Особенности обучению рисованию старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка. Эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Дети стремятся в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, педагог должен сам владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Содержание

Введение 2-5
Глава 1. Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей
1.1.Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет 6-9
1.2.Понятие рисования и его роль в развитии дошкольника 10-14
1.3.Виды рисования 15-21
1.4.Анализ программ по изобразительной деятельности в детском саду 22-30
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Особенности обучения рисованию старших дошкольников на занятиях по изо деятельности
2.1. Планирование занятий по рисованию в старшей группе
Конспекты занятий 32-40 Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.34 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение                                                                                                                        2-5                                                                                                             

Глава 1. Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей

1.1.Возрастные  особенности психического развития детей 5-6 лет             6-9    

1.2.Понятие  рисования и его роль в развитии дошкольника                        10-14    

1.3.Виды  рисования                                                                                                 15-21       

1.4.Анализ  программ по изобразительной   деятельности в детском саду  

                                                                                                                                         22-30

Выводы  по 1 главе.                                                                                                   

Глава 2. Особенности обучения рисованию старших дошкольников на занятиях по изо деятельности

2.1. Планирование занятий по рисованию в старшей группе                                

 Конспекты  занятий                                                                                                   32-40                                                                                      

Выводы  по 2 главе

Заключение                                                                                                                              

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка. Эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Дети стремятся в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном  руководстве. Но чтобы развить у  каждого воспитанника творческие способности, педагог должен сам владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для  этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает  образное мышления и воображение.

Путь становления методики изобразительной  деятельности в первые десятилетия  советской власти был труден и  проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение  в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом  понимании развития ребенка. Фребель  считал, что развитие – это непрерывный  процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в  каждом человеке. Им было предложено большое  количество различных изобразительных  материалов, но действия детей с  этими материалами были строго регламентированы.

С конца XIX в детский рисунок  привлек к себе внимание ученых разных направлений – психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков  как у нас в России, так и  за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.

За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых  большое место отводится анализу  детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).

Первым автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был  итальянский искусствовед Коррадо  Ричи. Изучив большое количество детских  рисунков, он дал характеристику своеобразия  изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его  последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей  развития детского рисунка. Детские  рисунки часто оценивались как  произведение искусства, имеющие большую  эстетическую ценность, чем работы взрослых.

Работой русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.

В 1910 г. была представлена работа В.М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бехтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.

В.М. Бехтерев признавал необходимыми обучения детей техники рисования; разумное подражание взрослым, по его  мнению, не может мешать ни своеобразно, ни проявлению индивидуальности ребенка.

Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал  музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств  при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований –  выявление закономерностей детского творчества.

Национальный вклад в развитие теории и практики художественного  воспитания детей был внесен Надеждой Константиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости  эстетического развития каждого  ребенка и сегодня служат основой  для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.

Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены  в начале 20-х г. уже показали зависимость  творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще  заключалась лишь в том, чтобы  способствовать накоплению личного  опыта, ребенка, которому придавалась  первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании в частности в руководстве  рисованием, недооценивалась.

Программный материал разновозрастных  групп  расположен по видам деятельности и дается компактно на весь год; для первой младшей группы расположен по полугодиям; для всех остальных групп - по кварталам, что обеспечивает большую систематичность в построении всего учебного процесса.

В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема формирования в изобразительной деятельности умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Особенности обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность темы позволяет решать большой круг доступных детям и привлекательных для них учебно-познавательных задач.

Цель исследования: выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования использования изобразительных умений и навыков для детей старшего дошкольного возраста на занятиях рисования.

Предмет исследования: особенности изобразительного творчества и формирование умений и навыков в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.

Задачи исследования:

1) Изучение теоретических основ и аспектов:

- методическая литература для детей старшего дошкольного возраста.

2) Выявить особенности формирования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста на занятиях рисования.

-разработка конспектов занятий

 

База исследования: МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Врачовская начальная школа - детский сад

 

Глава 1. Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей

1.1. Возрастные особенности  психического развития детей  5-6 лет.

Дети шестого года жизни уже  могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь  роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного  рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей  систематизируются. Дети различают  по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные  цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в  ряд —по возрастанию или убыванию —до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности  при анализе пространственного  положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и  их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в  наглядном плане, но и совершить  преобразования объекта, указать, в  какой последовательности объекты  вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными  только в том случае, если дети будут  применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные  представления, отражающие представления  детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также  представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления  о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму( материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных  психологов, дети старшего дошкольного  возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят  за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно  разворачивающиеся истории. Воображение  будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной  работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная  выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и  в повседневной жизни.

Информация о работе Особенности обучению рисованию старших дошкольников