Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:37, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: определить особенности семейного воспитания в современных условиях. Задачи: - изучение теоретических основ семейного воспитания; - выявление методов и форм семейного воспитания; - определить основные условия успешного воспитания детей в семье; - изучить опыт семьи Никитиных, выдвинувших свою методику успешного воспитания.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…..4 1.1. Понятие семейного воспитания………………………………………....4 1.2. Методы и формы семейного воспитания……………………………….5 1.3. Типы семьи………………………………………………………………..7 1.4. Модели современной семьи………………………………………………8 1.5. Условия успешного воспитания детей в семье………………………...11 Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………….15 2.1. Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных……15 2.2.Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова)…………………………………………………………………………20 2.3 Методика «Стратегии семейного воспитания»…………………………21 Заключение…………………………………………………………………….27 Библиография
Как и другие авторы методик, Никитины
устанавливают возрастные рамки, в которых
возможно наиболее эффективное развитие
интеллекта. По их мнению, все это происходит
в дошкольном возрасте, но не обязательно
в первые три года. Борис Никитин разработал
собственную гипотезу необратимого угасания
возможностей эффективного развития способностей.
Согласно ей, с годами человек утрачивает
способности к развитию, то есть эффективное
развитие утрачивается безвозвратно.
Существует определенное время и определенные
условия для наиболее эффективного развития,
у каждого человека они свои.
Большое внимание в развитии
ребенка педагоги уделяют физическому
развитию. Закаливание с младенчества,
минимум одежды и пищи, физические упражнения
– все это ведет к тому, что дети практически
не болеют, и в то же время не ленятся (в
том числе и учиться).
Минусы:
Во-первых, стоит учитывать,
что дети Никитиных (на которых и была
создана их методика) воспитывались все
вместе, отсюда возможность детей сотрудничать
между собой, а фигура родителя отодвигалась
на задний план, то есть какие-то решения
дети могли принимать между собой «коллегиально».
А какая ситуация сложится, если ребенок
один? С кем ему посоветоваться, кроме
как с родителем? Таким образом, роль взрослого
увеличивается, что несколько выбивается
из никитинской концепции.
Во-вторых, требования к закаливанию
и физическому развитию достаточно трудно
осуществить в условиях города и однокомнатной
квартиры. И даже если квартира достаточно
большая – поставите ли вы там «козла»?
И будете ли вешать своего полугодовалого
малыша на трапецию? А гонять его в холод
босиком по снегу? Да, в статье о закаливании
мы уже говорили, что прежде всего закаляться
должны родители, чтобы ребенку закаливание
нравилось. Но ведь вы, наверное, хотите
просто развить ребенка интеллектуально,
а не воспитать спартанца? Тогда эта методика
не для вас.
В-третьих, методика Никитиных
учит мыслить, творить, но не содержит
в себе конкретных рекомендаций, например,
по обучению чтению (хотя включает в себя
игры, обучающие счету и математическим
действиям). Таким образом, методику Никитиных
обязательно надо дополнять другими методиками.
В-четвертых, воспитание «по
Никитиным» не предусматривает сюжетно-ролевых
игр. То есть «нет!» куклам, «магазинам»,
«дочкам-матерям» и «войнушке». И в то
же время – «да!» труду. При этом ребенок
действительно учится себя обслуживать,
вести домашнее хозяйство, но играть он
не умеет.
Ребенку необходимо широкое
поле деятельности, нужно, чтобы в его
руки попадали карандаши, мел, бумага,
клей, ножницы, молоток, краски, картон,
пластилин, кубики - все то, чем можно работать.
А это обеспечивает богатство условий
для развития ребенка. У Никитиных для
такой деятельности существует комната-мастерская,
где можно клеить, резать, пилить, забивать
гвозди и т. д., т. е. проявлять себя в каком
бы то ни было творчестве. Никитины постарались
воспользоваться чуткостью и восприимчивостью
детского ума в обучении грамоте, счету,
в знакомстве детей с мерами длины, веса,
времени и т. д. Дети с раннего возраста
пользуются наглядностью, которая представлена
в доме Никитиных в широком ассортименте.
Это касса письменных букв из проволоки,
учебный термометр метрового роста, самодельные
часы, простые математические таблицы,
измерительные приборы: весы, динамометры,
секундомеры.
Особое место среди учебных
пособий занимают развивающие игры. В
них можно играть уже на втором году жизни.
О развивающих играх Никитиными написана
целая книга. Развивающие игры могут дать
пищу для ума с раннего возраста, они создают
условия для опережающего развития способностей.
Как и любые игры, они создают атмосферу
свободного и радостного творчества.
Никитины считают, что, предоставив
своим ребятишкам максимум свободы, избежали
сразу трех зол: и перегрузки, и возможного
отвращения детей от нужных и полезных
дел, и тяги к уличным соблазнам.
Наряду со свободой в поступках
и времяпрепровождении уживаются в семье
Никитиных обязательные дела, которые
надо делать безо всяких «хочется, не хочется».
И таких дел в доме много. Главное не упустить
тот момент, когда ребенок хочет помочь,
пытается делать все, что делает папа или
мама. Эту помощь нужно принять, а не отвергать.
Давая какие-то поручения, нужно предлагать
помощь другому, а не отдавать приказания.
В семье Никитиных все дети
имеют поручения, начиная с маленького
возраста, например с года. И все дети получают
в конце месяца зарплату за работу на «швейной
домашней фабрике», расписываются в ведомости,
где указывается «квалификация» работника,
количество рабочих часов и сумма: от 23
копеек у четырехлетней Юли до 3-4 рублей
у мамы и десятилетнего Антона. Так возникло
очень бережное отношение к трудовым деньгам,
которые тратились не легкомысленно, а
только на нужные вещи.
Лена Алексеевна Никитина уверена,
что и физическое, и умственное, и трудовое
воспитание важны. Но самое главное в жизни
с детьми - налаживание человеческих отношений.
Она убеждена, что, например, школьная
жизнь ребенка зависит не только от его
здоровья и умственного развития, но и
от того, каков он будет в ребячьем коллективе.
Отзывчив или эгоистичен, общителен или
замкнут, сможет ли остаться самим собой
в разных сложных ситуациях. Это все зависит
от того, каков у него был опыт общения
до школы: было ли ему о ком заботиться,
с кем поспорить, перед кем отстоять себя,
научился ли он жалеть, сочувствовать,
понимать других и почувствовал ли он
ни с чем не сравнимую радость сделать
что-то для людей, радость отдачи, радость
ощущения нужности людям. На пути к этим
азбучным истинам Никитиным помогло то,
что у них была большая семья, где дети
выступали в разнообразной связи со взрослыми
и между собой - помощь, забота, подражание,
отстаивание, обида, жалость и т. д. и т.
п. А родители регулировали эти отношения,
налаживали их на основе взаимного уважения
среди членов семьи и на основе заботы
друг о друге. Так у детей вырабатывается
правильная ориентация в нравственных
ценностях, твердое знание того, что такое
хорошо, а что такое плохо .
Согласно постулатам, выработанным Никитиным,
можно сформулировать следующие правила
для родителей.
Правило 1. Признание личности
ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие
произвола в действиях отца и матери.
Правило 2. Формирование адекватной
самооценки. Человек с низкой самооценкой
постоянно зависит от чужого мнения, считает
себя недостаточным.
Формирование самооценки ребенка
зависит от оценки его родителями т.к.
в раннем возрасте ребенок еще не умеет
оценивать себя сам.
Правило 3. Приобщать к реальным
делам семьи. Можно проводить минисовещание
с участием всех членов семьи, совместно
планировать семейные дела.
Правило 4. Развивать силу воли
ребенка. Научить проявлять выносливость,
смелость, мужественность, терпение. Учить
прилагать усилия для достижения цели.
Правило 5. Учить планировать.
Составлять план действий. Большое и сложное
дело разбивать на ряд конкретных действий.
Правило 6. С малых лет приобщать
к труду. Требовать выполнения домашних
обязанностей, поручений. Можно наладить
домашнее производство – обучение ремеслу,
повышение самооценки, сближение членов
семьи.
Правило 7. Научить общаться
с другими детьми, людьми. Модель родительского
поведения.
Правило 8. Формировать нравственные
качества: доброту, порядочность, сочувствие,
взаимопомощь, ответственность .
Вместо того, чтобы стараться
не замечать негативные чувства ребенка
по отношение к брату или сестре, осознайте
их сами и помогите осознать ребенку. Назовите
предполагаемое вами чувство ребенка,
покажите, что вы его понимаете. Осознование
чувств, называние их целительно для детей,
и для родителей. Можно сделать и больше.
Если вы назовете вслух не осуществляемые
желания ребенка (из-за чего и возникает
нелюбовь к “сопернику” – помехе для
желаний), да еще и выразите свое сочувствие,
это принесет эмоциональное облегчение.
Это может помочь ребенку понять, что именно
его тревожит и огорчает: не появление
нового братика или сестры, а страх потерять
то чувство защищенности, которое давало
уверенность в вашей исключительной, абсолютной
любви к нему.
Когда от детей требует хороших
чувств по отношению друг к другу, у них
лишь усиливается отрицательные чувства.
Когда вы позволяете ребенку испытывать
негативные чувства – выслушиваете его
спокойно, показываете, что понимаете
его чувства, это приведет к появлению
позитивных чувств.
Постарайтесь помочь детям
найти безопасный и безвредный выход для
их негативных чувств: приучайте их выражать
свои чувства в символической форме (рисунок,
лепка, письмо, стихи и т.п.). А не в ругани
или драках. Этому именно и надо научить
ребенка: осознавать свое чувство и
уметь его конструктивно и безопасно выразить,
а не запрещать себе это чувство испытывать.
Когда ребенку нужно выразить
чувства, поставьте его перед выбором
пути выражения и помогите найти наиболее
конструктивный для данной ситуации. Этот
навык – не мгновенная реакция крика или
драки, а поиск конструктивного способа
справится с проблемой – поможет ему и
в будущем.
Вмешиваясь в драки, прекращайте
их немедленно, но при этом старайтесь
не заниматься выяснением того, кто обидчик,
кто жертва. Уделите внимание пострадавшему
ребенку, выразите веру в способность
детей самостоятельно решать свои споры
без драки. Не приучайте детей к тому, что
их спор решает родители, поощряйте их
самостоятельное решение.
Надо постараться не только
прервать и запретить драку, но и подсказать,
как можно более спокойно и здраво разрешить
конфликт, или переключить внимание детей
на устраивающее обоих общее дело или
помощь вам.
2.2. Методика идентификации
детей с родителями (опросник А.И. Зарова)
Посредством данной методики диагностируются
компетентность и престижность родителей
в восприятии детей, и особенности эмоциональных
отношений с родителями.
Ребенку задают следующий набор
вопросов.
1.Если бы ты участвовал в игре
"Семья", то кого бы стал изображать,
кем бы в ней стал - мамой, папой или собой?
(Для устранения суггестивного влияния
последние слова в вопросе меняются местами,
например: "папой, мамой или собой",
"собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые
должны сделать выбор между изображением
себя и одного из родителей).
2.С кем ты живешь дома? (Кто у
тебя есть дома? - для дошкольников).
3.Кто в семье, по-твоему, главный
из родителей или в семье нет главного?
4.Когда ты вырастешь, то станешь
делать то же, что делает твой папа (мама
- у девочек) на работе или другое?
5.Когда ты станешь взрослым
и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно
полу испытуемого), ты будешь так же его
воспитывать (играть, заниматься с ним
- для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает
папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?
6.Если бы дома долго никого
не было, то кого из родителей ты хотел
бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось,
чтобы кто первым зашел в комнату? - для
дошкольников).
7.Если бы с тобой случилось
горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь
из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал
об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?
8.Если бы с тобой случилось
горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь
из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал
об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?
9.Ты боишься, что тебя накажет
папа (мама - у девочек) или не боишься?
10.Ты боишься, что тебя накажет
мама (папа - у девочек) или не боишься?
Обработка и интерпретация
результатов
Посредством первых 5 вопросов
диагностируются компетентность и престижность
родителей в восприятии детей, остальные
вопросы направлены на выявление особенностей
эмоциональных отношений с родителями.
При обработке и анализе результатов
опроса важно учитывать следующее:
•возраст наиболее выраженной
идентификации с родителем того же пола
составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек
- 3-8 лет;
•успешность идентификации
зависит от компетентности и престижности
родителя того же пола в представлении
детей, а также от наличия в семье идентичного
их полу члена прародительской семьи (дедушки
- у мальчиков и бабушки - у девочек);
•идентификация с родителем
того же пола в семье сопряжена с эмоционально
теплыми отношениями с родителем другого
пола;
•уменьшение интенсивности
идентификации с родителем того же пола
обусловлено формированием "Я-концепции,
т.е. развитием самосознания, показателем
которого служит выбор себя. Выбор себя
преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек
с 9 лет, отражая возрастающую личностную
автономию - эмансипацию - от родительского
авторитета;
•идентификация с родителем
того же пола у девочек отличается от подобной
идентификации у мальчиков следующими
особенностями: