Особенности обучению рисованию старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка. Эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Дети стремятся в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, педагог должен сам владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Содержание

Введение 2-5
Глава 1. Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей
1.1.Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет 6-9
1.2.Понятие рисования и его роль в развитии дошкольника 10-14
1.3.Виды рисования 15-21
1.4.Анализ программ по изобразительной деятельности в детском саду 22-30
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Особенности обучения рисованию старших дошкольников на занятиях по изо деятельности
2.1. Планирование занятий по рисованию в старшей группе
Конспекты занятий 32-40 Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.34 Кб (Скачать файл)

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц и осенних  пейзажей, заучивание стихотворений,  Дидактическая игра «Десять птичек- стайка». Слушание  грамзаписи «Птицы в лесу».

Материалы: бумага, краски акварель, гуашь, баночки с водой, кисти, салфетки.

Глобус, настольная лампа для воспитателя.

Ход занятия:

Ребята, я думаю, вы уже обратили внимание на иллюстрации, которые я  приготовила для сегодняшнего занятия. Поэтому вам должно быть понятно, о чём пойдёт речь. Правильно, об осени. Посмотрите, какая осень изображена на картине Левитана «золотая осень»   А как вы думаете, почему наступает  осень? Сейчас мы посмотрим, как это  происходит.  Вот это глобус- маленькая  модель нашей планеты. Давайте найдём на нём нашу страну-Россию. А вот  здесь, на столе, стоит лампа. Она  будет изображать солнце. Земля вращается  вокруг солнца против часовой стрелки. повращать глобус вокруг солнца-лампы  и подумать, какое время года будет  в разных местах "земли

Мы будем передвигать глобус и посмотрим, как солнце обогревает землю в разных положениях. Смотрите, большая часть Южного полушария  находится в тени. Как вы думаете, много ли света и тепла получает в это время то место на Земле, где находится наша страна. Тогда  какое это время года ?  (Зима). Теперь передвинем глобус в другое положение. Как вы считаете, освещение  Земли изменилось?  Итак, Земля  стала получать больше света и  тепла. Стало теплее, температура  повысилась. Что происходит со снегом? Какое время года наступило? (Весна). Вывод осень наступает потому, что на землю падает меньше солнечных  лучей, и она получает меньше  солнечного тепла и света.

Какие осенние месяцы вы знаете?

Сейчас у нас какой идёт месяц?

Что вы можете сказать об этом месяце?

(Правильно-это холодный месяц,  можно назвать месяцем встречи  осени и зимы. Ноябрь- это самое  тёмное время года.)

Раньше люди наблюдали за изменениями  в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц. Какие поговорки  и пословицы вы знаете?

Ноябрь-полузимник: мужик с телегой  прощается, в сани забирается.

Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.

Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.

Ребята, в наши дни эти пословицы  тоже верны.

Назовите мне, пожалуйста, признаки поздней осени.

все деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом…. Прилетают  зимующие птицы.

Назовите мне птиц-зимников:

Свиристель, щегол, сова, клёст, дятел, воробей, ворона, синица, снегирь ,сойки, чечётки…

Сейчас мы с вами представим, что  мы синички.

(Физ.минутка)

«Скачет шустрая синичка, ей на месте  не сидится

прыг-скок, прыг-скок  завертелась, как волчок.

вот присела на минутку  почесала клювом грудку

и с дороги на плетень-дзинь, дзинь, теле тень»

Обратите внимание на эти иллюстрации  с изображением поздней осени  и на  репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень». Какими красками рисовали художники эти картины? Чем они похожи и в чем их отличия?

Посмотрите внимательно на синичку. Вспомните все части тела.

Подумайте, какой они формы? Возьмите листочки и попробуйте нарисовать птицу.

Дети работают под музыку П.И.Чайковского  «Осень». После окончания работы полюбоваться своими птичками.

Птиц можно приклеить на заранее  приготовленное дерево.

 

 

 

Конспект  занятия  по рисованию « Прощанье с осенью»

Методика проведения занятия. Привлечь внимание детей, вызвать интерес и положительное отношение к занятию. Используется диск с записью голоса осени. Воспитатель предлагает детям прослушать диск, где детям загадываются загадки. Дети отгадывают загадки осени. Далее ведется анализ  прослушанного. Воспитатель спрашивает ребят, какое настроение у осени на записи диска (грустное) и чем ее можно порадовать. Далее просит детей спеть хорошо известную им песню об осени. Беседа( детям задаются вопросы, какая бывает осень). Воспитатель предлагает прочитать ранее разученные стихотворения об осени. После, ребята рисуют на выбор раннюю или позднюю осень, так называемые « подарки для осени»  Анализ детских работ( дети рассказывают какую именно осень они нарисовали). Вывешивание рисунков на ширму.

Цель: развивать у детей творчество, фантазию и эстетический вкус.

Задачи:

- формировать умение самостоятельно  выбирать содержание своего рисунка,  отображать собственные впечатления  и представления о разных периодах  осени;

- формировать потребность из  индивидуальных работ составлять  общий рисунок, умение оценивать  свои работы;

- закреплять технические приемы  рисования красками всей кистью  и её кончиком, использование  боковых и вертикальных мазков;

- воспитывать любовь к различным  видам искусства.

Материалы: альбомные листы различной формы, кисти, краски- гуашь (красная, оранжевая, желтая, белая, коричневая, черная), салфетки, баночки с водой.

Аудиозапись "голос Осени", "Звуки  природы". Музыкальное произведение Вивальди, П.И. Чайковского "Времена года - осень". Ширма или панно для вывешивания работ (сухих).

Предварительная работа : чтение стихов: А. Толстого "Осень", И. Бунин "Осень", А.С. Пушкин "Унылая пора!",М. Алимбаев "Примет осени"; разучивание песни: "Листопад", Рассматривание картин и иллюстраций об осени. Рассматривание детских работ, нарисованных за осенний период, на темы: "Радостная осень", "Осенний лес", "Дары осени", "Листопад". Наблюдения на прогулке, сбор гербария. Экологические занятия и игры по теме "Осень".

Ход занятия:

Здравствуйте ребята ! Посмотрите как у нас красиво! (группа украшена  осенними листьями, в вазах букеты с засушенными листьями). (Раздается стук в дверь, помощник  воспитателя говорит : "Извините, я вытирала пыль на окне в приемной и нашла корзинку, не знаю, кто оставил").

-Интересно, кто мог ее оставить. Давайте посмотрим, что в ней?

(Дети обнаруживают в ней диск)

Воспитатель предлагает послушать, что  на нем записано.

(Дети садятся на стулья)

Звучит запись:

"Ребята, отгадайте мою загадку  и тогда вы узнаете кто я?

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю

Но не касаюсь сосен

Кто же я:(ответы детей). Молодцы ребята! Вы отгадали загадку. (грустно) Дело в  том, что я пришла с вами попрощаться. Сегодня мой последний день, а  завтра уже в свои права вступает зима".

(Запись выключается)

- С каким настроением говорила  с нами осень?(ответы детей)

-А, давайте мы ее порадуем. Ведь мы сможем сделать для  нее подарок, тем более мы  уже очень много с вами знаем  об осени.

Как мы можем её порадовать? (спеть песню, прочитать стихи, и т. д.)

Ребята, давайте мы споём осени  песню, пусть она послушает и  у неё поднимется настроение. (Воспитатель  включает аудиозапись музыки к песне)

Исполняется песня « Листопад»

-Ребята, а какую осень мы знаем? (ответы детей)

-А как мы называем раннюю  осень? (золотой)

- А как называется поздняя  осень? (серебряная)

-Правильно ребята. Сегодня последний  день осени, а на улице уже  давно лежит снег, листья облетели  с деревьев, звери спрятались  по своим "домам".

"Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса".   (отрывок А.С. Пушкина)

(воспитатель предлагает детям  почитать стихи об осени, разученные  на занятиях по худ. литературе)

         -А давайте, мы сейчас с вами, превратимся в маленьких художников, нарисуем картины, и это будет нашим подарком для осени.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно решить для себя, какую картину  они будут рисовать: раннюю осень  или позднюю. Следовательно, дети самостоятельно выбирают листы (бумага заранее разложена на отдельном столе)

Дети проходят со своими листочками на приготовленные места, за столами.

(включается записи "Времена  года - осень" П.И Чайковского,  Вивальди)

Воспитатель напоминает и показывает, как правильно держать кисть, как нужно сидеть за столом. По ходу занятия закрепляет правила пользования  салфеткой и водой. Напоминает детям, что лишнюю краску мы снимаем о  край баночки. Так же побуждает детей  вносить в рисунок интересные дополнения. Например: "А. что если кроме деревьев на картинке появятся и животные:" и т. д.

По мере того, как дети будут  заканчивать свои работы, они вместе с воспитателем размещают их на столе.

(Пока работы сохнут, воспитатель  вместе с детьми проводит анализ  работ)

-Посмотрите ребята на свои  работы, какие они у вас получились  красивые. На каких картинках  осень ранняя, а где поздняя  осень?

- Как вы думаете, понравятся  ваши подарки осени?

(Воспитатель включает аудиозапись)

"Большое спасибо вам ребята  за чудесный подарок. И теперь  мне совсем не грустно уходить.  До свидания ребята! До следующего  года!"

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе: Обучение детей рисованию осуществляется посредством задач, которые обозначены в программах по изобразительной деятельности. Исходя из них, строятся занятия. Воспитатель подбирает такую тему, чтобы детям было интересно. Готовит необходимые материалы, беседу, стихи, рассказы игрушку для применения игрового приема.

Воспитатель должен создать творческую атмосферу и заинтересовать детей  подобранной темой для рисования. Показ картин, иллюстраций создают эмоциональный настрой у детей.

Правильная организация рабочего места зависит о воспитателя (освещения, столы, краски, кисти, карандаши, салфетки для рук,).

Воспитатель должен в конце занятия  дать общую одобрительную оценку, анализировать работы детей рассматривая их с ребятами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются  живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей  к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует  эстетический вкус, позволяет ощутить  гармонию окружающего мира. Часто  несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к  творчеству, учит видеть мир в живых  красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности  ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким  образом, при умелой организации  занятий и учете психологических  и физиологических особенностей детей рисовании может стать  одним из любимых занятий детей

В старшем возрасте у детей преобладает  сюжетное рисование. Они умеют выделять главное и устанавливают связь  между объектами. Каждый вид рисования  несет в себе множество задач, которым дети обучаются. При подготовке детей к занятию по рисованию, воспитателю нужно провести большую работу: чтение, беседы, рассматривание иллюстрация, прогулки и экскурсии и т.д. Старшим дошкольникам может предоставляться право выбора, рисовать, что им хочется.

Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод: в старшем  дошкольном возрасте более отчетливо  выступают этапы в возникновении  и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с  замыслом. Появляется активное отношение  к изображаемому, активизируются и  поиски выразительных средств для  его передачи.

Список литературы:

1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. « Программа воспитания и обучения в детском саду» Мозаика- Синтез 2011.

2. Григорьева  О.В. « Рисование и лепка»  программа по изобразительной  деятельности в детском саду.  Издательство «Старт» Санкт-Петербург  1996 год

3. Доронова  Т.Н., С.Г. Якобсон «Обучение детей  2-4 рисованию, лепке, аппликации  в игре» М. «Просвещение» - 1992 г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» №6 – 1998 г.

5 .  Журнал «Детский сад - управление» №10 – 2004 г.

6.   Журнал «Детский сад - управление» №12 – 2004 г.

7. Золочевский  С.А. «Какого цвета мир?» Программа  развития цветового восприятия  для детей 6-7 лет : Пособие для  воспитателей и учителей начальных  классов- 1996

Информация о работе Особенности обучению рисованию старших дошкольников