Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.

Содержание

Введение……………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе.....................................................................................................
Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………....................
Условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………..
Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками………………………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..
Глава 2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками………………………………..
2.1. Характеристика объекта и методов исследования…………...
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….................................................................................
2.3. Комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками…………………………….......
Выводы по 2 главе…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсач нее доработан.doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 1. Социометрические позиции участников исследуемой группы

 

Рис.1 показывает, что в группе являются «звездами» 14% подростков (Виталий М., Наташа З.), «предпочитаемыми» - 58% (Саша С., Саша Г., Женя Г., Оля К., Аня Н., Вадик К., Женя К., Люда М.), «принятыми» - 14% (Ваня К., Андрей Н.), «отверженными» - 14% (Олег П., Ваня И.).

В группе нет явного лидера, но можно предположить наличие скрытого (неформального) лидера, легко манипулирующего сверстниками, удерживающего лидерство посредством негативных поведенческих реакций – Женя К. Социометрический статус каждого подростка экспериментальной группы демонстрирует социограмма-мишень, представленная в  
Приложении 4.

Таким образом, социометрическое исследование доказывает необходимость целенаправленной работы педагога-психолога по оптимизации межличностных отношений большей части участников исследования.

С целью изучения характера коммуникаций социального взаимодействия подростков нами использовался тест-опросник «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов).

Обработка результатов диагностики участников исследуемой группы производился в соответствии с представленным алгоритмом.

Результаты по тесту-опроснику «Оценка коммуникативных навыков» представлены в Приложении 5 и наглядно отражены на рис.2.

Рис. 2. Уровень коммуникативных навыков участников исследуемой группы

 

Представленный рис.2 демонстрирует разный уровень владения коммуникативными навыками участников группы.

Высокий уровень коммуникативных навыков показали 14% подростков (Виталий М., Наташа З.). Эти дети не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, проявляют инициативу в общении, у них сформирована потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, они непринужденно ведут себя в новом коллективе.

Средний уровень коммуникативных навыков показали 72% подростков (Саша С., Саша Г., Женя Г., Оля К., Аня Н., Вадик К., Женя К., Люда М., Ваня К., Андрей Н.). Такие дети стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Низкий уровень коммуникативных навыков показали 14% подростков (Олег П., Ваня И.). Дети не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Приведем конкретные примеры:

Саша С. открытый, добродушный подросток, но ему характерна неустойчивая нравственная позиция, проявляет социальную активность. Высокий уровень агрессивности.

Виталий М. высоко контактный, всегда улыбчивый, добродушный, легко вступает и поддерживает полоролевые взаимоотношения.

Олег П. легко поддается чужому влиянию, склонен к бродяжничеству. Во время этих побегов он ведет асоциальный образ жизни.

С целью изучения психологического климата в подростковом коллективе исследуемой группы нами использовалась экспресс-методика Э.Р. Ахмеджанова «Психологический климат в коллективе».

Обобщенные результаты первичной диагностики участников исследуемой группы по экспресс-методике «Психологический климат в коллективе» отражает рис.3.

Рис. 3. Характер психологического климата в коллективе подростков экспериментальной группы

 

Рис.3 демонстрирует, что лишь 14% участников эксперимента (Виталий М., Наташа З.) чувствуют себя достаточно комфортно в подростковом коллективе, остальные 86% (Саша С., Саша Г., Женя Г., Оля К., Аня Н., Вадик К., Женя К., Люда М., Ваня К., Андрей Н., Олег П., Ваня И.) считают психологический климат в коллективе нейтральным либо нездоровым, что доказывает необходимость целенаправленной работы педагога-психолога по оптимизации межличностных отношений участников исследования.

Далее на рисунках 4-11 нами подробно анализируются результаты каждого из восьми параметров теста «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов), характеризующих психологический климат в коллективе подростков экспериментальной группы.

На вопрос: в группе есть всякие люди было получено – 79% ответов (Саша С., Саша Г., Женя Г., Оля К., Вадик К., Женя К., Люда М., Ваня К., Андрей Н., Виталий М., Наташа З.), большинство членов группы мало приятные люди ответили 19% (Аня Н., Олег П., Ваня И.). Следует отметить, негативный эмоциональный компонент в отношении к членам коллектива присутствует.

Рис. 4. Большинство членов группы хорошие, симпатичные люди.

 

На вопрос: если бы подростки группы жили бы близко друг от друга, считали, что было бы хорошо – 14% (Женя К., Люда М.), нет - 22% (Саша С., Саша Г., Женя Г.), не знают, не задумывались – 64% (Аня Н., Олег П., Ваня И., Оля К., Вадик К., Ваня К., Андрей Н., Виталий М., Наташа З.). Такая рассортировка ответов обследуемых указывает на поверхностность отношений друг с другом, скудность дружеских эмоциональных переживаний подростков.

Рис. 5. Желание проживать близко друг от друга

 

При вопросе: могли бы подростки дать достаточно полную характеристику деловых качеств большинства членов группы утвердительно ответили 14% (Саша С., Саша Г.), затруднились ответить 43% (Оля К., Вадик К., Ваня К., Андрей Н., Виталий М., Наташа З.), отрицательно ответили 43% участников (Аня Н., Олег П., Ваня И., Женя Г., Женя К., Люда М.). Данное сочетание ответов подчеркивает несостоятельность группы как полноценного коллектива и затруднения в рефлексии по отношению друг к другу.

Рис. 6. Знание деловых качеств большинства членов группы

 

Достаточно полную характеристику личных качеств большинства членов группы дали 7% (Наташа З.) подростков, 40% участников (Аня Н., Олег П., Ваня И., Оля К., Вадик К., Ваня К., Андрей Н., Виталий М., Женя Г.), затруднились ответить, не знают личностных качеств одноклассников 30% подростков (Женя К., Люда М., Саша С., Саша Г.).

Рис. 7. Знание личных качеств большинства членов группы

 

На вопрос:  Нравится ли подросткам группа утвердительно ответили 51% (Ваня И., Оля К., Вадик К., Ваня К., Андрей Н., Виталий М., Женя Г.), не очень нравится – 21% (Наташа З., Аня Н., Олег П.), не нравится – 28% (Женя К., Люда М., Саша С., Саша Г.). Данный показатель указывает на пограничное состояние межличностных отношений в коллективе подростков. Возникла реальная угроза развала группы как единого коллектива.

Рис. 8. Нравится ли группа ее участникам

 

При вопросе: если бы у подростков была возможность провести каникулы вместе со всей группой, это вполне устроило бы – 7% (Виталий М.), не знают, не задумывались над этим – 71% (Ваня И., Оля К., Вадик К., Ваня К., Андрей Н., Женя Г., Женя К., Люда М., Саша С., Саша Г.), это бы их совершенно не устроило – 22% (Наташа З., Аня Н., Олег П.).

Рис. 9. Желание провести каникулы вместе

 

При ответе на вопрос:  какая атмосфера обычно преобладает в группе: подростки отметили, что нездоровая, нетоварищеская атмосфера – 47% (Оля К., Вадик К., Ваня К., Андрей Н., Женя Г., Женя К.), нормальная - 28% (Люда М., Саша С., Саша Г., Наташа З.), взаимопомощь, взаимодоверие – 35% (Аня Н., Олег П., Виталий М., Ваня И.).

Рис. 10. Преобладающая атмосфера в группе

 

О том, что если бы подростки временно отсутствовали в группе,  стремились бы они встречаться с членами группы, ответили положительно – 21% (Олег П., Виталий М., Ваня И.), затруднились ответить – 14% (Аня Н., Наташа З.), не стремились бы встречаться – 65% (Оля К., Вадик К., Ваня К., Андрей Н., Женя Г., Женя К., Люда М., Саша С., Саша Г.). Сложный психологический климат в группе подростков наглядно демонстрируется в данном ответе.

Рис. 11. Желание встречаться с членами группы

 

Обобщенная таблица, отражающая недостаточно благоприятный  психологический климат в исследуемой группе, представлена в  
Приложении 6.

Таким образом, психологический климат в коллективе подростков изучаемой группы характеризуется как неблагоприятный, в котором подросткам трудно строить эффективные межличностные взаимоотношения. Полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что участники группы представляют собой диффузную, мало сплоченную группу, находящуюся на низкой стадии развития, где межличностные отношения носят ситуативный характер, о чем свидетельствуют наличие «отверженных» в группе, низкий уровень коммуникативных навыков и не вполне здоровый психологический климат в классном коллективе. В связи с этим подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.

 

 

 

 

2.3. Комплекс занятий по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками

На основании результатов исследования нами был разработан комплекс занятий по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками исследуемой группы.

Цель занятий: оптимизация межличностного взаимодействия в формальном коллективе подростков в условиях школы.

При составлении занятий нами были использованы методические материалы: А.А.Осиповой, Н.И. Козловой.

Занятие № 1

Тема: «Сила душевного тепла»

Цель:  - развитие умения видеть в любом человеке положительное.

Упражнение № 1.  «Комплимент». Сидя в круг, каждый участник должен посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится, и сказать ему об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других.

Упражнение № 2.  «Выявление лидера». Это работа в парах. Каждый из участников группы должен выбрать одно из упражнений физической зарядки и выполнить. Задача состоит в том, чтобы, ориентируясь друг на друга, через минуту придти к единому упражнению.

Вывод:  Уяснив распределение социальных ролей, ориентируемся на них при дальнейшем проведении занятий. Кроме того, это упражнение сплачивает группу.

Тест-упражнение № 3.  «Иллюзии социальной перцепции». Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: «Каких качеств, необходимых для общения, не хватает, по вашему мнению, вам? Каких качеств, необходимых для общения, не хватаем другим людям?»

Обсуждение: чаще всего оказывается, что в других не хватает мягкости, теплоты и доброты, а в себе твердости, настойчивости и т.д. Эффективно общаться можно, лишь обладая достаточными психолого-педагогическими знаниями и перестраиваясь с одной ролевой позиции на другую.

Упражнение № 4.  «Эмоциональная поддержка». Отдельные участники тренинга играют роль человека, испытывающего радость (получил оценку «отлично», подарили подарок на день рождения и т.д.). Остальные молча, невербально должны поздравить его. Анализируется, кто больше всего вчувствовался в ситуацию.

Вывод: общение на эмоциональном уровне формирует специфические взаимоотношения, причины которых мало сознаются, а именно симпатию или антипатию.

Упражнение № 5.  «Наблюдение за асимметрией». Необходимо разбиться на пары и поочередно выполнять следующее: выполнить и изобразить мимикой, позой, жестами ощущение положительной эмоции. В то же время передать словами ощущение положительной эмоции. Убедиться в большей достоверности информации, передающейся по аналоговому каналу (невербальная информация).

Следующее задание – передать ощущение положительной эмоции стереокапальным способом, т.е. одновременно и по аналоговому, и по знаковому каналу. Оказывается, что меньше достоверности по знаковому каналу.

Вывод: мы зачастую не доверяем словам партнера и у нас возникает дискомфортное неосознаваемое состояние. По мимике, позе, жестам мы определяем когда человек опирается на собственный опыт заключенного ощущения, когда на логические построения, а когда на то и другое [46;с.508].

Занятие № 2 Тема: «Что нам стоит мост дружбы построить?» Упражнение № 1.  «Проективный рисунок».

Задача заключается в том, чтобы нарисовать по два рисунка: «Я – какой я есть» и «Я – каким хотел бы быть». Рисунки не подписываются. Все участники высказываются по цепочке, в том числе и анонимный автор. По желанию, автор в конце называет себя и называет тех, чьи интерпретации ему понравились.

Цель: развитие перцептивной стороны общения, развитие способности к эмпатии, групповая оценка личности как средство самосовершенствования.

Упражнение № 2.  «Переманивание». Участники разбиваются на пары. Один сидит на стуле, другой стоит позади этого стула. При этом один стул должен быть свободным и подросток перед которым он стоит, обращается к одному из участников, сидящих на стульях, с просьбой пересесть на свободный стул. Слушатель, стоящий сзади, должен удержать за плечи своего партнера при попытке пересесть. Далее, к сидящим обращается тот, у кого оказывается свободный стул. Через некоторое время тот, кто стоит, меняется местами с тем, кто сидит.

Упражнение № 3. «Определение репрезентативных систем».

Рассказывается о каком-либо событии из прошлого. В ходе повествования определяется основная репрезентативная система по вербальным ключам доступа, т.е. по тем словам, которые используются. Ведущая репрезентативная система, отражающая деятельность мозга в данный момент  в ситуации «здесь и теперь» определяется по невербальным ключам доступа (перемещение глаз). Для тренировки в определении невербальных ключей доступа можно задать несколько вопросов, обращенных в прошлое. Например: «Помните ли вы, свою первую воспитательницу в садике?».

Информация о работе Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками