Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:00, курсовая работа
Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка. Эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Дети стремятся в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, педагог должен сам владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.
Введение 2-5
Глава 1. Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей
1.1.Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет 6-9
1.2.Понятие рисования и его роль в развитии дошкольника 10-14
1.3.Виды рисования 15-21
1.4.Анализ программ по изобразительной деятельности в детском саду 22-30
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Особенности обучения рисованию старших дошкольников на занятиях по изо деятельности
2.1. Планирование занятий по рисованию в старшей группе
Конспекты занятий 32-40 Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы.
Совершенствуется
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется
1.2 . Понятие рисования и его роль в развитии дошкольников.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка.
Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако, осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большими вниманием подойти к тематике работ.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями [10;с.144].
Карандашом создается линейная
форма. При этом постепенно вырисовывается
одна часть за другой, добавляются
различные детали. Затем линейное
изображение раскрашивается. Такая
последовательность создания рисунка
облегчает аналитическую
В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков [15; с.11 ].
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т.д.), познание связи действий с полученным результатом.
Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющая иногда не существенными чем старшие. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.
В процесс изобразительной
Развитие наглядно-образного
В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
Важно у детей воспитывать
Шайдурова Н.В. в своей книге «Методика обучения детей рисованию" представила теоретические и практические материалы, раскрывающие задачи, принципы, содержание и методы обучения рисованию дошкольников. И.А. Лыкова охватывает большой спектр изобразительной деятельности это : лепка, аппликация, рисование .Это «Сюжеты»(аппликация из листьев), Рисование красками( природа, животные, игрушки, Домашний натюрморт( аппликация из бумаги), Лепим игрушки и многое другое. Ее литература приносит разнообразие в мир изобразительного творчества. А так же не мало значимы «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности» Дороновой Т.Н. и «Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре» в соавторстве с С.Г. Якобсоном. Швайко Г.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»
Отношение 2-3 летнего ребенка к окружающей действительности характеризуется недостаточной расчлененностью связываемых чувств. Их привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко младший дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например: старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре [4; c.2]
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Заботясь о развитии у ребят
художественных способностей, педагог
должен знать моменты, являющиеся первыми
побудительными факторами привлечения
внимания, интереса детей к рисованию.
Одним из таких факторов нередко
служит глубокое эмоциональное переживание
ребенка при восприятии предмета
или явления – яркой картинки,
игрушки и т.д. Эмоциональное переживание
вызывает у ребенка потребность
рассказать окружающем о том или
ином явлении и показать это изобразительными
средствами. Создавая рисунок, ребенок
еще раз переживает тот эмоциональный
подъем, который присутствовал во
время наблюдения. Он испытывает огромное
удовольствие от процесса рисования. У
ребенка возникает желание
Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими.
Процесс создания ярких образов в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы [5; с.12 ].
Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.
В процессе изобразительной деятельности
активно формируется зрительный
память ребенка. Как известно, развитая
память служит необходимыми условием
успешного познания действительности,
поскольку благодаря процессами
памяти происходит запоминание, узнавания,
воспроизведение познаваемых
Занятия рисованием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаза ребенка и могут быть использованы в разных видах труда [6; 25 с].
Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
1.3.Виды рисования:
Рисование отдельных предметов. Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Рассмотрим, в какой мере решение этих задач доступно дошкольнику.
Исследования отечественных психологов показали, что в восприятии предмета основным определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром.
Но в то же время правильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы над рисунком не может служить первоочередной задачей.
Нельзя обводить линией контур, если не найдена еще общая форма, так как он всегда непостоянен, изменчив и обведение его - результат, конечная стадия рисунка.
Художник, изображая предмет, идет от наброска основной формы. Дошкольнику, особенно 3-4-летнему, труден такой путь изображения. Он не может представить весь предмет целиком в соотношениях всех его частей. Для него проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу ребенка - закончив одну часть, он вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
- научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
- научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
-развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Эти задачи раскрываются и конкретизируются
в программном материале каждой
возрастной группы. Материал программы
распределен по кварталам, что способствует
последовательному его
Обучение детей старшей группы
направлено на совершенствование
Учебными задачами являются следующие:
- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;
-научить передаче в рисунке несложных движений;
-развивать и совершенствовать чувство цвета;
- развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.
Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (например, животных жарких стран и т. д.).
Информация о работе Особенности обучению рисованию старших дошкольников