Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:48, дипломная работа
Предмет исследования - особенности тонких движений кистей и пальцев рук детей младшего возраста.
Цель исследования - выявить особенности мелкой моторики при выполнении детьми 3-5 лет движений без предметов в пальчиковых играх на основе текстов народных потешек.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития мелкой моторики у дошкольников 6
1.1 Значение развития мелкой моторики 6
1.2 Физиологические основы развития мелкой
моторики. Бернштейн о построении движений 7
1.3 Психологические основы развития мелкой моторики 11
1.3.1 Особенности развития движений рук в раннем возрасте 11
1.3.2 Развитие произвольных движений в онтогенезе 15
1.3.3 Подражание как способ освоения действий
дошкольниками 20
1.4 Диагностика развития мелкой моторики у детей 22
1.5 Педагогика развития движений рук у дошкольников 24
1.6 Постановка проблемы 26
Глава 2. Диагностика развития мелкой моторики у детей
3-5 года жизни в упражнениях без предметов на материале
народных потех 28
2.1 Организация и ход пробного экспериментального
исследования 28
2.2 Обработка и анализ пробного экспериментального
исследования 29
Выводы 38
Список используемых источников 39
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
2 стадия- стадия подстерегание.
Ребенок как бы «стережет»
появление определенных
3 стадия - стадия навязчивое
4 стадия- стадия объективная регуляция. Ребенок в своем поведении как бы руководствуется правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи.
Полученные в исследованиях П.Я. Гальперина факты показывают, как при переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребенка происходят зарождение интеллектуальных реакций, наглядно-действенного мышления в его наиболее простых и первичных формах.
Ф.И. Фрадкина изучала развитие действий с игрушками. На первом этапе дети усваивают действия в ходе совместных действий со взрослыми, которые производят и показывают их ребенку. Характерная черта первого этапа - связь только с тем предметом, на котором действия были показаны и усвоены.
На втором этапе возникает перенос усвоенных действий на другие предметы.
На третьем этапе появляются действия с игрушками как с «настоящими» предметами (действия с воображаемыми предметами).
Э. Франус различает три вида подражательных реакций:
А. повторение собственных движений
Б. повторение знакомых движений взрослого
В. повторение новых движений
В конце первого - начале второго года ребенок начинает внимательно следить за действиями взрослого, которые являются новыми для него, а затем пытается проделать это то же самое.
X. Хальверсон (приводиться по И) в своих исследованиях показал, что движения руки по направлению к предмету можно разделить на три основных типа:
1. петлеобразные - кисть руки
приближается к объекту и
2. планирующие - рука начинает опускаться раннее приближения к объекту;
3. скользящие - кисть движется по поверхности стола, пока не достигнет объекта;
Вначале движения не точны, часто хаотичны. По мере роста ребенка движения становятся все более координированными и четкими.
Ориентировочно – исследовательская деятельность в формировании произвольных движений.
В процессе ориентирования складывается не сама система исполнительных двигательных реакций, а образ данного действия. Ориентировка в условиях задания проходит ряд ступеней:
I ступень. Ориентировка носит хаотичный характер. Ориентировочные реакции не приведены в систему.
II ступень. Под влиянием
III ступень. Приобретает
IV ступень. Эффекторные
С появлением образа ориентировка не учащается, а приобретает иной характер - характер сопоставления, сличения обстоятельств с имеющимся образом.
Итак, основную функцию ориентировка выполняет на первых порах овладения движением и не теряет своего значения в дальнейшем, выполняя в поведенческом двигательном акте ориентировочную часть, которая регулирует его течение.
На ранних генетических ступенях новые навыки и умения приобретаются ребенком, в основном, в практической, исполнительной деятельности, а ориентировочные реакции идут лишь как бы вслед за ней, лишь выделяя и фиксируя то, что фактически уже обнаружено в ситуации рабочими, исполнительными движениями.
На второй ступени - решающее значение
приобретает двигательно-
На следующей ступени возможна ориентировка не только в пределах воспринимаемой, но и представляемой ситуации. Мысленная ориентировка ребенком в условиях задания существенно влияет на образование у него соответствующих двигательных навыков.
Таким образом, характер ориентировочно-
Основной путь в овладении предметной
деятельностью - совместная деятельность
ребенка со взрослым, в процессе
которой взрослые постепенно передают
ребенку общественно
Взрослый организует действие ребенка, а затем осуществляет функцию поощрения и контроля над ходом формирования этих действий. Смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий - взрослый и совместная деятельность с ним; и действие должно производиться так, как показал взрослый. Именно на этой основе происходит своеобразная «ритуализация» порядка выполнения действий, в процессе которых реализуется образец действия и постоянное подравнивание действия к образцу. Ребенок раньше выделяет на основе показанного ему образца действия общую функцию предмета; лишь затем начинается освоение операционально-технического состава действия, которое протекает внутри образца. Таким образом, происходит не просто приспособление отдельных движений к орудию, а включение орудия в заданную схему действия и обращение последнего ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (держать ключик за его крылышки и вращать).
Таким образом, процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, носителем которого выступает взрослый.
Существуют разные способы освоения движения: метод пассивных движений, подражание, прямое обучение, по словесной инструкции, метод самостоятельных проб.
Мы более подробно остановимся на подражании, так как в младшем дошкольном возрасте - подражание наиболее эффективный способ освоения движений, а так же рассмотрим метод пассивных движений.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение движений, действий другого человека. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия. К началу второго года жизни наблюдается подражание, которое зависит от характера самого действия.
В развитии подражания у ребенка, существенную роль играет речь, вторая сигнальная система, однако специфической особенностью рассматриваемого процесса является наличие наглядного имитационного образа действий другого лица, которыми подражающий руководствуется в своих действиях. Подражание занимает как бы промежуточное место между более простыми способами усвоения чужого опыта, осуществляемыми без посредства имитационного образа. Подражание отсутствует у новорожденного и появляется лишь у младших дошкольников. На протяжении детства подражание постепенно отступает на задний план и приобретает второстепенное, вспомогательное значение.
На ранних ступенях развития детей основное значение приобретают более простые методы обучения. К их числу относится метод пассивных движений. Это эффективный метод обучения для детей более раннего возраста, так у младенцев 3-4 месяцев образовать временные связи с помощью подражания не возможно, а метод пассивных движений дает положительные результаты. В среднем дошкольном возрасте (4-6 лет) подражание более эффективно, чем у малышей, но еще используется дополнительно метод пассивных движений.
В зависимости от сложности стоящих перед ребенком задач, некоторые элементарные навыки вырабатываются быстрее путем подражания, чем методом пассивных движений.
В связи с важностью развития мелкой моторики остаётся актуален вопрос быстрого выявления уровня мелкой моторики на простых заданиях. В нашей стране 1923 году широкое распространение получил тест Н. Озерецкого. «Тесты оценки моторики» объединены в несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Рассмотрим некоторые тесты для детей 4-8 лет. Это задания, выполнение которых требует участие тонких движений рук.
4 года.
«Статическая координация». Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
«Скорость движений». Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить монеты необходимо с необходимой скоростью).
Для детей 5 лет.
«Динамическая координация». Испытуемому дают квадратный листок папиросной бумаги и предлагают как можно быстрее пальцами правой руки скатать его в шарик.
«Скорость движения». Укладывание спичек в коробку.
6 лет.
«Статическая координация». Начертание вертикальных линий.
7 лет.
Тест «Лабиринт». Перед испытуемым, который сидит за столом, кладут два лабиринта, правой рукой испытуемый берет заточенный карандаш и по звуковому сигналу начинает вести карандашом непрерывную линию, пока не дойдет до выхода из лабиринта.
Тест на раскладывание карт.
8 лет.
На поочередное прикосновение кончиком большого пальца поочередно к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца.
В последнее десятилетие
Так в «Дневнике воспитателя» представлены тесты для детей дошкольного возраста, начиная с 3 лет, в числе которых задания на выявление развития мелкой моторики. Большинство заданий выполняются с предметами; выборочно используются тесты Н. Озерецкого.
Тестирование осуществляется индивидуально с каждым ребенком.
Для детей 3-4 лет. Перекладывание по одному, мелких предметов (пуговицы, фишки, горошины), поверхности стола в небольшую коробку.
Для детей 4-5 лет. Нанизывание бусин средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
Для детей 5-6 лет. Вдеть шнурок в ботинок, зашнуровать крест-накрест, завязать ботинок.
Для детей 6-7 лет. Прикасаться по очереди концом большого пальца к кончикам пальцев той же руки, начиная с мизинца, и потом - в обратном направлении (выполнять в подвижном темпе, сначала для правой руки, потом для левой).
Тем не менее, существуют и продолжают разрабатываться многочисленные пособия, рекомендующие развивать тонкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности, с использованием народных потешек.
Это направление работы с детьми имеет глубокие корни в народной педагогике.
З.П. Васильцова дала характеристику народных потешек, как основы для пальчиковых игр.
Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них много ласкательных слов (пальчики, котик, личико), обращений (солнышко, водичка, умой моё личико). Часто они имеют диалогическую форму («ладушки», «мальчик-пальчик»). Некоторые построены по типу обращения («кисонька-мурысонька», «петушок, петушок»), сообщения.
В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.
Чтение потешек и народных песенок проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо.