Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:00, курсовая работа
Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка. Эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Дети стремятся в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, педагог должен сам владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.
Введение 2-5
Глава 1. Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей
1.1.Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет 6-9
1.2.Понятие рисования и его роль в развитии дошкольника 10-14
1.3.Виды рисования 15-21
1.4.Анализ программ по изобразительной деятельности в детском саду 22-30
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Особенности обучения рисованию старших дошкольников на занятиях по изо деятельности
2.1. Планирование занятий по рисованию в старшей группе
Конспекты занятий 32-40 Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы.
Содержание:
Введение
Глава 1. Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей
1.1.Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет 6-9
1.2.Понятие рисования и его роль в развитии дошкольника 10-14
1.3.Виды
рисования
1.4.Анализ программ по изобразительной деятельности в детском саду
Выводы
по 1 главе.
Глава 2. Особенности обучения рисованию старших дошкольников на занятиях по изо деятельности
2.1. Планирование занятий по рисованию в старшей группе
Конспекты
занятий
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы.
Введение:
Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка. Эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Дети стремятся в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, педагог должен сам владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.
Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.
С конца XIX в детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений – психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.
За рубежом один за другим появляются
труды по психологии детства, в которых
большое место отводится
Первым автором, посвятившим свой
труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому
анализу детских рисунков, был
итальянский искусствовед Коррадо
Ричи. Изучив большое количество детских
рисунков, он дал характеристику своеобразия
изобразительного творчества детей. Но
в его работе и работах его
последователей основным пороком являлась
идеалистическое понимание
Работой русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.
В 1910 г. была представлена работа В.М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бехтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.
Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.
В.М. Бехтерев признавал необходимыми обучения детей техники рисования; разумное подражание взрослым, по его мнению, не может мешать ни своеобразно, ни проявлению индивидуальности ребенка.
Большой интерес к изучению детского
рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал
музей детского творчества в Харькове,
а затем кабинет творчеств
при всеукраинской Академии наук
в Киеве. Цель его исследований –
выявление закономерностей
Национальный вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей был внесен Надеждой Константиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основой для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.
Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены в начале 20-х г. уже показали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта, ребенка, которому придавалась первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании в частности в руководстве рисованием, недооценивалась.
Программный материал разновозрастных групп расположен по видам деятельности и дается компактно на весь год; для первой младшей группы расположен по полугодиям; для всех остальных групп - по кварталам, что обеспечивает большую систематичность в построении всего учебного процесса.
В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема формирования в изобразительной деятельности умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Особенности обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность темы позволяет решать большой круг доступных детям и привлекательных для них учебно-познавательных задач.
Цель исследования: выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования использования изобразительных умений и навыков для детей старшего дошкольного возраста на занятиях рисования.
Предмет исследования: особенности изобразительного творчества и формирование умений и навыков в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических основ и аспектов:
- методическая литература для детей старшего дошкольного возраста.
2) Выявить особенности
-разработка конспектов занятий
База исследования: МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Врачовская начальная школа - детский сад
Глава 1. Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей
1.1. Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Продолжает совершенствоваться восприятие
цвета, формы и величины, строения
предметов; представления детей
систематизируются. Дети различают
по светлоте и называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные
цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. Воспринимают величину
объектов, легко выстраивают в
ряд —по возрастанию или
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает
развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в
наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в
какой последовательности объекты
вступят во взаимодействие, и т.д.
Однако подобные решения окажутся правильными
только в том случае, если дети будут
применять адекватные мыслительные
средства. Среди них можно выделить
схематизированные
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Информация о работе Особенности обучению рисованию старших дошкольников