Особенности мелкой моторики у младших дошкольников (на материале пальчиковых игр)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:48, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования - особенности тонких движений кистей и пальцев рук детей младшего возраста.
Цель исследования - выявить особенности мелкой моторики при выполнении детьми 3-5 лет движений без предметов в пальчиковых играх на основе текстов народных потешек.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблема развития мелкой моторики у дошкольников 6
1.1 Значение развития мелкой моторики 6
1.2 Физиологические основы развития мелкой
моторики. Бернштейн о построении движений 7
1.3 Психологические основы развития мелкой моторики 11
1.3.1 Особенности развития движений рук в раннем возрасте 11
1.3.2 Развитие произвольных движений в онтогенезе 15
1.3.3 Подражание как способ освоения действий
дошкольниками 20
1.4 Диагностика развития мелкой моторики у детей 22
1.5 Педагогика развития движений рук у дошкольников 24
1.6 Постановка проблемы 26

Глава 2. Диагностика развития мелкой моторики у детей
3-5 года жизни в упражнениях без предметов на материале
народных потех 28
2.1 Организация и ход пробного экспериментального
исследования 28
2.2 Обработка и анализ пробного экспериментального
исследования 29

Выводы 38

Список используемых источников 39
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (Автосохраненный).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

2 стадия- стадия подстерегание.  Ребенок как бы «стережет»  появление определенных положений  орудия, хотя еще не владеет приемами, которых могли бы к ним уверенности.

3 стадия - стадия навязчивое вмешательство.  Ребенок делает активные попытки  создать удачные положения предмета. Ребенок активно и настойчиво  вмешивается в процесс поисков. 

4 стадия- стадия объективная регуляция. Ребенок в своем поведении как бы руководствуется правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи.

Полученные в исследованиях  П.Я. Гальперина факты показывают, как  при переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребенка происходят зарождение интеллектуальных реакций, наглядно-действенного мышления в его наиболее простых и первичных формах.

Ф.И. Фрадкина изучала развитие действий с игрушками. На первом этапе дети усваивают действия в ходе совместных действий со взрослыми, которые производят и показывают их ребенку. Характерная черта первого этапа - связь только с тем предметом, на котором действия были показаны и усвоены.

На втором этапе возникает перенос  усвоенных действий на другие предметы.

На третьем этапе появляются действия с игрушками как с  «настоящими» предметами (действия с  воображаемыми предметами).

Э. Франус различает три вида подражательных реакций:

А. повторение собственных движений

Б. повторение знакомых движений взрослого

В. повторение новых движений

В конце первого - начале второго  года ребенок начинает внимательно  следить за действиями взрослого, которые  являются новыми для него, а затем  пытается проделать это то же самое.

 

X. Хальверсон (приводиться по И) в своих исследованиях показал, что движения руки по направлению к предмету можно разделить на три основных типа:

1. петлеобразные - кисть руки  приближается к объекту и опускается  на него, описывая в воздухе  петлю; 

2. планирующие - рука начинает  опускаться раннее приближения к объекту;

3. скользящие - кисть движется по  поверхности стола, пока не  достигнет объекта; 

Вначале движения не точны, часто хаотичны. По мере роста ребенка движения становятся все более координированными  и четкими.

 

 

 

Ориентировочно – исследовательская  деятельность в формировании произвольных движений.

 

В процессе ориентирования складывается не сама система исполнительных двигательных реакций, а образ данного действия. Ориентировка в условиях задания  проходит ряд ступеней:

I ступень. Ориентировка носит хаотичный характер. Ориентировочные реакции не приведены в систему.

II ступень. Под влиянием инструкции  словесной и наглядного показа  характер исследовательской деятельности  изменяется. Внимание ребенка сосредотачивается  на экспериментальной ситуации. Ориентировочные реакции ассоциативно начинают складываться в систему, соответствующую системе действующих раздражителей. Такая система первоначально складывается у младших детей как система тактильно-двигательных ориентировочных реакций.

III ступень. Приобретает самостоятельное  значение. Накопленный ребенком  опыт не обобщается и с трудом  переноситься в новые измененные  условия. 

IV ступень. Эффекторные двигательные  компоненты сложившейся системы  ориентировочных реакций редуцируются, а сопровождавшая их громкая речевая активность тормозиться и переходит в план внутренней речи. Таким образом, складываться образ, акцептирующий последующие действия, предвосхищавший не только результат, но и пути осуществляемых движений.

С появлением образа ориентировка не учащается, а приобретает иной характер - характер сопоставления, сличения обстоятельств с имеющимся образом.

Итак, основную функцию ориентировка выполняет на первых порах овладения  движением и не теряет своего значения в дальнейшем, выполняя в поведенческом двигательном акте ориентировочную часть, которая регулирует его течение.

На ранних генетических ступенях новые  навыки и умения приобретаются ребенком, в основном, в практической, исполнительной деятельности, а ориентировочные  реакции идут лишь как бы вслед за ней, лишь выделяя и фиксируя то, что фактически уже обнаружено в ситуации рабочими, исполнительными движениями.

На второй ступени - решающее значение приобретает двигательно-тактильная ориентировка в обстоятельствах. По мере того, как ребенок овладевает способами чисто зрительного исследования ситуации, возможности опережать рабочие движения, предвосхищать ориентировкой двигательное поведение значительно возрастают, и появляется третья генетическая ступень.

На следующей ступени возможна ориентировка не только в пределах воспринимаемой, но и представляемой ситуации. Мысленная ориентировка ребенком в условиях задания существенно влияет на образование у него соответствующих двигательных навыков.

Таким образом, характер ориентировочно-исследовательской деятельности изменяется в процессе онтогенеза и на разных генетических ступенях в образовании двигательных навыков; в формировании произвольных движений преобладающее значение приобретают различные виды ориентировки.

 

 

      1. Подражание как способ освоения действий дошкольника.

 

Основной путь в овладении предметной деятельностью - совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов.

Взрослый организует действие ребенка, а затем осуществляет функцию поощрения и контроля над ходом формирования этих действий. Смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий - взрослый и совместная деятельность с ним; и действие должно производиться так, как показал взрослый. Именно на этой основе происходит своеобразная «ритуализация» порядка выполнения действий, в процессе которых реализуется образец действия и постоянное подравнивание действия к образцу. Ребенок раньше выделяет на основе показанного ему образца действия общую функцию предмета; лишь затем начинается освоение операционально-технического состава действия, которое протекает внутри образца. Таким образом, происходит не просто приспособление отдельных движений к орудию, а включение орудия в заданную схему действия и обращение последнего ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (держать ключик за его крылышки и вращать).

Таким образом, процесс овладения  предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, носителем  которого выступает взрослый.

Существуют разные способы освоения движения: метод пассивных движений, подражание, прямое обучение, по словесной инструкции, метод самостоятельных проб.

Мы более подробно остановимся  на подражании, так как в младшем  дошкольном возрасте - подражание наиболее эффективный способ освоения движений, а так же рассмотрим метод пассивных  движений.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение движений, действий другого человека. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия. К началу второго года жизни наблюдается подражание, которое зависит от характера самого действия.

В развитии подражания у ребенка, существенную роль играет речь, вторая сигнальная система, однако специфической особенностью рассматриваемого процесса является наличие наглядного имитационного образа действий другого лица, которыми подражающий руководствуется в своих действиях. Подражание занимает как бы промежуточное место между более простыми способами усвоения чужого опыта, осуществляемыми без посредства имитационного образа. Подражание отсутствует у новорожденного и появляется лишь у младших дошкольников. На протяжении детства подражание постепенно отступает на задний план и приобретает второстепенное, вспомогательное значение.

На ранних ступенях развития детей  основное значение приобретают более  простые методы обучения. К их числу относится метод пассивных движений. Это эффективный метод обучения для детей более раннего возраста, так у младенцев 3-4 месяцев образовать временные связи с помощью подражания не возможно, а метод пассивных движений дает положительные результаты. В среднем дошкольном возрасте (4-6 лет) подражание более эффективно, чем у малышей, но еще используется дополнительно метод пассивных движений.

В зависимости от сложности стоящих  перед ребенком задач, некоторые  элементарные навыки вырабатываются быстрее путем подражания, чем методом пассивных движений.

 

    1. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ.

 

В связи с важностью развития мелкой моторики остаётся актуален вопрос быстрого выявления уровня мелкой моторики на простых заданиях. В нашей стране 1923 году широкое распространение получил тест Н. Озерецкого. «Тесты оценки моторики» объединены в несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Рассмотрим некоторые тесты для детей 4-8 лет. Это задания, выполнение которых требует участие тонких движений рук.

4 года.

«Статическая координация». Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

«Скорость движений». Укладывание  монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов  следует предупреждать о том, что уложить монеты необходимо с необходимой скоростью).

Для детей 5 лет.

«Динамическая координация». Испытуемому  дают квадратный листок папиросной бумаги и предлагают как можно быстрее  пальцами правой руки скатать его  в шарик.

«Скорость движения». Укладывание  спичек в коробку.

6 лет.

«Статическая координация». Начертание вертикальных линий.

7 лет. 

Тест «Лабиринт». Перед испытуемым, который сидит за столом, кладут два лабиринта, правой рукой испытуемый берет заточенный карандаш и по звуковому  сигналу начинает вести карандашом непрерывную линию, пока не дойдет до выхода из лабиринта.

Тест на раскладывание карт.

8 лет. 

На поочередное прикосновение  кончиком большого пальца поочередно к кончикам других пальцев той  же руки, начиная с мизинца.

В последнее десятилетие возобновляются попытки создания батареи тестовых заданий по мелкой моторики в качестве одного из разделов, так называемых карт индивидуального двигательного развития. В числе таких заданий - выполнение предметных и орудийных действий, в овладении которыми, на той или иной возрастной ступени, свидетельствует о соответствии установленных норм психофизиологического развития.

Так в «Дневнике воспитателя» представлены тесты для детей дошкольного  возраста, начиная с 3 лет, в числе  которых задания на выявление  развития мелкой моторики. Большинство заданий выполняются с предметами; выборочно используются тесты Н. Озерецкого.

Тестирование осуществляется индивидуально  с каждым ребенком.

Для детей 3-4 лет. Перекладывание по одному, мелких предметов (пуговицы, фишки, горошины), поверхности стола в небольшую коробку.

Для детей 4-5 лет. Нанизывание бусин  средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

Для детей 5-6 лет. Вдеть шнурок в  ботинок, зашнуровать крест-накрест, завязать ботинок.

Для детей 6-7 лет. Прикасаться по очереди концом большого пальца к кончикам пальцев той же руки, начиная с мизинца, и потом - в обратном направлении (выполнять в подвижном темпе, сначала для правой руки, потом для левой).

 

    1. ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

Тем не менее, существуют и продолжают разрабатываться многочисленные пособия, рекомендующие развивать тонкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности, с использованием народных потешек.

Это направление работы с детьми имеет глубокие корни в народной педагогике.

З.П. Васильцова дала характеристику народных потешек, как основы для  пальчиковых игр.

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В  них много ласкательных слов (пальчики, котик, личико), обращений (солнышко, водичка, умой моё личико). Часто они имеют диалогическую форму («ладушки», «мальчик-пальчик»). Некоторые построены по типу обращения («кисонька-мурысонька», «петушок, петушок»), сообщения.

В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.

Чтение потешек и народных песенок  проводится в форме веселой, увлекательной  игры, при сопровождении слова  движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо.

Информация о работе Особенности мелкой моторики у младших дошкольников (на материале пальчиковых игр)