Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:48, дипломная работа
Предмет исследования - особенности тонких движений кистей и пальцев рук детей младшего возраста.
Цель исследования - выявить особенности мелкой моторики при выполнении детьми 3-5 лет движений без предметов в пальчиковых играх на основе текстов народных потешек.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития мелкой моторики у дошкольников 6
1.1 Значение развития мелкой моторики 6
1.2 Физиологические основы развития мелкой
моторики. Бернштейн о построении движений 7
1.3 Психологические основы развития мелкой моторики 11
1.3.1 Особенности развития движений рук в раннем возрасте 11
1.3.2 Развитие произвольных движений в онтогенезе 15
1.3.3 Подражание как способ освоения действий
дошкольниками 20
1.4 Диагностика развития мелкой моторики у детей 22
1.5 Педагогика развития движений рук у дошкольников 24
1.6 Постановка проблемы 26
Глава 2. Диагностика развития мелкой моторики у детей
3-5 года жизни в упражнениях без предметов на материале
народных потех 28
2.1 Организация и ход пробного экспериментального
исследования 28
2.2 Обработка и анализ пробного экспериментального
исследования 29
Выводы 38
Список используемых источников 39
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики в педагогической практики предлагается:
- мозаика (мелкая и крупная), пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т.д.;
- наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти руки;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- пособия по застегиванию
- пособие «шнуровка»;
- наборы мелких игрушек для
развития тактильного
- нанизывание бус;
- лепка из глины и пластилина;
К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани.
Особую роль в развитии ручной умелости играет способность уверенно пользоваться ножницами. Изготовление поделок из бумаги так же является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.
Как мы видим, в педагогике предлагается широкий выбор деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Кроме этого детям предлагаются игры на пальцах, театр пальчиков, где движения являются доступными для детей, очень увлекательными и дети получают от них удовольствие - это является хорошим средством для развития движений пальцев рук. У игр с пальцами есть и другое преимущество: они помогают в обучении, помогают развить чувство ритма, воображение.
Как было показано, большинство исследований развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста выполнены на материале предметных действий. Особенности мелкой моторики в движениях без предметов в режиме экспериментального исследования изучены недостаточно.
Материал пальчиковых игровых упражнений, выполняемых одновременно с проговариванием текста народной потешки, представляется на наш взгляд подходящим для подобного исследования. В силу особенностей организации проведения таких игр - движения выполняются ребенком по подражанию движениям взрослого.
Задача в том, чтобы отобрать из имеющихся в широкой педагогической практике такие упражнения, выполнение которых, было бы характеристикой средней возрастной нормы развития мелкой моторики на определенных ступенях дошкольного детства. И тогда особенности выполнения (или не выполнения) конкретным ребенком подобного упражнения позволило бы быстро определить соответствие развития у него мелкой моторики установленной возрастной норме.
Возраст детей для такого эксперимента определялся следующим:
1. анатомическое формирование
2. подражание - способ освоения
движения, наиболее эффективный
в младшем и среднем
Поэтому возможность экспериментального исследования особенностей мелкой моторики решено было проводить с младшими дошкольниками. При этом для сравнения, мы решили взять детей средней группы.
Таким образом, была сформулирована цель исследования - выявление особенностей мелкой моторики при выполнении детьми 3-5 лет движений без предметов в пальчиковых играх на основе текстов народных потешек.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОБЫ В ВЫЯВЛЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УПРАЖНЕНИЯХ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПОТЕШЕК).
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД ПРОБНОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Эксперимент по выявлению особенностей мелкой моторики, у детей младшего дошкольного возраста проводился как диагностическая проба.
Материалом для исследования стали 5 упражнений из пособия И. Светловой.
Движения в отобранных для эксперимента упражнениях составляют репертуар из 22 разнообразных движений для кистей и пальцев рук. Описание и перечень движений представлены в приложении № 1.
Ход индивидуального занятия.
Занятия проводились с ребенком в свободной комнате. Экспериментатор предлагает ребенку присесть за маленький столик и сам садиться напротив него.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной».
Далее организация выполнения ребенком
задания предусматривала
• Экспериментатор, читая потешку, выполняет упражнение, ребенок смотрит и пытается подражать ему (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается).
• Затем взрослый повторно показывает упражнение, и ребенок вместе с ним повторяет движения.
• Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, экспериментатор сначала показывает еще раз, ребенок пытается повторить вместе с ним.
• Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: взрослый придавал руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию взрослого. В диагностическом исследовании участвовало 2 группы детей: 10 детей второй младшей группы (3-3,5 г) и 10 детей средней группы (4,10-5,3 г). Исследование проходило в детском саду № 25 Московской области, г. Королева в период с февраля по апрель 2003 года.
2.2 ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Результаты выполнения диагностических заданий оценивалось количественно и качественно.
Количественная оценка
Система оценки разрабатывалась нами специально для диагностического исследования. Успешное выполнение ребенком движений оценивалось в баллах.
1 балл - отсутствие основных элементов в структуре движения.
2 балла - основные элементы движения
выполнены, но присутствуют
3 балла - точное воспроизведение движений.
Далее обработка количественных результатов шла в 2 этапа. В первом этапе выявлялся средний балл по возрастной группе, за каждое отдельное движение (средний балл).
Отдельно по каждому движению - баллы всех детей возрастной группы суммировались, и определялся средний балл его выполнения (см. таблицу 1,2)
Сначала на основе среднего балла выделялись движения в целом по группе, оцененные в диапазоне от 1,5-2, 5 баллов. Они определялись нами, как движения, выполненные на среднем уровне и адекватные возрастной группе. Исходя из этого, движения в целом оцениваемые ниже 1,5 балла считались нами слишком трудными для детей данной группы, а движения, оцененные выше 2,5 баллов как слишком легкие.
Таким образом, были выявлены движения
адекватные для различных возрастных
групп и пригодные на наш взгляд,
для диагностики
• Поочередное загибание
• Легкие удары кулаком по ладони;
• Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу;
• Постукивание пальчиками, собранными в щепоть по ладони;
• Поочередное постукивание пальчиков по столу;
Для детей средней группы (4,10-5,3 г) наиболее адекватными для диагностики выступили следующие движения:
• Поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца;
• Поглаживание всех пальчиков большим;
• Движения щепоть-ладонь, переходящее в ладонь-щепоть;
При сравнении этих двух списков движений видно, что для детей обеих возрастных групп оказались пригодными для диагностического исследования:
• Поочередное постукивание пальчиками по столу, начиная с мизинца;
• Движения щепоть-ладонь, переходящее в ладонь-щепоть;
Адекватными для второй младшей группы и не подходящими (слишком легкими) для средней группы оказались движения:
• Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу;
Загибание пальчиков отдельно каждой рукой;
• Собирание всех пальцев в щепоть; Адекватными для средней группы и не подходящими (трудными) для второй младшей группы явилось движение:
• Поочередное постукивание пальчиками по столу, начиная с мизинца;
Слишком легкими для детей второй младшей группы оказались движения:
• Фонарики
• Сжимание-разжимание кулачков
• Потирание кулачков
Можно предположить,
что эти движения могут быть адекватными
для диагностики
Таким образом, определился предположительный список движений для диагностики мелкой моторики детей трех возрастов.
Список движений для детей разного возраста предположительно пригодных для диагностики. 1-ая младшая группа |
2-я младшая группа |
Средняя группа | |
• Фонарики • Сжимать-разжимать кулачки • Потирание кулачков |
• Поочередное загибание • Легкие удары кулаком по раскрытой ладони | ||
• Поочередное постукивание пальчиков по столу • Постукивание щепотью по раскрытой ладони • Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу |
• Поочередное постукивание пальчиков по столу • Постукивание щепотью по раскрытой ладони • Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу |
Второй этап обработки количественных результатов заключался в выявлении исходных уровней развития мелкой моторики у детей каждой возрастной группы. Он основывался на определении среднего балла каждого ребенка (средний балл ребенка). По спектру движений, выделенных на первом этапе обработки, в качестве предположительного диагностических для этой цели.
Таким образом, определялись уровни развития мелкой моторики каждого ребенка.
Низкий уровень - 0-1,4 балла
Средний уровень - 1,5-2,4 балла
Высокий уровень -2,5-3 балла
Результаты по двум возрастным группам приведены в таблице
Таблица № 5
Уровни развития мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста (в %)
Возрастные группы детей |
Уровни | ||
Низкий |
Средний |
Высокий | |
2-я младшая группа (3-3,5 лет) |
0 |
100 |
0 |
Средняя группа (4,10-5,3 лет) |
10 |
50 |
40 |
Качественный анализ
По каждой возрастной группе движения
выстраивались в
Неточности в выполнении движений
«Круг» (нарисовать круг в воздухе раскрытыми ладонями).
Неточность выполнения в том, что дети, не обращали внимания на образец, рисовали круг, держа ладони с полусогнутыми пальцами, при этом они даже не пытались использовать зрительный контроль, а смотрели на взрослого. Вероятно, дети не выделяли для себя задачу фиксации пальцев в строго определенном положении.
Для сравнения - в средней группе дети самостоятельно отслеживают положение пальцев.
«Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)
Неточность в том, что в движениях включались не все пальцы, которые были заданны в образце.
Артем Ш. (3,2) - при повторном показе этого движения шагает безымянными и средними пальцами
Ира А. (3,1) - средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец.
Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.
Настя Б. (3,0) шагает всеми пальчиками одновременно.
«Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца) детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела.