Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:05, курсовая работа
Актуальность. Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.
Введение……………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе.....................................................................................................
Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………....................
Условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………..
Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками………………………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..
Глава 2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками………………………………..
2.1. Характеристика объекта и методов исследования…………...
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….................................................................................
2.3. Комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками…………………………….......
Выводы по 2 главе…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………
Знакомство с другим участником, касаясь руками друг друга – 3 мин,. борьба руками – 3 мин., необходимо помириться руками – 3 мин., прощание друг с другом – 3 мин. После этого с глаз снимаются повязки, и участники обмениваются друг с другом и с группой своими ощущениями [29;с.70].
Таким образом, на основании результатов диагностического исследования нами был разработан комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками исследуемой группы. Все упражнения представлены в 7 занятиях. Цель упражнений состоит в оптимизации межличностного взаимодействия в формальном коллективе подростков в условиях школы.
Выводы по 2 главе
Экспериментальное исследование межличностных отношений со сверстниками проводилось на базе ____________________. В состав исследуемой группы вошли 14 подростков 7 «а» класса, из них 9 мальчиков и 5 девочек. В ходе экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов).
Полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что участники группы представляют собой диффузную, мало сплоченную группу, находящуюся на низкой стадии развития, где межличностные отношения носят ситуативный характер, о чем свидетельствуют наличие «отверженных» в группе, низкий уровень коммуникативных навыков и не вполне здоровый психологический климат в классном коллективе. В связи с этим подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.
На основании результатов диагностического исследования нами был разработан комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками исследуемой группы. Все упражнения представлены в 7 занятиях. Цель упражнений состоит в оптимизации межличностного взаимодействия в формальном коллективе подростков в условиях школы. При составлении занятий нами были использованы материалы: А.А. Осиповой, Н.И.Козловой.
Заключение
В ходе данного исследования была рассмотрена тема «Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками».
Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. возрастная задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия.
Проблема данного исследования состояла в том, чтобы выявить каковы особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками.
Цель нашей работы, заключавшаяся в исследовании особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками, достигнута.
Задачи решены следующим образом:
1. В соответствии с первой задачей мы раскрыли сущность проблемы межличностных отношений, условия и факторы их развития в подростковом возрасте. Межличностные отношения, вслед за субъективными связями, главным образом эмоционального и атрибутивного характера, относятся к эмоциональной структуре группы, хотя, безусловно, в них присутствует и когнитивный элемент. Они возникают в результате обобщения ситуативных эмоциональных реакций членов группы на личностно значимые для них проявления со сторон сверстников или под давлением общественного мнении группы. Имеются указания на динамический характер межличностных отношений, на их модификацию под влиянием меняющихся ценностных ориентаций, как отдельных личностей, так и группы, на постоянные их эмоциональные всплески и спады. Согласно концепции В.Н.Мясищева, теорий Я.Л. Коломинского, А.А.Бодалева, Н.Н.Обозова, А.В.Петровского, В.В.Шпалинского о критериях коллектива, понятии референтности, складывается вывод, что общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте осваиваются нормы социального поведения, нормы морали. Д.И.Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную. Л.А.Поварницына выделяет пять групп трудностей общения.
Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения, особенно значимых взрослых, поэтому особенно важно учитывать стили и типы родительского взаимодействия с подростком в семье.
В отрочестве общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость, особенно значение чувства «мы» и принадлежности к группе. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая со сверстниками. Обе продолжают формироваться. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
2. В соответствии со второй задачей мы выявили возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками. Отрочество сензитивно для развития средств общения. Однако зачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей. Коррекция межличностных отношений является групповой формой коррекционной работы с детьми подросткового возраста. В ней четко определяются специфические формы, методы и средства коррекционного воздействия на межличностные отношения подростков.
3. В соответствии с третьей
задачей мы изучили
Полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что участники группы представляют собой диффузную, мало сплоченную группу, находящуюся на низкой стадии развития, где межличностные отношения носят ситуативный характер, о чем свидетельствуют наличие «отверженных» в группе, низкий уровень коммуникативных навыков и не вполне здоровый психологический климат в классном коллективе. В связи с этим подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.
4. В соответствии с четвертой
задачей мы разработали
Исходя из этого гипотеза, о том, что своевременное изучение особенностей взаимоотношений подростков со сверстниками позволит разработать и предложить комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками подтвердилась.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём проведен анализ психолого-педагогической литературы и изучены теоретические основы проблемы межличностных отношений подростков, определены условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте, выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём изучены особенности межличностных отношений подростков со сверстниками, разработан комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками. Материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования в развитии межличностных отношений подростков со сверстниками.
В перспективе планируется увеличение выборки испытуемых и проведение программы психолого-педагогической помощи подросткам в развитии межличностных отношений со сверстниками.
Список литературы
Приложение 1.
Текст вопросника.
1. Много ли у вас друзей, с
которыми вы общаетесь
2. Долго ли вы обижаетесь на своих товарищей?
3. Стремитесь ли вы к знакомству с разными людьми?
4. Вам приятней и проще
5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас?
6. Трудно ли вы привыкаете к новой компании?
7. Легко ли вам удается
8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом классе?
9. Стремитесь ли вы при удобном
случае познакомиться и
10. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
12. Стесняетесь ли вы первым познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
14. Вы чувствуете себя не
15. Вы легко можете развеселить малознакомую вам компанию?
16. Вы считаете, что знакомых должно быть немного?
17. В незнакомой компании вам легко и уютно?
18. Вы боитесь и волнуетесь, когда
выступаете перед большой
19. У вас много настоящих друзей?
20. Вы испытываете неловкость при общении с противоположным полом?
Приложение 2.
Шкальная оценка.
«1» - характеризует низкий уровень проявления коммуникативных (навыков, учитывая) склонностей.
«2» - характеризует средний уровень коммуникативных склонностей. Испытуемые не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
«3» - характеризует средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Испытуемые стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
«4» - характеризует высокий уровень проявления коммуникативных склонностей. Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, проявляют инициативу в общении, способны принять самостоятельные решения в трудных ситуациях.
Информация о работе Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками