Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности семейного воспитания в современных условиях.
Задачи:
- изучение теоретических основ семейного воспитания;
- выявление методов и форм семейного воспитания;
- определить основные условия успешного воспитания детей в семье;
- изучить опыт семьи Никитиных, выдвинувших свою методику успешного воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…..4
1.1. Понятие семейного воспитания………………………………………....4
1.2. Методы и формы семейного воспитания……………………………….5
1.3. Типы семьи………………………………………………………………..7
1.4. Модели современной семьи………………………………………………8
1.5. Условия успешного воспитания детей в семье………………………...11
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………….15
2.1. Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных……15
2.2.Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова)…………………………………………………………………………20
2.3 Методика «Стратегии семейного воспитания»…………………………21
Заключение…………………………………………………………………….27
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, Услоови успешного воспитания детей в семье (2).docx

— 76.16 Кб (Скачать файл)

Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.  Выделяют 3 стиля семейного воспитания:

-демократический

-авторитарный

-попустительский

При демократическом стиле, прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле, ребенок предоставляется сам себе.

Однако И. П. Подласый утверждает, что «семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

 

1.5. Условия успешного  воспитания детей в семье.

Условия – это обстановка, в которой происходит,  осуществляется что-нибудь. Такая обстановка необходима для осуществления качественного воспитания детей в семье.

Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь такой семьи предоставляет ребенку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату - это совершенно различные чувства, умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребенок привыкает быть в коллективе. Все это очень важно именно для советского воспитания. В буржуазной семье этот вопрос не имеет такого значения, так как там все общество построено на эгоистическом принципе.

Бывают и неполные семьи. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.

Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.

  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

  • Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.   

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Есть много видов ложного авторитета:

1.Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления.

2.Авторитет расстояния. Есть такие отцы, да и матери, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид в некоторых старых интеллигентских семьях.

3.Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого гражданина Советского государства есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети.

4.Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их - это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом.

5.Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь.

6.Авторитет любви. Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь.

7.Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей.

8.Авторитет дружбы. Довольно часто еще и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями.

В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

9.Авторитет подкупа - самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться - куплю тебе лошадку, будешь слушаться - пойдем в цирк.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение.

Авторитет знания необходимо приведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна.

Авторитет помощи, острожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нем, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.

Дисциплина – неотъемлемый фактор авторитета.  Необходимо следить, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

1. Оно не должно отдаваться  со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже  и на упрашивание.

2. Оно должно быть посильным  для ребенка, не требовать от  него слишком трудного напряжения.

3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить  здравому смыслу.

4. Оно не должно противоречить  другому распоряжению вашему  или другого родителя.

 

Вывод:  Жизнь ребенка в большинстве своем происходит в семье. Семья – это естественная среда воспитательного процесса. Семья – это его первая культурная и образовательная ниша. Она информирует ребенка о том ,что происходит за ее границей, учит позиционировать себя, как личность, развивает духовные творческие и даже профессиональные возможности, способности и навыки.  Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель разговаривает с ребенком, объясняет ему что-либо, поучает его, отнюдь нет. Воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый момент совместного времяпровождения с ребенком. Всегда вспоминайте слова Макаренко «Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ    

 

2.1. Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных

 

          Одна из первых отечественных методик раннего развития принадлежит педагогам-новаторам Борису (1916-1999) и Елене (р.1930) Никитиным, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Для своего времени (50-60-е годы) она значительно отличалась от «официальной» модели воспитания и была достаточно прогрессивной. И в то же время, до сих пор никитинские развивающие игры признаны классикой «развивалок».

Главный постулат Никитиных: ребенок – сам себе хозяин. Он сам решает, когда и что ему нужно, как поступать надо, а как – нет. Родители лишь помогают ему справляться со сложными жизненными проблемами, в том числе и философского плана. При этом родители свою помощь не навязывают, не решают за ребенка, когда он может решить сам, и не думают за него, когда он сам может думать. С другой стороны, кажущаяся вседозволенность компенсируется достаточно «спартанскими» условиями жизни, трудом, сопряженным с творчеством, близостью к природе и естественностью. В такие условия ребенок погружается с самого рождения, и это, по мнению авторов методики, развивает его творческие способности и готовит ко взрослой жизни .

Никитины считают, что традиционные формы воспитания влекут за собой две крайности. Первая – заорганизованность: сверхзаботливый уход, постоянные игры, занятия, развлечения. Таким образом, у ребенка не остается времени на самого себя – ведь ко всему этому ребенка ведут взрослые, а не он сам. Другая крайность – когда ребенок предоставлен сам себе: накормлен, напоен, спать уложен – и ладно. В таком случае существует риск возникновения отсталости в умственном и психологическом развитии.

Основные принципы метода Никитиных таковы:

•для детей не устраиваются какие-то специальные занятия, тренировки и прочее. Они могут заниматься столько, сколько им хочется, однако при этом важную роль в любых занятиях играют спортивные упражнения;

•обстановка дома должна быть спортивной – спортивные снаряды должны с рождения войти в жизнь ребенка, а занятие на них должно стать таким же обычным, как одеваться и самостоятельно ходить в туалет;

•родители обязательно должны участвовать в детских играх и должны поощрять и хвалить малышей за успехи, и в то же время ругать за неудачи не следует;

•родители не должны мешать ребенку развиваться, ограничивать его, давить. Нужно просто создать ребенку условия для развития.

Кстати, об условиях. Никитины считали, что если родители хотят добиться раннего развития ребенка, то они его с самого начала должны окружить «опережающей» атрибутикой. Например, едва малыш начал говорить, дать ему в качестве игрушек кубики с буквами, на стену повесить карту мира, азбуку и, конечно, полки с книгами. Таким образом, как считают педагоги, можно пробудить интерес у ребенка к той или иной области знаний. И в то же время этот интерес может поменяться, тогда придется сменить и «обстановку».

Информация о работе Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных