной
речи учащихся начальных
Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: 1973.
Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей. // Школьный логопед. -2006 – №4.
Коррекция и психологическое
развития детей 4–7 лет:
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития. М.: 2004.
Логопедия / Под ред. Волковой Л.С.М.: 2004
Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. кн. 5. – М.: 2003.
Мещерякова Л.В.
Формирование лексико –
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д., 2001.
Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: 2003.
Тимофеева Г.С. Формирование
лексико-грамматического строя
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. – М.: 2004.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов. – М.: 1991.
Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: 2003