Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:48, дипломная работа
Предмет исследования - особенности тонких движений кистей и пальцев рук детей младшего возраста.
Цель исследования - выявить особенности мелкой моторики при выполнении детьми 3-5 лет движений без предметов в пальчиковых играх на основе текстов народных потешек.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития мелкой моторики у дошкольников 6
1.1 Значение развития мелкой моторики 6
1.2 Физиологические основы развития мелкой
моторики. Бернштейн о построении движений 7
1.3 Психологические основы развития мелкой моторики 11
1.3.1 Особенности развития движений рук в раннем возрасте 11
1.3.2 Развитие произвольных движений в онтогенезе 15
1.3.3 Подражание как способ освоения действий
дошкольниками 20
1.4 Диагностика развития мелкой моторики у детей 22
1.5 Педагогика развития движений рук у дошкольников 24
1.6 Постановка проблемы 26
Глава 2. Диагностика развития мелкой моторики у детей
3-5 года жизни в упражнениях без предметов на материале
народных потех 28
2.1 Организация и ход пробного экспериментального
исследования 28
2.2 Обработка и анализ пробного экспериментального
исследования 29
Выводы 38
Список используемых источников 39
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Протоколы выполнения детьми
диагностических заданий
(упражнений)
Приложение № 2.
Протокол №1.
Настя К. 4 года 11 месяцев.
Пирожки.
1. пальчики загибает правильно;
2. ладони полусогнуты, пальчики прижаты;
3. ладони раскрыты, пальчики разведены.
Радуга.
4. полукруг нарисовала с хорошо раскрытой ладонью;
5. движения выполнены правильно, ритмично;
6. так же;
7. правильно выполнены движения;
8. скачет всеми пальцами, начиная с мизинца;
9. движения выполнены правильно;
10. в щепоть собрала все пальчики.
Капустка.
11. ладони прямые, пальцы прижаты,
движения ритмичные, поочередны
12. поглаживает все пальцы;
13. потирание кулачков правильно, кулачки собраны правильно;
14. движения выполнены правильно.
Стирка.
15. трение кулачков правильные;
16. ладонь раскрыта, пальчики разведены;
17. движения выполнены правильно;
18. "фонарики" +.
Дятел.
19. движения ритмичные;
20. ладонь поднята вертикально, пальцы разведены;
21. ладонь поднята вертикально, пальцы собраны в щепоть;
22. перенос сделала, легко стучит по верт. ладони руки.
Протокол №2.
Василий Л. 4г. 11 мес.
Пирожки.
1. пальчики поочередно загнул;
2. пирожки сымитировал правильно;
3. ладонь раскрыта, пальцы разведены;
Радуга.
4. полукруг нарисовал раскрытой
ладонью с разведенными
5. движения от себя выполнил правильно;
6. также;
7. "шагать" по столу б. и указ, пальцами;
8. "поскакать" отдельно, начиная с мизинца всеми пальчиками по очереди не смог, скакал всеми сразу или отд. указ., средн., безым., миз. и отдельно большим;
9. круг нарисовал в воздухе правильно;
10. в щепоть собрал 1, 2, 3 пальцы.
Капустка.
11. ладони прямые, но напряжены, движения ритмичные;
12. соление не всеми пальцами 1, 2, 3 обеих рук;
13. кулачками трет, но сильно
их сжимает, движения
14. сжимает энергично, правильно.
Стирка.
15. кулачками трет правильно;
16. ладонь раскрыта, пальцы разведены;
17. движения выполнены правильно;
18. "фонарики" правильно. Дятел.
19. ладонь раскрыта, пальцы разведены - кулачком др. руки стучит
энергично, ритмично;
20. перенос сделал, но ладонь осталась полусогнутой, пальчики сведены вместе;
21. щепоть собрал всеми
22. перенос сделал, но щепоть - сделана 1, 2 пальцами - ладонь не раскрыл - полусогнута.
Протокол № 3.
Галина Ц. 4 года 10 месяцев.
Пирожки.
1. поочередно загибает пальчики, начиная с мизинца;
2. производит правильные
3. пальчики разведены, ладонь раскрыта.
Радуга.
4. полукруг нарисовала
5. движения выполнила правильно;
6. движение выполнила правильно;
7. поочередно шагает обеими
8. хорошо выполнила движения;
9. круг нарисовала;
10. в щепоть собрала все пальчики.
Капустка.
11. ладони прямые, пальцы прижаты друг к другу, движения ритмичны;
12. поглаживает все подушечки пальчиков;
13. правильно выполненное
14. энергично сжимает и разжимает кулачки.
Стирка.
15. трение кулачков правильное;
16. ладонь раскрыта, пальчики разведены;
17. правильно изобразила выжимания и развешивания;
18. "фонарики".
Дятел.
19. ладонь раскрыта, пальцы разведены, стучит другой рукой ладони (кулаком) - легко, энергично;
20. перенос выполнила
21. в щепоть соединила все пальцы, стучит по раскрытой ладони, легко;
22. перенос сделала правильно.