Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:37, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: определить особенности семейного воспитания в современных условиях. Задачи: - изучение теоретических основ семейного воспитания; - выявление методов и форм семейного воспитания; - определить основные условия успешного воспитания детей в семье; - изучить опыт семьи Никитиных, выдвинувших свою методику успешного воспитания.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…..4 1.1. Понятие семейного воспитания………………………………………....4 1.2. Методы и формы семейного воспитания……………………………….5 1.3. Типы семьи………………………………………………………………..7 1.4. Модели современной семьи………………………………………………8 1.5. Условия успешного воспитания детей в семье………………………...11 Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………….15 2.1. Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных……15 2.2.Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова)…………………………………………………………………………20 2.3 Методика «Стратегии семейного воспитания»…………………………21 Заключение…………………………………………………………………….27 Библиография
C того момента, как ребенок
родился, и начал обживаться в мире, он
начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно
воспитывается. Процесс воспитания направлен
на формирование социальных качеств личности,
на создание и расширение круга ее отношений
к окружающему миру – к обществу, к людям,
к самому себе. Чем шире, разнообразнее
и глубже система отношений личности к
различным сторонам жизни, тем богаче
ее собственный духовный мир.
Таким образом, личность формируется
в процессе активного взаимодействия
с окружающим миром, овладевая социальным
опытом, общественными ценностями. На
основе отражения человеком объективных
отношений происходит формирование внутренних
позиций личности, индивидуальных особенностей
психического склада, складывается характер,
интеллект, его отношение к окружающим
и к самому себе. Находясь в системе коллективных
и межличностных отношений, в процессе
совместной деятельности, ребенок утверждает
себя как личность среди других людей.
Никто не рождается на свет
с готовым характером, интересами, склонностями,
волей, определенными способностями. Все
эти свойства вырабатываются и формируются
постепенно, в ходе всей жизни, с момента
рождения и до зрелости.
Особенную роль в жизни человека,
его защите, формировании и удовлетворении
духовных потребностей, а также в его первичной
социализации грает семья. Личность ребёнка
формируется под влиянием всех общественных
отношений, в которых протекает его жизнь
и деятельность. Однако уровень нравственной
культуры родителей, их жизненные планы
и устремления, социальные связи, семейные
традиции имеют решающее значение в развитии
личности молодого человека.
В семье ребёнок приобретает
убеждения, общественно одобряемые формы
поведения, необходимые для нормальной
жизни в обществе. Именно в семье проявляется
в наибольшей степени индивидуальность
ребёнка, его внутренний мир. Родительская
любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную,
духовную и интеллектуальную сферу жизни
детей.
Актуальность темы заключается
в воспитании детей в семье. Именно в семье
закладываются основы нравственности
человека, формируются нормы поведения,
раскрываются внутренний мир и индивидуальные
качества личности. Семья способствует
не только формированию личности, но и
самоутверждению человека, стимулирует
его социальную, творческую активность,
раскрывает индивидуальность.
Объект исследования: процесс
воспитания детей в семье.
Предмет исследования: условия
успешного воспитания детей в семье.
Цель исследования: определить
особенности семейного воспитания в современных
условиях.
Задачи:
- изучение теоретических основ
семейного воспитания;
- выявление методов и
форм семейного воспитания;
- определить основные условия
успешного воспитания детей в семье;
- изучить опыт семьи
Никитиных, выдвинувших свою методику
успешного воспитания.
Методы исследования: теоретический
анализ отечественной литературы, сравнительное
наблюдение, изучение и обобщение передового
опыта педагогов. ,
Методологической основой
исследования является теория познания
и учение о социально-активной личности.
Курсовая работа состоит
из: введения, двух глав, заключения,
библиографического списка литературы,
приложений.
База исследования – ШГ №8,
города Щучинска.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
1.1. Понятие семейного
воспитания.
Среди различных социальных
факторов, влияющих на становление личности,
одним из важнейших является семья. Традиционно
семья-главный институт воспитания. То,
что человек приобретает в семье, он сохраняет
в течение всей последующей жизни. Важность
семьи обусловлена тем, что в ней человек
находится в течение значительной части
своей жизни. В семье закладываются основы
личности.
Семья - это социально-педагогическая
группа людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении
(продолжении рода) и самоутверждении
( самоуважении) каждого её члена.
Семья создаёт у человека понятие
дома не как помещения, где он живёт, а
как чувства, ощущение места, где его ждут,
любят, ценят, понимают и защищают. Семье
принадлежит основная роль в формировании
нравственных начал, жизненных принципов
ребенка. Семья создает личность или разрушает
ее, во власти семьи укрепить или подорвать
психическое здоровье ее членов. Семья
поощряет одни личностные влечения, одновременно
препятствуя другим, удовлетворяет или
пресекает личные потребности. Семья структурирует
возможности достижения безопасности,
удовольствия и самореализации. Она указывает
границы идентификации, способствует
появлению у личности образа своего “Я”.
В процессе близких отношений
с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками,
бабушками и другими родственниками у
ребенка с первых дней жизни начинает
формироваться структура личности.
В семье формируется личность
не только ребенка, но и его родителей.
Определяющая роль семьи обусловлена
её глубоким влиянием на весь комплекс
физической и духовной жизни растущего
в ней человека. Семья для ребёнка является
одновременно и средой обитания, и воспитательной
средой. Влияние семьи особенно в начальной
стадии жизни ребёнка на много превышает
другие воспитательные процессы. По данным
исследований, семья здесь отражает и
школу, и средства массовой информации,
общественные организации, трудовые коллективы,
друзей, влияние литературы и искусства.
Всё это позволило педагогам вывести определённую
зависимость: успешность формирования
личности обусловливается прежде всего
семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет
она на воспитание, тем выше результат
физического, нравственного, трудового
воспитания личности. Редко, роль семьи
в формировании личности определяется
зависимостью: какая семья , такой вырастет
в ней человек.
Эта зависимость используется
на практике. Опытному педагогу достаточно
посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы
понять в какой семье он воспитывается.
Точно так же не составит труда,
пообщаться с родителями, установить какие
в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок
– зеркальное отражение друг друга.
Если семья так сильно влияет
на процессы и результаты становления
личности, то именно семье должны уделять
первостепенное значение общество и государство
в организации правильного воспитательного
воздействия. Крепкие здоровые, духовные
семьи- мощное государство. Родители -
первые воспитатели - имеют самое сильное
влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал,
что каждый последующий воспитатель оказывает
на ребенка меньше влияния, чем предыдущий.
Родители являются предыдущими по отношению
ко всем остальным; воспитателю детского
сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам.
Им самой природой отдано преимущество
в воспитании детей. Обеспечение семейного
воспитания, его содержательные и организационные
аспекты являются вечной и очень ответственной
задачей человечества.
Глубокие контакты с родителями
создают у детей устойчивое жизненное
состояние, ощущение уверенности и надежности.
А родителям приносят радостное чувство
удовлетворения. В здоровых семьях родители
и дети связаны естественными повседневными
контактами. Это такое тесное общение
между ними, в результате которого возникает
душевное единение, согласованность основных
жизненных устремлений и действий. Природную
основу таких отношений составляют родственные
связи, чувства материнства и отцовства,
которые проявляются в родительской любви
и заботливой привязанности детей и родителей.
Ребенок видит семью в качестве
окружающих его близких людей папы и мамы,
бабушки и дедушки, братьев и сестер. В
зависимости от состава семьи, от отношений
в семье к членам семьи и вообще к окружающим
людям человек смотрит на мир положительно
или отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими.
Отношения в семье влияют также на то,
как человек в дальнейшем будет строить
свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый
жизненный опыт, поэтому очень важно в
какой семье воспитывается ребенок: в
благополучной или неблагополучной, полной
или неполной.
1.2. Методы и
формы семейного воспитания.
Методы воспитания детей в семье
— это пути (способы), с помощью которых
осуществляется целенаправленное педагогическое
влияние родителей на сознание и поведение
детей. Они имеют свою специфику:
• влияние на ребенка индивидуальное,
основанное на конкретных поступках и
приспособлено к личности,
• выбор методов зависит от
педагогической культуры родителей: понимания
цели воспитания, родительской роли, представлений
о ценностях, стиля отношений в семье и.т.
д. Поэтому методы семейного воспитания
несут на себе яркий отпечаток личности
родителей и неотделимы от них. Сколько
родителей — столько разновидностей методов.
Например, убеждение у одних родителей
— мягкое внушение, у других - угроза, крик.
Когда в семье отношения с детьми близкие,
теплые, дружеские, главный метод — поощрение.
При холодных, отчужденных отношениях,
естественно, превалируют строгость и
наказание. Методы очень зависят от установленных
родителями воспитательных приоритетов:
одни хотят воспитать послушание, и поэтому
их методы нацелены на то, чтобы ребенок
безотказно выполнял требования взрослых.
Другие считают более важным учить самостоятельному
мышлению, проявлению инициативы и, естественно,
находят для этого соответствующие методы.
Всеми родителями используются
общие методы семейного воспитания: убеждение
(объяснение, внушение, совет); личный пример;
поощрение (похвала, подарки, интересная
для детей перспектива); наказание (лишение
удовольствий, отказ от дружбы, телесные
наказания). В некоторых семьях по совету
педагогов создаются и используются воспитывающие
ситуации.
Разнообразны средства решения
воспитательных задач в семье. Среди этих
средств: слово, фольклор, родительский
авторитет, труд, учение, природа, домашний
быт, национальные обычаи, традиции, общественное
мнение, духовный и моральный климат семьи,
пресса, радио, телевидение, режим дня,
литература, музеи и выставки, игры и игрушки,
демонстрации, физкультура, спорт, праздники,
символы, атрибуты, реликвии и т. д.
Выбор и применение методов
родительского воспитания опираются на
ряд общих условий.
1. Знание родителями своих детей,
их положительных и отрицательных качеств:
что читают, чем интересуются, какие поручения
выполняют, какие трудности испытывают,
какие отношения с одноклассниками и педагогами,
взрослыми, маленькими, что более всего
ценят в людях и т. д. Многие родители не
знают, какие книги читают их дети, какие
фильмы смотрят, какая музыка им нравится,
больше половины родителей ничего не могут
сказать об увлечениях своих детей. По
данным социологических исследований
(1997), 86% юных правонарушителей ответили,
что родители не контролировали их поздних
возвращений домой.
2. Личный опыт родителей,
их авторитет, характер отношений
в семье, стремление воспитывать
личным примером также сказываются
на выборе методов. Эта группа
родителей обычно выбирает наглядные
методы, сравнительно чаще использует
приучение.