Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:05, курсовая работа
Актуальность. Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.
Введение……………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе.....................................................................................................
Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………....................
Условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………..
Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками………………………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..
Глава 2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками………………………………..
2.1. Характеристика объекта и методов исследования…………...
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….................................................................................
2.3. Комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками…………………………….......
Выводы по 2 главе…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………
Б.И. Дадонов, пытаясь разобраться в терминологии, связанной с психологическими понятиями потребность, отношения и направленность личности указывает, что «в настоящее время согласия в том, какие психологические феномены надо классифицировать как отношения, не существует»[14,с.20].
Исходя из практики отношений, которая приводится в толковом словаре, где под психологическими отношениями индивидов другим людям или явлениям имеется в виду, во-первых «тот или иной характер поведения, обращения кого-либо с кем чем-либо»; во-вторых, «взгляд на что-либо восприятие, понимание чего-либо», автор выделяет виды отношений: «практическое отношение» и «теоретическое отношение».
Я.Л. Коломенский ведет речь о двух типах отношений – деловых, которые вытекают из задач, поставленных обществом перед группой, или ответственной зависимости и личных, основанных, главным образом, на чувстве симпатии или неприязни.
А.А. Бодалев большое значение придает устойчивым оценочным отношениям, которые «возникают на основе образа человека, а последний создается в процессе многократного взаимодействия и обобщения при восприятии отдельных качеств, свидетельствующие о способностях человека, его взглядах, социально-групповой принадлежности» [3,с.8].
Н.Н. Обозов в особый вид отношений, на ряду с деловыми и личностными, выделяет отношения, существующие в группе, как тесно связанные с оценочными отношениями .
Взаимосвязь разных видов отношений, возникающих между личностями в группе (в том числе личностных и деловых), отмечают и другие авторы, А.В. Петровский, В.В. Шпалинский, разрабатывая проблему критериев коллектива, выделяет два основных типа отношений. «Так характерными для группы он считает непосредственно эмоциональные отношения, для коллектива – взаимоотношения, опосредованные целями, задачами и ценностями, совместной деятельности, т.е. определенного рода оценочного отношения» [20,с.16].
А.В. Петровский подчеркивает, что «отказ российских психологов понимать группу в собственно эмоционально-психологическом плане и ограничиваться изучением отношений, рассматриваемых сквозь призму эмоциональных характеристик симпатий и антипатий, как это делают многие зарубежные исследователи, обязывает нас изучать оценочные отношения». Сущность оценочных отношений он видит в том, что они результат интериоризации социальных связей, ориентаций и ценностей. Оценочные отношения, которые лежат в основе реально практических и коммуникативных связей того или иного индивида, во многом определяются мнениями и оценками референтного для него лица. На основании этого А.В. Петровский выделяет особую форму отношений – референтные.
Референтность в соответствии с концепцией А.В. Петровского, «это – форма субъект-объектных отношений, выражающая зависимость субъекта от другого индивида и выступающая как избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте». Другой формой межличностных отношений А.В. Петровский считает феномен действенной групповой эмоциональной идентификации, «когда эмоции одного из членов группы определенным образом мотивируют поведение других ее членов, устраняя фрустрирующие воздействия» [19,с.34].
Многообразие видов отношений столь велико, что их нередко определяют в зависимости от характера сопровождаемых ими взаимодействия сотрудничества. Широко употребляются словосочетание отношения кооперативности или соперничества, отношения взаимопомощи, отношения господства – подчинения, отношения ответственной зависимости и т.д. [20,с.15].
Проблема отношений занимает в психологии значительное место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева. Каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Различают два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности [10,с.52].
Возникает целая система межличностных отношений.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Л.С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов. У общающихся должны быть идентичны – в случае звуковой речи – не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения» [8,с.36].
Человек вступает в общение всегда как личность, поэтому он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через других». Представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. «Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений» [8, с.27].
В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.
Психологи и педагоги утверждают, что именно отношения с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии, взаимной заинтересованности, - то главное, что определяет атмосферу семейного воспитания. «Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений...» [26,с.37].
Таким образом, проблема межличностных отношений всесторонне рассматривается в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов, которые под межличностными отношениями понимают не всякое взаимодействие людей, а лишь то, в ходе которого каждый их участник активно выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе. Условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте рассмотрены нами следующем параграфе.
1.2. Условия и факторы развития межличностных отношений
в подростковом возрасте
Общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали.
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную [65,с.35].
Интимно-личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатий. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое общение – взаимодействие, основанное на случайных контактах – «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – «я» и «общество». Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов и т.д.
И.А. Зимняя выделяет следующие основные области затруднения человека в общении: этно-семно-культурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных отношений [12,с34].
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении – эта область обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позиций в общности, атрибутами роли, статусом учреждения и т.д.
Возрастная область влияния возникает в определенной возрастной группе, где ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками, после окончания школы юноши и девушки проявляют интерес к общению со взрослыми.
Область индивидуально-психологических затруднений – это та область, где индивидуально-психологические особенности партнеров общения выступают в качестве причины коммуникативных затруднений.
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина считают, что «причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания являются отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительностью, стремление причинить боль» [56,с.67].
И.С. Кон считает, что «самая распространенная трудность в общении подростков – это застенчивость. Из 2500 опрошенных студентов в возрасте от 18 до 21 года 42% считает себя застенчивыми, причем 60% из них рассматривают застенчивость как серьезную трудность «
Л.А. Поварницына выделяет пять групп трудностей общения: 1 группа – трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать; 2 группа – трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения; 3 группа – трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью, собственной перцептивной стороны общения; 4 группа – трудности, связанные с переживанием неудовлетворения, даже раздражения по отношению к партнеру; 5 группа – трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением [56,с.25].
Частыми причинами затруднений общения могут, по мнению исследователей, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.
В отрочестве общения с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подросток много думает о себе, и возникающее у него чувство взрослости начинает определять его оценки и самооценки, отношение к своим поступкам, поступкам сверстников, старших. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отожествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе [63,с.14].
В.А. Сухомлинский выделил основное противоречие внутренней позиции подростка: «с одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия, с другой стороны, он испытывает тревогу и опасения, боязнь не справиться с новыми задачами. Он ждет от взрослого помощи и поддержки, но не хочет открыто признаться в этом. Эту сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять. И именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие, эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение» [60,с.74].
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, сем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.
В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависим от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты [25,с.43].
Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка [3,с.95].
Педагоги и психологи считают, что от взрослых, воспитывающих ребенка, зависит в первую очередь, благополучно в целом или болезненно, с нежелательными отклонениями – будет протекать его развитие в подростковом возрасте, что характер взаимоотношений взрослых с подростком, требования, которые они предъявляют, обстановка в семье – все это создает совершенно определенную атмосферу, в которой подростку дышится легко или, напротив, с трудом.
В отрочестве общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений [37,с.43].
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию [37,с.23].
Информация о работе Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками