Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:05, курсовая работа
Актуальность. Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.
Введение……………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе.....................................................................................................
Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………....................
Условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………..
Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками………………………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..
Глава 2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками………………………………..
2.1. Характеристика объекта и методов исследования…………...
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….................................................................................
2.3. Комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками…………………………….......
Выводы по 2 главе…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………
Вывод: цель конгруэнтного общения будет достигнута, если вы обладаете навыками пользования такими элементами общения, как: поза, жесты, речь, дыхание и т.д.
Упражнение № 4. «Выброс пальцев». По команде 3-4 участника, стоящие в одну шеренгу, выбрасывают пальцы одной руки с закрытыми глазами, совершают поворот на 360°, после чего осматриваются.
Задача: добиться выброса всеми участниками одинакового числа пальцев. Размещение в одну шеренгу или в колонку по одному.
Цель: - снятие первоначального эмоционального напряжения и отработка навыков взаимодействия с помощью вербального и невербального общения.
Упражнение № 5. «Доверяющее падение, или страховка». Участники делятся на пары. Один из партнеров становится с закрытыми глазами спиной к другому и падает назад, будучи уверенным, что его поймают. Второй партнер ловит падающего, не давая ему коснуться пола [46;с.508].
Занятие № 3
Цель – выработка навыков принятия правильных решений.
Упражнение № 1. Развитие способности к ролевой игре.
Предполагается жизненная ситуация – друзья хотят прогулять уроки, ты не хочешь этого делать; твой друг предлагает закурить, выпить, а ты не хочешь и т.п.
Участники делятся на 3-4 человека, рассказывают, как они предполагают принимать и отстаивать свое решение.
Упражнение № 2. Игра «Воздушный шар».
Ситуация: участники летят на воздушном шаре, случилось непредвиденное, и шар стал падать. Нужно выбросить вещи, чтобы замедлить падение. Участники должны найти единое решение, за которое проголосовали бы все участники (если кто-то против – снова искать решение): что и в какой последовательности выбросить за борт. Условие: если группа е способна договориться, то она разобьется и погибнет.
Упражнение № 3. Игра «Эмоциональная гимнастика». Задание: походить как младенец, балерина, старик, лев; улыбнуться как кот на солнышке, хитрая лиса, ребенок, само солнышко, будто увидел чудо; испугаться как заяц, увидевший волка, как котенок, на которого лает собака, как ребенок, потерявшийся в лесу; посидеть как пчела на цветке, наездник на лошади, пассажир в «Мерседесе», падишах на троне; нахмуриться как осенняя тучка, рассерженный учитель, разъяренный друг.
Упражнение № 4. «Ужасно-прекрасный рисунок».
Цель: стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии.
Группа без предварительного согласования коллективно рисует на общем листе бумаги рисунок – так, чтобы он получился одновременно и «ужасный» и «прекрасный». Развиваются фантазия и способность к юмору по мере узнавания рисунка.
Упражнение № 5. «Прорвись в круг».
Участники группы берутся за руки – образуют замкнутый круг. Один их членов группы, испытывающий одиночество, получает от психолога задание – прорвать круг и проникнуть внутрь него. Участники группы, образовавшие круг, сначала сопротивляются намерениям и действиям своего одинокого партнера, а потом «пропускают» его в свою компанию. Участник, проникающий в круг, должен осознать, что для преодоления одиночества нужно приложить определенные усилия [29;с.70].
Занятие № 4
Задачи: понять, что такое конфликт; уметь определить признаки конфликтной ситуации; выработать навыки разрушения конфликта путем совместного принятия решения.
Проводится в парах, в которых участники пытаются разрешить конфликтную ситуацию, тему которой предлагают сами. Задача участников в упражнении – оценить положительные моменты в разных способах разрешения конфликта, практически изучить, что такое «безопасное поведение» при разрешении конфликта (не повышать голос, не угрожать, не перебивать, не унижать и др.).
Упражнение № 2. Игра «Кузнечик».
Двигательная игровая разрядка с исполнением роли кузнечиков, у кого лучше получится.
Упражнение № 3. Игра «Два паровозика».
Цель: сплочение группы, преодоление чувства беспомощности, опыт ответственности за результат деятельности группы.
Ситуация: участник и делятся на 2 команды, встают «паровозиком»; «голова» поезда – зрячая, а «вагоны» - слепые. Паровозики должны двигаться таким образом по комнате, чтобы нигде не задеть друг друга.
Упражнение № 4. «Репетиция поведения».
Участники разбиваются на пары и взаимодействуют в ситуации напарника.
Возможные ситуации:
Вышестоящие – нижестоящие. Задача нижестоящего добиться каких-то льгот, повышения выгод. Задача вышестоящего – отказать.
Очередь за деньгами. Один – честно стоящий, второй – влезающие без очереди.
Возможны другие варианты, предложенные самими участниками. При разборе необходимо обсудить чувства партнера по общению, выбранную им стратегию.
Цель: - приобретение навыков деятельности в конфликтной ситуации.
Упражнение № 5. «Список претензий». Предлагается проанализировать недовольство окружающими людьми. Для этого на листе бумаги составляется список людей из ближнего и отдаленного окружения (человечество, мама, папа, воспитатели, учителя и т.д.) и в их адрес излагаются конкретные претензии. На эту неприятную работу отводится 5-7 минут. Затем участники объединяются в микрогруппы (по 4-5 человек) и обсуждают эти претензии, обращая внимание на сходство и различия. Обсуждение занимает до 15 минут [46;с.508].
Занятие № 5
Упражнение № 1. «Я – особенный и себя уважаю!».
Цель: формирование устойчивой самооценки.
Задачи: сформировать у подростков ощущение собственной индивидуальности; осознать собственные переживания; принятие себя таким, каков есть.
Со «сцены» каждый участник рассказывает всей группе («зрителям») в общем круге о себе: особенности внешности, увлечения, переживания. Далее каждому дается задание ответить на вопрос: «За что я могу себя уважать?» Далее участники круга подчеркивают и хвалят положительные черты характера, внешности, поведения каждого из них. Далее группа изучает различия похвалы и лести.
Упражнение « 2. Игра «Ладошки».
Цель: формирование навыка взаимно выражать положительные эмоции и оценки, поддерживать бережное отношение друг к другу.
Ситуация: группа в общем круге; каждый на листе обводит контуром свою ладонь и в ней пишет то, что ему нравится в себе; лист передается соседу слева, тот пишет, что ему нравится во владельце данной ладони. Игра продолжается до тех пор, пока листы не вернутся к своим хозяевам через весь круг.
Упражнение № 3. Игра «Я – себе». Цель: - познать, что важно, а что нет; построить свою жизнь, основываясь на своих ценностях и убеждениях.
Первый этап: подростки в общем круге последовательно рассказывают о своих ценностях и убеждениях, другие участники, голосуют при совпадении. Следующий этап: на основании вышеуказанного участники по очереди, фантазируя, высказываются о том, кем видят себя в будущем. Слушающие участники поддерживают говорящего аплодисментами.
Упражнение № 4. «Понять партнера».
Один из участников выходит из комнаты на 10 секунд, остальные в это время договариваются, кто будет его поддерживать, а кто нет. Далее анализируется, смог ли участник определить эти две группы участников тренинга.
Цель: - определить при контакте глазами, кто из присутствующих вас поддерживает, а кто нет. При этом желательно молчать и сохранять невозмутимое выражение лица.
Упражнение № 5. «Речь – побуждение». Каждый участник готовится к выступлению в роли руководителя перед подчиненными с целью их мотивации и подготовки к выполнению различных задач.
Каждое выступление длится не более 3 минут. Оценивается выступление по шкале с точки зрения содержания, стиля, умения держаться, мимики, жестов, аргументов, культуры речи и, как итог, с точки зрения достижения цели. Коллективно определяется победитель.
Цель – овладение навыками и умением подготовки к публичному выступлению и самого выступления [29;с.70].
Занятие № 6
Упражнение « 1. «Быстрее рисуй».
Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие творческого мышления.
Каждому раздаются цветные карандаши или фломастеры, краски и лист бумаги. По сигналу ведущего каждый начинает рисовать что-либо на своем листе, по сигналу передает соседу справа и т.д., пока рисунок, начатый одним человеком не придет к нему. Анализируются ощущения, переживаемые в процессе выполнения упражнения, сравнивается, как замысел и реальность соответствуют друг другу, высказывается благодарность всем, кто улучшил своими идеями начатый рисунок.
Упражнение № 2. «Два моих любимых недостатка».
Каждый по кругу называет два своих «любимых» недостатка: те привычки или особенности, которые как бы мешают нам, вызывают недовольство окружающих или близких, но нам с ними трудно расстаться. чем минусы и в чем плюсы этих «любимых» недостатков.
Упражнение № 3. «Достоинство». Передавая предмет (любой символ группы) соседу слева, называем его непременное достоинство.
Упражнение № 4. «Что мешает, что помогает».
Участники по парам, а затем и в общем круге анализируют, что им мешает выживать в трудных ситуациях, а что помогает. Наиболее эффективные и схожие варианты поддерживаются голосованием и аплодисментами.
Упражнение № 5. «Дилемма узника». Участники сидят попарно спиной друг к другу. Им объясняются правила игры: их подозревают в совместном преступлении. Вы находитесь в отдельных камерах, и у каждого есть возможность сообщить о преступлении другого или промолчать. Ваш выбор: молчать или рассказать. Выбор вашего партнера: молчать или рассказать. При решении этого вопроса можно руководствоваться матрицей с баллами, которые получит каждый из участников в случае того или иного сочетания рассказа и молчания. Чем больше положительное число баллов, тем мягче будет наказание, и наоборот.
Выбор: молчать-молчать – по +3 балла; молчать-рассказать – 1+5 и т.д.
Выбор надо сделать, не общаясь друг с другом. Свое решение надо написать на бумаге и сдать ведущему, который учитывает очки в ходе туров. При этом внешний круг участников двигается вокруг внутреннего. Проводится п/2 туров, где п – число участников в группе. После того как сделаны все выборы, подводятся общие итоги.
Цель – развитие умения понимать друг друга и организовывать совместную деятельность [46;с.508] .
Занятие № 7
Упражнение № 1. «Обратная связь» (Спички). Участники по двое сидят спиной друг к другу. Один из них складывает фигуру из восьми спичек. После этого он на словах объясняет своему напарнику, как надо сложить идентичную фигуру. При этом напарник не имеет право задавать уточняющие вопросы. Затем упражнение повторяется, но уже с правом задавания вопросов. Результаты двух частей упражнений сравниваются и анализируются.
Упражнение № 2. «Сила слова». Сядьте лицом к участнику и, глядя ему в глаза, произнесите три фразы, начиная каждую словами «Я должен...». Не предоставляя вам обратной связи, участник в свою очередь скажет три фразы, начиная с «Я должен...». Теперь вернитесь к свои фразам и замените начало на !Я предпочитаю...», сохранив неизменным остальные части. Поделитесь своими переживаниями. Проделайте то же самое с парами начала фраз: «Я не могу» - «Я не хочу» - МНЕ надо» - «Я хочу» - «Я боюсь, что...» - «Я хотел бы...». Обсудите. Слова из первой группы отрицают вашу способность нести ответственность за что-либо. Изменяя свою речь, вы можете повысить эту ответственность и уверенность в себе.
Цель: - осознать возможности вербальной коммуникации, изменить структуру своей речи, повысить ее эффективность.
Упражнение № 3. «Изучение конфликта».
Очень часто конфликтные ситуации возникают на той стадии группового процесса, когда на первый план выходят соревнование, соперничество, борьба за лидерство. Чаще всего конфликты изучаются на вербальном уровне.
Психолог поощряет членов группы, вступивших в конфронтацию, способных внимательно выслушать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытаться осознавать не только свои чувства, но и чувства соперника.
Упражнение № 4. «Сжимание рук».
По рекомендации психолога два вступивших в конфликт участника садятся друг против друга, сжимают друг другу кисти рук и продолжают диалог. Чем больше высота эмоционального накала, тем крепче конфронтируемый участник сжимает руку своего партнера. Это упражнение дает конфликтующим возможность устанавливать своего рода физическую обратную связь. Присутствие других членов группы должно создавать атмосферу поддержки, облегчать и поощрять процесс осознавания поведения каждого из конфликтующих партнеров.
Упражнение №5. «Живые руки».
Необходимо расставить стулья в два ряда так, чтобы расстояние между ними было примерно 60 см, завязать глаза. Руководитель подводит участников к стульям так, чтобы они не знали, кто сидит напротив. Не надо разговаривать. Затем участники вкладывают в свои руки всю выразительность чувств.
Информация о работе Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками