Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:37, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: определить особенности семейного воспитания в современных условиях. Задачи: - изучение теоретических основ семейного воспитания; - выявление методов и форм семейного воспитания; - определить основные условия успешного воспитания детей в семье; - изучить опыт семьи Никитиных, выдвинувших свою методику успешного воспитания.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…..4 1.1. Понятие семейного воспитания………………………………………....4 1.2. Методы и формы семейного воспитания……………………………….5 1.3. Типы семьи………………………………………………………………..7 1.4. Модели современной семьи………………………………………………8 1.5. Условия успешного воспитания детей в семье………………………...11 Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………….15 2.1. Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных……15 2.2.Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова)…………………………………………………………………………20 2.3 Методика «Стратегии семейного воспитания»…………………………21 Заключение…………………………………………………………………….27 Библиография
3. Если родители отдают
предпочтение совместной деятельности,
то обычно превалируют практические
методы. Интенсивное общение во
время совместного труда, просмотров телепередач,
походов, прогулок дает хорошие результаты:
дети более откровенны, это помогает родителям
лучше понять их. Нет совместной деятельности,
нет и повода, и возможности для общения.
4. Педагогическая культура
родителей оказывает решающее
влияние на выбор методов, средств,
форм воспитания. Замечено издавна,
что в семьях педагогов, образованных
людей дети всегда лучше воспитаны.
Следовательно, учить педагогику, овладевать
секретами воспитательного воздействия
вовсе не роскошь, а практическая
необходимость. «Педагогические знания
родителей особенно важны в
тот период, когда отец и мать
являются единственными воспитателями
своего ребенка... В возрасте от
2 до 6 лет умственное развитие, духовная
жизнь детей в решающей мере
зависит от... элементарной педагогической
культуры матери и отца, которая
выражается в мудром понимании
сложнейших душевных движений
развивающегося человека», — писал
ВЛ. Сухомлинский.
Современное семейное воспитание
основывается на принципах гуманистической
педагогики:
• креативности — свободного
развития способностей детей;
• гуманизма — признание личности
в качестве абсолютной ценности;
• демократизма, основанного
на установлении равноправных духовных
отношений между взрослыми и детьми;
• гражданственности, основанной
на осознании места своего «Я» в общественно-государственной
системе;
• ретроспективности, позволяющей
осуществлять воспитание на традициях
народной педагогики;
• приоритетности общечеловеческих
нравственных норм и ценностей.
Развитие и воспитание ребенка
в семье требует множества деятельностных
ситуаций, в которых происходит формирование
личности заданной ориентации.
1.3. Типы семьи.
А.С. Макаренко придавал особое
значение структуре семьи. Он ввел понятие
“полная” и “неполная семья”, понимая
под этим семью, которая не имеет отца
или матери. От того, какая по структуре
семья, зависит и воспитание, и успешная
социализация ребенка. К полным семьям
обычно причисляются и сводные семьи с
отчимом или мачехой. Эти семьи считаются
полными потому, что в каждой из них есть
муж, жена и ребенок (дети), причем отчим
обязан заботится о детях жены, как о своих,
а дети должны его слушаться, как отца.
Неполной обычно считается
семья одинокой матери или отца с детьми.
У одинокой женщины-матери нередко
формируется сугубо отрицательный комплекс
чувств к мужчинам, к брачной и семейной
жизни, а, следовательно, и у детей могут
сложиться деформированные и искаженные
представления о супружестве и семье.
Снижение воспитательных возможностей
неполной семьи происходит в результате
стечения ряда неблагоприятных обстоятельств,
таких как длительное влияние конфликтных
ситуаций на детей, напряженная психологическая
обстановка, в связи с неправильным отношением
членов семьи к особенностям жизнедеятельности
неполной семьи, неумение выбирать педагогически
целесообразный стиль воспитания, возникновение
ситуаций эмоционального “голода” или
чрезмерной, жертвенной родительской
любви, а также нередко и аморальное поведение
родителя, его низкий культурно-образовательный
и профессиональный уровни, материально-бытовые
трудности, слабая связь со школой.
Неполными можно считать и семьи,
в которых дети живут с дедушкой или бабушкой,
но без отца и матери, поскольку их родители
развелись, а мать затем либо умерла, либо
была лишена родительских прав за пьянство
и дурное обращение с детьми, после чего
старики взяли детей на воспитание. Либо
мать нашла себе нового мужа или сожителя,
который не пожелал заботиться о ребенке,
и она сама отдала ребенка своим родителям.
В нашем обществе всё заметнее
становится кризис семьи. Кризис выражается
в том, что семья всё хуже реализует свою
главную функцию- воспитание детей. Причины
такого кризиса лишь отчасти связаны с
ухудшением экономической ситуации, они
имеют более общий характер. Легкомысленное
отношение к браку и семье, забвение традиций,
нравственных принципов, цинизм, пьянство,
отсутствие самодисциплины и половая
распущенность, высокий процент разводов
самым пагубным образом отражается на
воспитании детей.
В педагогике существует квалификация
семей не только по составу, но и по характеру
взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит
семьи на три типа: идеальная, средняя,
негативная или скандально-раздражительная.
М.И. Буянов, пользуясь исследованиями
социологов, называет такие типы семьи:
гармоничная, распадающаяся, неполная.
У педагогов-практиков деление
семей принято на «благополучные» и «неблагополучные».
Неблагополучная семья – это семья, в
которой нарушена структура, обесцениваются
или игнорируются основные семейные функции,
имеются явные или скрытые дефекты воспитания,
в результате чего появляются «трудные
дети».
Одним из самых мощных неблагоприятных
факторов разрушающих не только семью,
но и душевное равновесие ребенка является
пьянство родителей.
1.4. Модели современной
семьи.
1. Семьи, уважающие детей.
Детей в таких семьях любят. Родители знают,
чем они интересуются, что их беспокоит.
Уважают их мнения, переживания, стараются
тактично помочь. Развивают интересы детей.
Это наиболее благополучные для воспитания
семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми,
инициативными, независимыми, дружелюбными.
Родители и дети испытывают устойчивую
потребность во взаимном общении. Их отношения
характеризуются общей нравственной атмосферой
семьи: порядочностью, откровенностью,
взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.
2. Отзывчивые семьи. Отношения
между взрослыми и детьми нормальные,
но существует определенная дистанция,
которую ни родители, ни дети
стараются не нарушать. Дети знают
свое место в семье, повинуются
родителям. Родители сами решают,
что нужно детям. Они растут
послушными, вежливыми, дружелюбными,
но недостаточно инициативными. Часто
не имеют собственного мнения, зависимы
от других. Родители вникают в заботы и
интересы детей, и дети делятся с ними
своими проблемами. Внешне отношения благополучны,
но некоторые глубинные, сокровенные связи
могут нарушаться. Поначалу намечается
едва ощутимая «трещинка» в душевных связях
между родителями и детьми. Фактические
данные дают основание обозначить наиболее
частые причины этой «трещинки»:
а) некоторые расхождения
между характером требований и личным
поведением;
б) недостаточные чуткость,
душевная тонкость, такт родителей в конкретных
ситуациях, недооценка потребности ребенка
быть личностью.
3. Материально-ориентированные
семьи, где главное внимание уделяется
материальному благополучию. Детей
в таких семьях с раннего
возраста приучают смотреть на
жизнь прагматически, во всем
видеть свою выгоду. Их заставляют
хорошо учиться, но с единственной
целью — чтобы поступить в
вуз. Духовный мир родителей и
детей обеднен. Интересы детей
не учитываются, поощряется только
«выгодная» инициативность. Дети
рано взрослеют, хотя это нельзя
назвать социализацией в полном
смысле этого слова. Отношения
с родителями, лишенные духовной
основы, могут развиваться непредсказуемо.
Родители стараются вникать
в интересы и заботы детей. Дети это понимают.
Но чаще всего не принимают. Суть в том,
что высокие помыслы родителей в этом
случае зачастую разбиваются о низкую
педагогическую культуру осуществления.
Мечтая и надеясь предостеречь детей от
опасностей, осчастливить их, обеспечить
на будущее, родители фактически обрекают
своих питомцев на неправомерные ограничения
и даже страдания.
Такой вариант отношений возникает
и при чрезмерной занятости родителей
собой, работой, увлечениями, своими отношениями
и размолвками. Нередко это выражается
в недостаточном выполнении родительского
долга, пассивности родителей в общении
с детьми, что порождает у них чувства
обиды, одиночества. И все же естественная
привязанность, любовь к родителям остаются,
и дети испытывают желание делиться успехами
и огорчениями, зная, что родители в душе
остаются их искренними доброжелателями.
4. Враждебные семьи . Детям
здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие,
слежка, телесные наказания. Дети в таких
семьях растут скрытыми, недружелюбными,
они плохо относятся к родителям, не ладят
между собой и со сверстниками, не любят
школу, могут уходить из семьи. Механизм
отношений здесь такой. Поведение, жизненные
стремления детей вызывают в семье конфликты,
и при этом правы (скорее, правы) родители.
Такого рода ситуации обычно связаны с
возрастными особенностями детей, когда
они еще не могут оценить опыта родителей,
их усилий на благо семьи. Справедливые
огорчения родителей вызывают односторонние
увлечения детей во вред учебе, основным
занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными
поступками.
Важно, чтобы родители в таких
ситуациях стремились разобраться в мотивах
поведения детей, проявляли достаточное
уважение к их доводам и аргументам. Ведь
дети, будучи неправыми, искренне убеждены,
что правы именно они, что родители не
хотят или не способны их понять. При всей
правоте, родителям полезно знать, что
существуют психологические барьеры общения:
недостаточное знание общающимися друг
друга; неприемлемые навыки общения, взаимного
восприятия; различие характеров, противоборствующих
желаний; отрицательные эмоции.
5. Антисоциальные семьи.
Это, скорее, не семьи, а временные пристанища
для детей, которых здесь не ждали, не любят,
не приемлют. Родители, как правило, ведут
аморальный образ жизни: конфликтуют,
угрожают друг другу и детям, пьянствуют,
воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне
негативное. В 30% случаев ведет к антиобщественным
поступкам. Дети из таких семей обычно
берутся под опеку государства.
Что происходит в таких семьях,
нетрудно понять. Родители, как правило,
занимают конфликтную позицию. Конфликтные
ситуации могут вызываться личными недостатками
родителей, которые не умеют или не считают
нужным подавлять их в себе, в своих отношениях
друг к другу и к детям. Это проявляется
в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости
к иному мнению. Особенно болезненно реагируют
дети на тягу родителей к сомнительным
развлечениям, водке.
Острые конфликты могут возникнуть
и из-за эмоциональной глухоты родителей.
Дети всех возрастов особенно ранимы'
в минуты тонких эмоциональных переживаний,
душевного подъема, возвышенных устремлений,
непонятных взрослым. Непонимание и непринятие
их переживаний взрослыми ведет к обоюдному
отчуждению. Обе стороны утрачивают способность
слушать и понимать друг друга.
На фоне новых возможностей
самореализации личности в условиях демократических
свобод современные подростки и старшеклассники
пристальнее оценивают масштабы личности
своих родителей, отцов - в частности. Сегодня
кризис отцовства остро проявляется в
формах неполных семей, пьянства, отрешенности
отца от семьи. Есть на то объективные,
субъективные причины, но детям от них
не легче.
Среди наиболее веских причин
неудовлетворительного воспитания детей
в семье отметим следующие:
1. Невысокий экономический
уровень большинства трудовых
семей, когда основное время родителей
тратится на добывание средств
к существованию (зарплаты, продуктов
питания, товаров и т. д.).
2. Низкая культура общественной
жизни, двойная мораль, лицемерие
властей, социальная напряженность,
неуверенность в завтрашнем дне,
угроза потери работы, боязнь
заболеть и другие причины, приводящие
людей в состояние повышенного
нервного напряжения, стресса.
3. Двойная нагрузка на
женщину в семье — и на
работу, и на семью. Обследование
показало, что трудовая нагрузка
горожанки в простых семьях
с детьми составляет 77 ч в неделю,
в том числе дома — 36 ч. Средний
рабочий день женщины-матери, включая
воскресенье, составляет 11ч.
4.Высокий процент разводов,
являющихся следствием многих социально-бытовых
и моральных причин. Развод — это всегда
проблема воспитания детей.
5.Бытующее общественное мнение,
что муж лишь помогает жене в воспитании
детей. Льготы по уходу за детьми имеет
не семья, а женщина. Пока же законодательство
закрепляет положение, при котором воспитание
детей остается святой обязанностью женщины-матери.
Объявленное законом равное право отца
и матери в воспитании детей на практике
нарушается.
6.Обострение конфликтов между
поколениями, которые день ото дня становятся
напряженнее.
7.Увеличение разрыва между
семьей и школой. Обычная общеобразовательная
школа, вследствие многих причин ставшая
непрестижной и малопривлекательной,
почти устранилась от выполнения роли
помощника семьи. А новые общественные
институты хотя и появились, но еще не
окрепли и не в состоянии оказать действенную
помощь семье.