Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:05, курсовая работа
Актуальность. Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.
Введение……………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе.....................................................................................................
Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………....................
Условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………..
Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками………………………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..
Глава 2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками………………………………..
2.1. Характеристика объекта и методов исследования…………...
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….................................................................................
2.3. Комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками…………………………….......
Выводы по 2 главе…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………
2. Диагностика: а) развитие самоанализа; б) развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно выражать себя; в) осознание того, что открытие «я» возможно лишь в контакте с другими.
3. Проверка установок на образы других: а) развитие понимания позиции другого; б) формирование чувствительности к невербальным формам их проявления; в) развитие умения слушать и понимать другого; г) психотерапевтическое воздействие [12,с.224].
Группа формируется из подростков, желающих повысить свой социальный интеллект.
Максимальное количество участников в группе — 15 человек (медиогруппа), оптимальное количество — 7-9 человек (микрогруппа).
Выделяют следующие основные условия проведения занятий в группе социально-психологического тренинга: 1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве. 2. Они не могут уклониться от общения (участники группы расположены по кругу друг к другу лицом). 3. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура. 4. Если участники группы не знакомы друг с другом, то лучше и не осуществлять знакомства (каждый может придумать себе вымышленное имя). 5. В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности, технику облегчения участникам группы выражения их ощущений, переживаний, мнений. 6. Занятия группы должны проводиться в специально оборудованном помещении с достаточной звуковой изоляцией [12,с.224].
Участники Т-группы должны соблюдать следующие принципы поведения в группе: каждый участник группы может высказывать о каждом (в том числе и о ведущем) все, что хочет; каждый участник должен высказывать вслух все мысли, которые возникают «здесь и теперь» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы. Нельзя говорить о группе за пределами занятий.
Программа обучения в группе состоит из трех частей.
Первая часть — вводная информация по проблеме общения. Участники знакомятся с общими понятиями и механизмами психологии группы, психологии общения.
Вторая часть — собственно тренировочная. Рекомендуемая длительность ее около 60 часов (продолжительность одного сеанса до 1,5 часа).
Третья часть программы обучения в Т-группе — анализ тренировочной части [23,с.248].
Таким образом, к возможностям психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками относят коррекцию межличностных отношений. В ней четко определяются специфические формы, методы и средства коррекционного воздействия на межличностные отношения подростков. В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей.
Выводы по 1 главе
Межличностные отношения, вслед за субъективными связями, главным образом эмоционального и атрибутивного характера, относятся к эмоциональной структуре группы, хотя, безусловно, в них присутствует и когнитивный элемент. Они возникают в результате обобщения ситуативных эмоциональных реакций членов группы на личностно значимые для них проявления со сторон сверстников или под давлением общественного мнении группы. Имеются указания на динамический характер межличностных отношений, на их модификацию под влиянием меняющихся ценностных ориентаций, как отдельных личностей, так и группы, на постоянные их эмоциональные всплески и спады.
Согласно концепции В.Н.Мясищева, теорий Я.Л. Коломинского, А.А.Бодалева, Н.Н.Обозова, А.В.Петровского, В.В.Шпалинского о критериях коллектива, понятии референтности, складывается вывод, что общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте осваиваются нормы социального поведения, нормы морали. Д.И.Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную. Л.А.Поварницына выделяет пять групп трудностей общения.
Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения, особенно значимых взрослых, поэтому особенно важно учитывать стили и типы родительского взаимодействия с подростком в семье.
В отрочестве общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость, особенно значение чувства «мы» и принадлежности к группе. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая со сверстниками. Обе продолжают формироваться. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
Отрочество сензитивно для развития средств общения. Однако зачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств.
В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей. Коррекция межличностных отношений является групповой формой коррекционной работы с детьми подросткового возраста. В ней четко определяются специфические формы, методы и средства коррекционного воздействия на межличностные отношения подростков.
Глава 2. Особенности межличностных отношений в
подростковом возрасте со сверстниками
2.1. Характеристика объекта и методов исследования
Наше экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Выездновская СОШ Арзамасского района, в состав исследуемой группы вошли 14 подростков 7 «а» класса, из них 9 мальчиков и 5 девочек.
Испытуемым свойственны высокий интеллектуальный потенциал, познавательная активность, но наряду с достаточно высокой организацией психических процессов, наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы, взрывы эмоций – бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У некоторых участников еще не в полной мере сформированы высшие чувства, связанные с глубоким переживанием искусства. В эмоциональном отношении подростки достаточно ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию.
В ходе нашего экспериментального исследования на этапе констатирующего эксперимента были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов).
Методика Дж. Морено «Социометрия». Цель методики: изучить состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в них каждого подростка.
В ходе исследования подросткам предлагается следующая инструкция: Задается поочередно 4 вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый, отвечая на них, записывает на бланке предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает выборы. При этом первым указывается тот, кому отдаются свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных могут повторяться (об этом нужно сказать). После выполнения задания все должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов. На основании полученных результатов составляется матрица.
Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий подростков, расположенном в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми обозначены в списке подростки. Напротив фамилии каждого заносятся данные о сделанных им выборах.
Если подростки сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество, полученных каждым подростком (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким образом, составлена матрица отрицательных социометрических выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка. В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать подростков на пять статусных групп: «Звезды», «Предпочитаемые», «Непринятые», «Отвергнутые».
Таблица 1
Классификация подростков по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа |
Количество полученных выборов |
«Звезды» |
В 2 раза больше, чем среднее число полученных выборов одним подростком |
«Предпочитаемые» |
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним подростком |
«Непринятые» |
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним подростком |
«Отвергнутые» |
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним подростком |
Среднее число полученных выборов одним подростком (К) вычисляется по формуле:
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов.
Он показывает, насколько взаимны симпатии в подростковой общности.
Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле:
«Оценка коммуникативных навыков» (под ред. Рогова Е.И.)
Инструкция:
- Ознакомьтесь со шкалой оценок.
- Внимательно слушайте вопросы, обращайте внимание на первые слова.
- Если ответ на вопрос утвердительный, то вы ставьте знак „ + ” в окошечко с соответствующим вопросу номером, если ответ на вопрос отрицательный, то вы ставите знак « - ».
Текст вопросника находится в Приложении 1.
Обработка результатов:
1. Подсчитать количество «+» в первой строке и количество «-» во второй. Записать результаты в соответствующих окошечках.
2. Сложить полученные числа и записать общий результат совпавших ответов в окошечке «Итого».
3. Определить коэффициент
где – Кх – количество совпавших
ответов (сумма совпавших „ + ”
и „ – ”)
20 – максимально возможное число совпадений.
4. Определить по таблице 2 шкальную оценку и индивидуальный уровень сформированности коммуникативных навыков:
Таблица 2
Шкальная оценка и индивидуальный уровень сформированности коммуникативных навыков
Кк |
Шкальная оценка |
0,10 – 0,45 |
1 |
0,45 – 0,55 |
2 |
0,56 – 0,65 |
3 |
0,66 – 0,75 |
4 |
0,75 – 1,00 |
5 |
5. Проанализировать групповой
6. Построить графики, проанализировать
динамику уровня
Методика «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов)
Инструкция: «Внимательно читать каждый из 8 указанных в бланке вопросов. Из перечисленных вариантов выбрать наиболее приемлемый для вас ответ. Обвести его и подчеркнуть. Постараться думать быстро и ни с кем не советоваться».
Текст вопросника находится в Приложении 3.
Обработка результатов проводится на основе сводной матрицы ответов участников исследования. Производится как количественная, так и качественная оценка результатов.
Таким образом, экспериментальное исследование межличностных отношений со сверстниками проводилось на базе ____________________. В состав исследуемой группы вошли 14 подростков 7 «а» класса, из них 9 мальчиков и 5 девочек. В ходе нашего экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов). Результаты по данным методикам будут представлены в следующем параграфе.
2.2. Анализ результатов
экспериментального
В ходе экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов).
В ходе исследования по Социометрической методике были получены следующие результаты, представленные на рисунке 1.
Информация о работе Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками