Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:48, дипломная работа
Предмет исследования - особенности тонких движений кистей и пальцев рук детей младшего возраста.
Цель исследования - выявить особенности мелкой моторики при выполнении детьми 3-5 лет движений без предметов в пальчиковых играх на основе текстов народных потешек.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития мелкой моторики у дошкольников 6
1.1 Значение развития мелкой моторики 6
1.2 Физиологические основы развития мелкой
моторики. Бернштейн о построении движений 7
1.3 Психологические основы развития мелкой моторики 11
1.3.1 Особенности развития движений рук в раннем возрасте 11
1.3.2 Развитие произвольных движений в онтогенезе 15
1.3.3 Подражание как способ освоения действий
дошкольниками 20
1.4 Диагностика развития мелкой моторики у детей 22
1.5 Педагогика развития движений рук у дошкольников 24
1.6 Постановка проблемы 26
Глава 2. Диагностика развития мелкой моторики у детей
3-5 года жизни в упражнениях без предметов на материале
народных потех 28
2.1 Организация и ход пробного экспериментального
исследования 28
2.2 Обработка и анализ пробного экспериментального
исследования 29
Выводы 38
Список используемых источников 39
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Уровни А и В обеспечивают удержание общей позы, например, при выполнении ребенком движений кистями и пальцами рук. Они, хотя не ведут непосредственно движения, тем не менее, обеспечивают согласование работающего органа со всем телом. В повторяющихся движениях уровень В обеспечивает ритмическую организацию, обуславливающую оптимальную работу руки и энергетических затрат, т.е. выступает в качестве фоновых уровней.
Уровень С - уровень пространственного поля. На него поступает информация о состоянии внешней среды. Этот уровень отвечает за построение
движений, приспособленных к
Следующие уровни - могут принимать непосредственное участие в тонких движениях рук, в качестве ведущих уровней.
Уровень С - нечто вроде 2-х раздельных уровней, один из которых в какой-то мере подчинен другому - подуровни С1 и С2.
Подуровень С1 - обеспечивает приспособленность движения по ходу процесса. Эта группа приспособлений выступает проекцией двигательного процесса на внешне реальное пространство с его силами и объектами. С 6-7 до 10 лет интенсивно развивается уровень регуляции произвольных движений во внешнем пространственном поле - движений, требующих прицеливания, копирования, подражания. Движения приобретают точность и силу. С 3 лет постепенно начинает расти успешность действий, которые обеспечиваются уровнем регуляции осмысленных действий. В дошкольном возрасте этот уровень регуляции движений только начинает своё развитие, которое продолжается на протяжении всей последующей жизни.
На подуровень С2 - та же приспособленность движений к внешнему пространству становиться тоньше, специализированнее, приобретая более выраженный целевой или финальный характер, и превращается в проекцию движения на его конечную точку во внешнем пространстве с установкой на точность и меткость. Так, например, этот подуровень пространственного поля делает решающее ударение на точность попадания или меткости, а в более сложном оформлении на точности воспроизведения видимой формы, например, срисовывание фигуры с соблюдением геометрического подобия.
Уровень D - уровень действий. Он функционирует при обязательном участии коры (теменных и премоторных зон) и обеспечивает организацию действий с предметами. Это специфически человеческий уровень организации двигательной активности, поскольку к нему относятся все виды орудийных действий и ручных манипуляций. Характерная особенность движений этого уровня - в том, что они не только учитывают пространственные особенности, но и согласуются с логикой использования предмета. Это уже не просто движения, но в значительно большей степени - цепочки движений (шнуровка, завязывание узелков, застегивание пуговиц).
Уровень Е – высший уровень организации движения, смысловой координации. Выполняет работу артикуляционного аппарата при речи, движения при письме.
Естественный онтогенез
Первая фаза есть анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов двигательных функций, запаздывающее к моменту рождения и заканчивающееся к 2-2,5 годам.
Вторая фаза, затягивающаяся иногда довольно далеко за возраст полового созревания, и есть фаза окончательного функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней.
До 6 лет интенсивно формируется и развивается уровни В и уровень регуляции движений собственного тела С1.
С 6-7 до 10 лет интенсивно развивается уровень регуляции произвольных движений во внешнем пространстве (С 2). Движения приобретают силу и точность.
С 3-го года развития постепенно растет успешность действий, обеспеченная уровнем D.
Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.
Наряду с этим, как подчеркивает Бернштейн, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук.
Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.
Развитию мелкой моторики уделяется внимание с первых месяцев жизни ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Организованные движения рук формируются у ребенка постепенно на протяжении первого - второго полугодия жизни, прежде всего в результате развития действий с предметами.
Ученые установили ведущую роль
зрительного анализатора в
Движение, осуществляя практический контакт - «реальную встречу» руки с внешним объектом, подчиняется его свойствам: ощупывая предмет, рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует «слепок» в мозгу.
А.Н. Леонтьев писал: «"сетчатка обученного глаза" - это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначально научившегося у руки. В отличие от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния, которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жестко не определяется и не контролируется: ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора, какое он оказывает движущейся по нему руке» (9, с. 168-169).
Это позволяет понять сложность взаимосвязей анализаторов, взаимодействие зрительно – тактильно – кинестетических связей. «Глаз учит руку - рука учит глаз» (15).
У ребенка умение направлять движения своих ручек к предмету и его ощупывание возникают лишь только на 4 месяце. Хватание предмета возникает между 5 и 6 месяцами жизни. Развитие руки как анализатора, начинается с появления у ребенка ощупывающих движений. Рука движется здесь не за предметом, а по предмету.
С ощупывания начинается интенсивное развитие движений ребенка. К 5 месяцам у него формируется акт хватания, в котором объединяются два движения: направление руки к предмету с его ощупыванием и рассматривание своих ручек.
Акт хватания связан с образованием зрительно-двигательных координации, и он представляет первое направленное действие, также являясь важным условием развития разнообразных манипуляций с предметом.
К 6 месяцу - ребенок самостоятельно переходит из лежачего положения в сидячее. Это позволяет ребенку следить глазами за движением рук с предметом.
В 7 месяцев - происходит захватывание предмета почти мгновенно. Акт хватания совершается с противопоставлением большого пальца остальным.
На протяжении второго полугодия жизни ребенка особенно интенсивно развиваются его ручные движения. Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова указывают, что с появлением повторных движений начинается новая фаза в развитии движений.
Сначала появляется похлопывание - ребенок ударяет по предмету чем-либо, затем перекладывание предмета из руки в другую руку. Возникают цепные движения, т.е. такие, в которых несколько различных движений следуют одно за другим.
В процессе формирования у ребенка
повторных и цепных движений складываются
представления о свойствах
К концу 1-го года жизни происходят существенные изменения в развитии действий ребенка. Приблизительно в 10-11 месяцев дети проделывают с игрушками те действия, которые показывают им взрослые.
Эти действия происходят сначала в совместной деятельности со взрослым, позже на основе этих действий - появляются самостоятельные действия.
На начальном этапе развития действия ребенка связаны не с предметами, а с единичной вещью, на которой был показан и усвоен способ действия с ней. Первые функциональные действия - это еще не собственно предметные действия. В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи - как основному средству общения взрослого с ребенком.
Формирование действий в раннем детстве тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.
I этап - «манипулятивная деятельность».
II этап - зрительная ориентировка.
Форма фигурок, основа для
Выделяют 2 вида действий с предметами у детей раннего возраста:
1. действие с предметами - орудиями.
Действия на основе
2. действия с игрушками, обладающ
С самого момента рождения рука младенца движется. Однако, как отмечает Ф.Н. Шемякин, особенности этих движений таковы, что «заставляют говорить не о функциях руки, а лишь о предпосылках этих функций, т.к. ничего в них не специфично для руки».
А.В. Запорожец говорил, чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в «орудие орудий», ребенок должен научиться использовать её безграничные возможности в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из первых важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета. На 4-5 месяце появляются зачатки оппозиции большого пальца, затем и другие пальцы руки приобретают особые роли в актах захватывания и удержания предметов. Указательный и средний - становятся ведущими, они могут совместно с большим осуществлять самостоятельно акт хватания (щепотью), в то же время безымянный и мизинец отодвигаются на задний план, как второстепенные, подсобные. При этом движения руки, вследствие образования соответствующих кинестетическо – тактильно – зрительных связей точно приурочиваются к местоположению, размеру, весу, форме предмета.
Таким образом, влияние на произвольные движения предметных условий деятельности опосредовано характером и внутренней механикой операций, в состав которых входят эти движения.
К концу 1 года жизни произвольные движения, связанные с ручными операциями, достигают у ребенка относительно высокой степени развития. Ребенок начинает манипулировать разными предметами по-разному. Например, размахивать погремушкой, бросать мячик, нажимать на пищащую резиновую игрушку и т.д. Почти одновременно возникают попытки действовать одним предметом в отношении другого: стучать кубиком по столу, просовывать палку между перекладинами кровати, засовывать мелкие вещи в какие-либо отверстия.
К концу 1 года жизни - сформировавшиеся манипуляции связываются со словом.
Формы манипулирования предметами ребенок усваивает как путем подражания, так и в результате собственной практики.
На 2 году жизни дети начинают пользоваться ложкой, чашкой, миской, полотенцем. Но движения руки ещё не подчинены логике предметов. У младших дошкольников воспроизведение движений в соответствии со связанными с ними предметами или при наличии их игровых заместителей достигает довольно высокого уровня и составляет необходимый компонент большинства детских игр. Дети 3-5 лет изображают не способ действия и связанные с ним движения, а результат, который с помощью этого достигается.
6-7 лет произвольность движений
достигает высокой степени
Таким образом, произвольные движения формируются в составе операций (как ручные, так и орудийных), производимых субъектом в отношении окружающих предметов.
Характерным признаком произвольности движений, формирующихся в системе орудийных операций, является возможность постепенного отделения подобных движений от тех предметных условий, на почве которых они сложились.
П.Я. Гальперин впервые ввел четкое различие между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как действуют самой рукой; предмет становиться как бы простым удлинением или придатком руки. Такие действия можно условно назвать «ручными».
Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов. Её движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия, именно П.Я. Гальперин наметил стадии овладения орудийными операциями:
1 стадия- повторение однотипных движений, «целенаправленные пробы». Дети настойчиво «охотятся» за одной какой-либо игрушкой.