Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности семейного воспитания в современных условиях.
Задачи:
- изучение теоретических основ семейного воспитания;
- выявление методов и форм семейного воспитания;
- определить основные условия успешного воспитания детей в семье;
- изучить опыт семьи Никитиных, выдвинувших свою методику успешного воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…..4
1.1. Понятие семейного воспитания………………………………………....4
1.2. Методы и формы семейного воспитания……………………………….5
1.3. Типы семьи………………………………………………………………..7
1.4. Модели современной семьи………………………………………………8
1.5. Условия успешного воспитания детей в семье………………………...11
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………….15
2.1. Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных……15
2.2.Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова)…………………………………………………………………………20
2.3 Методика «Стратегии семейного воспитания»…………………………21
Заключение…………………………………………………………………….27
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, Услоови успешного воспитания детей в семье (2).docx

— 76.16 Кб (Скачать файл)

3. Если родители отдают  предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические  методы. Интенсивное общение во  время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.

4. Педагогическая культура  родителей оказывает решающее  влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных  людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать  секретами воспитательного воздействия  вовсе не роскошь, а практическая  необходимость. «Педагогические знания  родителей особенно важны в  тот период, когда отец и мать  являются единственными воспитателями  своего ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная  жизнь детей в решающей мере  зависит от... элементарной педагогической  культуры матери и отца, которая  выражается в мудром понимании  сложнейших душевных движений  развивающегося человека», — писал  ВЛ. Сухомлинский.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

• креативности — свободного развития способностей детей;

• гуманизма — признание личности в качестве абсолютной ценности;

• демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

• гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

• ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.

 

1.3. Типы  семьи.

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца.

Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми.

У одинокой женщины-матери нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье. Снижение воспитательных возможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряда неблагоприятных обстоятельств, таких как длительное влияние конфликтных ситуаций на детей, напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильным отношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи, неумение выбирать педагогически целесообразный стиль воспитания, возникновение ситуаций эмоционального “голода” или чрезмерной, жертвенной родительской любви, а также нередко и аморальное поведение родителя, его низкий культурно-образовательный и профессиональный уровни, материально-бытовые трудности, слабая связь со школой.

Неполными можно считать и семьи, в которых дети живут с дедушкой или бабушкой, но без отца и матери, поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишена родительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старики взяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя, который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своим родителям.

В нашем обществе всё заметнее становится кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации, они имеют более общий характер. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей.

В педагогике существует квалификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.

М.И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семьи:  гармоничная, распадающаяся, неполная.

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные». Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей.

 

1.4. Модели современной  семьи.

1.  Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

2.  Отзывчивые семьи. Отношения  между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети  стараются не нарушать. Дети знают  свое место в семье, повинуются  родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут  послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Поначалу намечается едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родителями и детьми. Фактические данные дают основание обозначить наиболее частые причины этой «трещинки»:

а)  некоторые расхождения между характером требований и личным поведением;

б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью.

3. Материально-ориентированные  семьи, где главное внимание уделяется  материальному благополучию. Детей  в таких семьях с раннего  возраста приучают смотреть на  жизнь прагматически, во всем  видеть свою выгоду. Их заставляют  хорошо учиться, но с единственной  целью — чтобы поступить в  вуз. Духовный мир родителей и  детей обеднен. Интересы детей  не учитываются, поощряется только  «выгодная» инициативность. Дети  рано взрослеют, хотя это нельзя  назвать социализацией в полном  смысле этого слова. Отношения  с родителями, лишенные духовной  основы, могут развиваться непредсказуемо.

Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить на будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

4. Враждебные семьи . Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее, правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте, родителям полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; различие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции.

5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. В 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не умеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке.

Острые конфликты могут возникнуть и из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы' в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие их переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, отцов - в частности. Сегодня кризис отцовства остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Есть на то объективные, субъективные причины, но детям от них не легче.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отметим следующие:

1. Невысокий экономический  уровень большинства трудовых  семей, когда основное время родителей  тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т. д.).

2. Низкая культура общественной  жизни, двойная мораль, лицемерие  властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь  заболеть и другие причины, приводящие  людей в состояние повышенного  нервного напряжения, стресса.

3. Двойная нагрузка на  женщину в семье — и на  работу, и на семью. Обследование  показало, что трудовая нагрузка  горожанки в простых семьях  с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома — 36 ч. Средний  рабочий день женщины-матери, включая  воскресенье, составляет 11ч.

4.Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод — это всегда проблема воспитания детей.

5.Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.

6.Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее.

7.Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Информация о работе Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных