Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Теория изучение особенностей нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать причины нарушения лексико-грамматического строя у детей с ОНР III уровня.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОНР III уровня.
Сравнить развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической системы
у детей в трудах отечественных учённых………………………………..…4

1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………....4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)…………………………………………………………………...6
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………………………………11

Глава 2. Выявление наруш………………………………………….………………………33ений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция …………………………………………………………...14

2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР………………………………………………………………….…14
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение…………………………………………………………….…………31
Литература……

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

при этом обращается внимание не только на адекватное употребление предлогов, но и на правильное использование падежных окончаний.

 Обследования словоизменения  и словообразования детям можно  предложить изменение и образование  слов по аналогии или образцам. Длительность процедуры обучения грамматическим действиям по аналогии является достаточно достоверным показателем сформированности языковой способности и сохранности основных механизмов, обеспечивающих грамматическое оформление языковых единиц, следовательно, отсутствие (наличие) патологии грамматического строя речи.

 При грубом недоразвитии  речи у ребенка в активной  грамматике резко ограничен набор  грамматических средств, поэтому  при обследовании этих детей  рационально использовать специальный  дидактический материал, рассчитанный на проверку понимания наиболее простых грамматических категорий: числа, рода, времени, некоторых падежных форм и конструкций. Используются инструкции типа «Покажи, где (а какой картинке) карандаш, а где карандаши…», «Дай кубик. Дай кубики…» и т.д.

 В ходе обследования  лексико-грамматической стороны  речи следует вести протокол  обследования, куда заносятся данные  о предъявленном материале, о  том, с каким материалом ребенок  справляется успешно, и фиксируются ошибки ребенка.

 

 

 

 

2.2 Направление работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей

 

 

 Коррекционно-воспитательная  работа с детьми, имеющими разный  уровень речевого развития, проводится  в специальных группах для  детей с ОНР.

 Согласно «Типовому  положению о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» в эти группы зачисляются:

 а) дети с 1 уровнем  речевого развития начиная с  трехлетнего возраста со сроком обучения 3–4 года;

 б) дети со 2 уровнем  речевого развития начиная с  четырехлетнего возраста со сроком обучения 3 года;

 в) дети с 3 уровнем  речевого развития начиная с  четырех-пяти – летнего возраста со сроком обучения 2 года.

 Занятия проводятся  с подгруппами и индивидуально.

 Задачи и содержание  логопедической работы вытекают  из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей.

 В основе формирования  устной речи у детей лежит  обучение составлению предложений  разных типов.

 Последовательность  усвоения конструкций предложений,  грамматических форм определяется  тем, как происходит развитие речи в норме. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.

 Учитывая возрастные, характерологические особенности  безречевых детей, выраженный  речевой негативизм, сниженную эмоциональную  активность, необходимо с первых  же занятий создавать у ребенка  хороший настрой, желание «играть» (заниматься) с логопедом, активно контактировать с ним. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько логопед сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию, создать стимул для подражания.

 Как считает Безрукова  С.А., одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников является формирование лексико-грамматических средств языка. Реализация данного направления осуществляется на логопедических, музыкальных занятиях, на занятиях в воспитателем и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.

 Предметно-развивающая  среда и комплекс медико-психолого-педагогического  воздействия направлены на развитие  у ребенка представлений об  окружающем его мире, на формирование разносторонней личности. На логопедических занятиях решается комплекс задач по развитию неречевых и речевых психических функций, что обеспечивает достаточно высокую эффективность коррекции имеющихся недостатков становления. Приоритетными задачами является: расширение запаса конкретных представлений, развитие пассивного и активного словаря, формирование обобщающих понятий, навыков понимания и употребления словоизменительных форм и словообразовательных моделей, а также умений употреблять различные типы синтаксических структур.

 Развитие лексико-грамматического  строя речи у детей с ОНР  – одна из основных задач  коррекционного обучения и воспитания  детей. В отечественной логопедии  данным направлением занимались  Ефименкова Л.Н., Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В., Жукова Н.С., Ткаченко Т.А., и др. Ими разработаны программы и рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

 Ефименкова Л.Н.  предложила структуру логопедической  работы, направленной на развитие  лексико-грамматического строя речи.

 Работа по развитию лексико-грамматическому строю речи ведется по 3 направлением: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

 Работа над словом  начинается с уточнения, расширения  и активизации словарного запаса  у детей. дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Учатся делить слова на слоги (части).

 Расширение пассивного  и активного словаря детей  предусматривается программой дошкольного  воспитания, следовательно, эту работу  может осуществлять и воспитатель  на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.

 Наряду с накоплением  словаря основной работой на  данном этапе остается формирование  фразовой речи. Она включает в  себя работу над структурой  фразы, её грамматическим и  интонационным оформлением. Для того предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (Мама шьет. Птица летит).

 Распространение простого  двусоставного предложения идёт  постепенно. Сначала в предложение вводится прямое дополнение винительного, дательного, творительного падежей: Лена шьет платье. Хлеб режут ножом. Затем вводится определение: Маленькая девочка собирает ягоды. И наконец, в предложение вводится косвенное дополнение винительного, родительного, дательного, творительного падежей: Дети смотрели на слона. Лодка плывет к берегу. И обстоятельство: Дети гуляли в лесу и т.д.

 Параллельно с формированием  у детей распространенного простого  предложения с второстепенными  членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по её грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

 

 Затем отрабатывается  подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово  употребляется в косвенном падеже  без предлога или с предлогом. Отработка падежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: Вижу маму, Вижу папу; творительный падеж орудийности – Рубить топором; дательный косвенного объекта – Удочка рыболову; родительный принадлежности – Книга брата.

 После отработки  беспредложных падежных конструкций  необходимо познакомить детей  с пониманием назначения предлогов  и их практическим усвоением.  Работу можно начать с предлогов:  в, на, за, под, с, к, которые  наиболее часто употребляются в речи затем можно перейти к работе по усвоению, предложно – падежных конструкций.

 Глагольные конструкции  с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми  на материале наречий. Вначале  отрабатывается круг пространственных  наречий: близко, высоко, справа, слева и т.д., затем наречия обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т.д.

 Параллельно с работой  над фразой ведется работа  над интонацией. Логопед формирует  у детей представления о повествовательно и вопросительной интонации.

 Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В. разработали логопедическую  программу по формированию лексико-грамматических  средств речи.

 Фронтальные занятия  по формированию лексико-грамматических  средств языка проводятся 2 раза в неделю. Содержание обучение включает в себя:

 развитие понимания  устной речи: умение вслушиваться  в обращенную речь, выделять названия  предлогов, действий, признаков,  понимание обобщающего значения  слов;

 практическое усвоение  некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами и глаголов с приставками на, по, вы;

 умение изменить  форму глагола (преобразование  глаголов повелительного наклонения 1-го лица единственного числа  в изъявительном наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (спи – спит, пей – пьет);

 овладение навыками  составления простых предложений  по вопросам, по демонстрации  действий, по картинке, по моделям:

 а) именительный  падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) + пьет чай (компот, молоко), читает книгу, газету;

 б) именительный  падеж имени существительного + согласованный  глагол + 2 зависимых от глагола  существительных в косвенных падежах: Кому мама шьет платье? – Дочке, кукле. Чем мама режет хлеб? – Мама режет хлеб ножом.

 Закрепление навыков  составления короткого рассказа.

 На занятиях по  развитию лексико-грамматических  средств языка необходимо создавать  достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий – обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. На занятиях этого типа уточняется названия предметов, их назначение, формируется умение выделять части предмета.

 Предметный лексический  материал связан с названием  предметов, знакомых детям (стул  – сиденье, спинка, ножик; шкаф  – полка верхняя, нижняя, дверца; книга – страница, обложка). Дети учатся группировать предметы по признакам (на верхнюю полку положи летнюю одежду; на нижнюю полку – зимнюю). Уточняется значение существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (У Маши юбка – у Машеньки юбочка и т.д.).

 Глагольная лексика строго не связана с какой-то определенной темой, поэтому можно проводить работу по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами в беседе на знакомые темы: «Игрушки», «Комната», «Продукты питания». Дети учатся воспринимать приставочные глаголы (налей – вылей воду, полей цветок; брось мяч – перебрось – подбрось), выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под, (положи книгу в ящик, а папку на стол; собери со стола красные карандаши, а зеленые убери в коробку).

 Занятия по формированию  словаря предусматривают работу  над практическим употреблением  в речи существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами и глаголов с различными  приставками. В этих темах заложены  большие возможности для развития чувства языка в области морфологии.

 Недостаточное восприятие  детьми на слух значимых частей  слова, изменяющих его лексическое  и грамматическое значение, обуславливает  необходимость разработки приемов  обучения. Так, первоначально дети  выполняют действия, выраженные приставочными глаголами; затем уточняют значение глагола по следам демонстрации действий (скажи, кто вылил сок, кто перелил, кто налил). При этом их внимание все время направляется на изменения значения выраженного той или иной приставкой.

 Затем дети составляют предложения, используя соответствующие глаголы. Произношение выделенных для специальной работы глаголов предварительно отрабатывается на индивидуальных занятиях с учетом трудностей в воспроизведении слов различного слогового состава.

 Для практического усвоения элементарных форм словообразования является употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными значениями. Логопед приучает детей вслушиваться в изменение оттенков значения слов, вносимых тем или иным суффиксом. Это способствует первоначальному осмыслению морфологической структуры слова, развивает зачатки словотворчества. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.

 Формирование грамматической  правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

 На занятиях отрабатываются  падежные формы, наиболее употребительные  в разговорной речи. Вся работа  по практическому усвоению лексико-грамматического  строя языка является основной  для формирования разных типов предложения.

 Для того чтобы  дети умели правильно строить  и употреблять в своей речи  простые предложения, важно, чтобы  все слова были им понятны.  Логопед следит за порядком  слов в предложении (в случае  необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.

Информация о работе Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня)