Особенности мелкой моторики у младших дошкольников (на материале пальчиковых игр)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:48, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования - особенности тонких движений кистей и пальцев рук детей младшего возраста.
Цель исследования - выявить особенности мелкой моторики при выполнении детьми 3-5 лет движений без предметов в пальчиковых играх на основе текстов народных потешек.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблема развития мелкой моторики у дошкольников 6
1.1 Значение развития мелкой моторики 6
1.2 Физиологические основы развития мелкой
моторики. Бернштейн о построении движений 7
1.3 Психологические основы развития мелкой моторики 11
1.3.1 Особенности развития движений рук в раннем возрасте 11
1.3.2 Развитие произвольных движений в онтогенезе 15
1.3.3 Подражание как способ освоения действий
дошкольниками 20
1.4 Диагностика развития мелкой моторики у детей 22
1.5 Педагогика развития движений рук у дошкольников 24
1.6 Постановка проблемы 26

Глава 2. Диагностика развития мелкой моторики у детей
3-5 года жизни в упражнениях без предметов на материале
народных потех 28
2.1 Организация и ход пробного экспериментального
исследования 28
2.2 Обработка и анализ пробного экспериментального
исследования 29

Выводы 38

Список используемых источников 39
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (Автосохраненный).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

Мария К. (3,2) - после повторного показа смогла сама загнуть пальчики, при  этом другая рука лежала на коленях  и была напряжена.

В крайних случаях дети самостоятельно вообще не могут выполнить движение, и требуется пассивная помощь взрослого.

Настя Б. (3,0) - не смогла сама загнуть  пальчики, пальчики напряжены. Взрослый с помощью пассивных движений помогал при загибании пальчиков.

«Щепоть» (соединить все пальцы руки вместе, изображая клюв дятла)

Основная ошибка заключалась в  том, что дети собирали в щепоть не все пальцы.

Мария К. (3,2) - собрала в щепоть только большой и указательный пальцы.

Кирилл В. (3,5) - собрал в щепоть большой, указательный и средний пальцы.

Наиболее сложными для детей  второй младшей группы явилось движений со сменой фаз обеих рук 

«Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить  все пальцы левой руки, изображая  клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).

Затруднения в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть.

Степан Б. (3,4) - перенос сделал, но после того как сначала постучал кулак-кулак, потом кулак-ладонь и  только потом, глядя на экспериментатора, он постучал большим и указательным пальцами по раскрытой ладони.

«Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная  с мизинца)

Практически у всех детей вызвало  трудности при выполнении.

Степан Б. (3,4) - постукивает пальцами одновременно.

Костя Ч. (3,3) - если движения совершает медленно, и на одной руке - то с заданием справляется, если движения совершается двумя руками вместе, то движение выполняется не правильно.

 

Средняя группа

«Рубка» (движение прямыми ладонями, пальцы сомкнуты, поочередное постукивание по столу).

Большинство детей точно воспроизводили движения по образцу взрослого. Неточность в выполнении заключалась в том, что ладони не были выпрямлены, пальцы полусогнуты.

«Соление» (поглаживание всех подушечек  пальцев большим)

В движение поглаживания не вовлекаются все пальцы.

Женя А. (5,3) - поглаживал пальчики, начиная  с безымянного пальца, при этом мизинец был отодвинут в сторону.

Андрей К. (4,10), Вика П. (5), Вася Л. (4,11) - поглаживали большим пальцем - средний  и указательный.

«Щепоть-ладонь» (соединяя все пальцы левой руки в щепоть, изображая клюв дятла, постучать по правой вертикально раскрытой руке, с разведенными пальцами, и перенести эти движения на другую руку).

Основная трудность у всех детей  с переносом движения с одной  руки на другую. В этот момент они приостанавливали движение и зрительно контролировали перестройку положения с начало одной кисти из «щепоти-ладонь», а потом другой руки «ладонь-щепоть», и после этого продолжали движения.

Затруднения наблюдались в искажении  кисти, независимо от образца.

Вика Ф. (5,1) - при переносе постучала  сначала по кулачку, потом кулачок  о кулачок, и только потом, щепотью  по раскрытой ладони.

«Поочередное постукивание» (всеми  пальчиками, начиная с мизинца  обеими руками по столу)

Ошибки, которые допускали дети:

Вася Л. (4,11) , Вика П. (5,1), Саша М. (4,10) -постукивали всеми пальчиками одновременно.

Женя А. (5,3) - пальчиками постукивал поочередно, не включая большой палец.

Из приведенного описания можно  обобщенно сформулировать особенности  выполнения детьми движений:

• Для детей младшей и средней  групп сложными оказываются движения, связанные с чередованием фаз  и переносом с одной руки на другую;

• С дифференцировкой поочередных  движений пальцев: поочередное загибание  пальцев при помощи другой руки.

• С фиксацией ладони в определенном заданном положении.

У детей 3-3,5 лет, в отличие от средних  дошкольников, встречаются трудности  группировки всех пальцев кисти  в щепоть. В случаях, когда движения вызывают у ребенка трудности, он использует зрительный контроль с целью регуляции выполнения с образцом. В отличие от движений более легких, где зрительный контроль практически не используется. Ребенок смотрит не на свои пальцы, а на образец.

Кроме того, замечено, что у детей  средней группы, одно и то же движение, выполненное с разных рук, может отличаться по точности: на доминирующей руке оно выполняется легче и точнее.

 

Выводы:

Выделены особенности мелкой моторики у младших дошкольников.

Сходные трудности у детей младшей  и средней групп наблюдались  с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую; дифференцировка поочередно пальцев.

У детей средней группы наблюдалась  асимметрия в движениях рук: на доминирующей руке движения выполняются легче  и точнее.

Движения, вызывающие у ребенка  затруднение выполняется со зрительным контролем и наоборот, более легкие движения в контроле не нуждаются.

Предпринята попытка продиагностировать развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста на материале  упражнений с народными потешками. Это позволило выделить спектр движений, которые можно расценивать как адекватные для этой цели.

В дальнейшем, действуя в таком  направлении, можно уточнить список диагностических движений как для  второй младшей группы, так и для  средней группы, а так же для  первой младшей группы.

Данные полученные на минимальном  числе детей и нуждаются в  проверке на более широкой выборке  по каждому возрасту.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Бернштейн Н.А. О ловкости  и её развитии. М., 1991

2. Бурлачук, Морозов С.М. Словарь-справочник по психо диагностике. 1989

3. Гуревич М., Озирецкий Н. Психомоторика.  М.-Л., 1930, с. 72-87

4. Дневник воспитателя под редакцией  О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой  М., 2003 г. 

5. Дошкольное воспитание. 1983, №  3; 1988, № 9; 1998, № 9; 2000, № 5

6. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986

7. Кольцова М.М. Двигательная  активность и развитие функций  мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.

8. Косинова Е.М. Гимнастика для  пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

9. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. № 3, 1989, с. 44-49

10. Леонтьев "Проблемы развития  психики" М., 1981 г., стр. 168-169.

11. Маланов С.В. Развитие умений  и способностей у детей дошкольного  возраста. Москва-Воронеж, 2001

12. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, №1

13. Светлова И. Развиваем мелкую  моторику и координацию движений  рук. М., «Олма-Пресс», 2001

          14. Фонарев A.M. (Развитие ориентировочных  реакций у детей). М., 1977 г. 

15. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 1999.

16. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960

17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические  труды. М., «Педагогика», 1989

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1А 

Описание упражнений для диагностического эксперимента


(с картинками)

 

Пирожки

 

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку.

Всех друзей я в гости жду.

1. Поочередно загибаем пальцы  при перечислении продуктов, начиная  с мизинца; 

2. имитация лепки пирожков (ладони  полусогнуты);


3. движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.

 

Дятел

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне 

Долбит клювом по коре.

1. 6-7 раз подряд постучать кулачком  правой руки по раскрытой ладони  левой; 

2. - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

3. соединить все пальцы правой  руки, изображая клюв дятла и  слегка ударять по ладони левой  руки, пальцы которой развести  в стороны, изображая дерево;

4. пальцами левой руки, изображающими  клюв, постучать по ладони правой руки.

 

 

 

 


Стирка 

Мы бельё стирали,

В речке полоскали,

Выжали, развесили – 

То-то стало весело!

1. Тереть один кулачок  об другой;

2. движения ладонями  вправо - влево; 

3. сжимать - разжимать  кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья;

4. поворачивать кисти  рук из стороны в сторону,  пальцы разведены в стороны  ("фонарики").


 

Радуга 

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам вёдрышка.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

1. Раскрытыми ладонями, с растопыренными  пальчиками рисовать движение  полукруг, из одной стороны в  другую;

2. раскрытыми ладонями движения  от себя;

3. —————"—————к себе;

4. "шагать" по столу поочередно  указательными и средними пальцами обеих рук; t

5. "поскакать" по столу всеми  пальцами начиная с мизинца,  поочередно;

6. нарисовать в воздухе круг  раскрытыми ладонями;

7. собирание в щепоть всех  пальчиков (имитируя колокольчик).

 

 

 

 

 

 

 

Капустка 


Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы,  имитируем движения топора, вверх,  вниз - движения повторяющиеся, ритмичные; 

2. поочередное поглаживание подушечек  пальцев, пальцы собраны в щепоть - имитация соления;

3. потирание кулачка о кулачок  - движения вертикальные, вверх - вниз;

4. энергично сжимаем пальцы в  кулак, сжимаем и разжимаем  - движения ритмичные, одновременные. 

 

 

Приложение 1 Б 

 

Список  движений для диагностического эксперимента с младшими дошкольниками название упражн.

№ движ.

краткое название движения

описание  движений рук 

пирожки

1

загибание пальчиков 

поочередное загибание пальцев, начиная с  мизинца 

2

лепка

имитация  лепки, ладони полусогнуты 

3

подзывание  гостей

движение  раскрытыми ладонями (махи к себе)

радуга 

4

радуга 

очертить  полукруг руками

5

махи  от себя

махи  кистями рук от себя

6

махи  к себе

махи  кистями рук к себе

7

"шагать" (пальцами)

двумя пальцами шагать по столу (сред и указ) обеих рук

8

"скакать" 

поочередно  обеими руками, начиная с мизинца 

9

круг (ладонями)

очертить  в воздухе круг раскрытыми

     

  ладонями 

10

колокольчик

собирание пальчиков в щепоть

капустка 

11

рубка

ребром  ладони (пальцы прижаты друг к другу) движения вверх-вниз

12

соление

поочередное потирание подушечек пальцев  друг о друга, собранных в щепотью 

13

трение  кулачков (гориз.)

горизонтальные  движения потирания кулачков

14

сжимание-разжимание (паль.)

энергично сжимаем-разжимаем пальчики

стирка 

15

трение  кулачков (вертик.)

вертикальное  движение потирания кулачков

16

полоскание 

движения  с раскрытыми ладонями вправо-лево, пальцы разведены 

17

отжим

сжимать и разжимать кулачки с поворотом 

18

"фонарики"

поворот кист рук из стороны в сторону, пальцы разведены

дятел

19

кулак-ладонь

6-7 раз  подряд постучать правым кулачком  по раскрытой левой ладони 

20

ладонь-кулак 

постучать левым кулачком по раскрытой правой ладони

21

щепоть-ладонь

соединить все пальцы пр.руки (клюв) и ударят по левой ладони в вертикальном положении

22

ладонь-щепоть

пальцами  лев. руки (клюв) постучать по раскрытой  по ладони

Информация о работе Особенности мелкой моторики у младших дошкольников (на материале пальчиковых игр)