Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:00, курсовая работа
Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка. Эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Дети стремятся в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, педагог должен сам владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.
Введение 2-5
Глава 1. Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей
1.1.Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет 6-9
1.2.Понятие рисования и его роль в развитии дошкольника 10-14
1.3.Виды рисования 15-21
1.4.Анализ программ по изобразительной деятельности в детском саду 22-30
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Особенности обучения рисованию старших дошкольников на занятиях по изо деятельности
2.1. Планирование занятий по рисованию в старшей группе
Конспекты занятий 32-40 Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы.
Задачи обучения рисованию детей 6 цикла занятий:
Задачи обучения рисованию детей 7 цикла занятий:
Помимо Г.С. Швайко изобразительной деятельностью дошкольников занимались многие другие авторы, такие как: Григорьева О.В., Казакова Р.Г., Золочевский С.А. и другие. Дадим общий анализ их программ:
С.А. Золочевский программа « Какого цвета мир?»
Цель программы – открытие ребенком красоты окружающего мира.
Главные принципы воспитания:
Задачи воспитания:
Цвет играет в программе роль основного выразительного средства языка живописи.
Структура программы:
Диктуется в первую очередь логиков личностного развития ребенка.
Программа состоит из четырех частей:
А) Путешествие в страну волшебных красок. Дети учатся смешивать краски, видеть разницу.
Б) Какого цвета мир?
В) Красота добра. Выражение своего отношения через цвет
Г) Самое красивое.[7]
Р.Г. Казакова программа « Живой мир образов»
Программа направлена на развитие гармонически творческой личности ребенка средствами искусства.
Задачи программы:
О.В. Григорьева программа « Рисование и лепка»
В программе представлен план по изобразительной деятельности в четырех вариантах. Это, по мнению автора даст возможность варьировать темп, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей ( одна тема на разные ее варианты) и склонности самого педагога. Планирование работы с учетом индивидуальных особенностей детей.[2]
Т.А. Копцева
программа « Природа и
Структура программы:
Расчитана на четыре года. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Изображаем различными художественными материалами : уголь, гуашь, пластилин, тушь. Изображаем литературные, музыкальные сюжеты и театральные произведения.[13]
Л.В. Куцакова, С.И. Мерзликова программа « Москвичок»
Цель программы – воспитание эстетической культуры и развитие детского художественного творчества.
Задачи программы:
Т.С. Комарова А. Антонова, М.Б. Зацепина программа « Красота, радость, творчество»
Программа предназначена для педагогов
ДОУ, учителей начальных классов, а
также для педагогов
Выделим задачи воспитания и обучения рисованию в старшей группе (5-6 лет) по программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Предметное и сюжетное рисование
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений.
Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день — наклоняться и т.д.). Учить передавать движения фигур.
Способствовать овладению
Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.
Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.
Декоративное рисование
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов, тщательности исполнения. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи.
Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки), учить создавать узоры на листах бумаги, по форме соответствующих форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить располагать узор ритмично. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.[1;с.144]
К концу года дети могут:
В рисовании:
-создавать изображения предметов (по представлению,
с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений);
-использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
-использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;
- использовать разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства[1;с.146]
Выводы по 1 главе: В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Для этого существуют программы по изобразительному искусству, которые были перечислены выше.
Глава 2. Особенности обучения рисованию старших дошкольников на занятиях по изо деятельности
2.1. Планирование занятий по рисованию в старшей группе
Подготовка к занятию
При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми – наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой. Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы: подготавливается бумага, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия – краска.
Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок знакомится с формой, цветом, объемом.
В старших группах дети сами раскладывают материалы для занятия на столы, для этого могут выбираться дежурные. Каждый сам берет свой альбом для рисования, либо он уже может лежать на столе
Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объяснения приемов работы.
Одной из главных задач воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интересы к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинированных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты.
Первые слова воспитателя
Конспекты занятий.
Конспект занятия по рисованию « Поздняя осень».
Методика проведения занятия: Вначале, детям предлагается рассмотреть иллюстрации и репродукции картины И. Левитана « Золотая осень». Задаются вопросы. Далее, используется глобус и настольная лампа, воспитатель объясняет почему наступает осень( потому что мало солнечных лучей падает на нашу страну). Дети отвечают на вопрос какой сейчас месяц( ноябрь), описывают его. Вместе с воспитателем читают пословицы. Воспитатель предлагает детям назвать признаки поздней осени. Вспоминаем названия птиц – зимняков. После, дети снова рассматривают картину ( обратить внимание ребят на птиц). Предлагается нарисовать самую знакомую детям им птичку- синичку. В конце занятия птицы приклеиваются на заранее заготовленное дерево.
Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей в рисовании .
Задачи:
-Развивать творческие способности в рисовании птиц.
- Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью
- Развивать фантазию, эстетический вкус, чувство ритма, аккуратность.
- Воспитывать положительное отношение к осени.
Информация о работе Особенности обучению рисованию старших дошкольников