Особенности обучения детей ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

Чем увлечь ребенка во время прогулки зимой? Когда на улице мороз, что может быть лучше катания на коньках или лыжах! Хорошо бы родителям правильно организовать такую прогулку, чтобы ребенку было несложно осваивать новые навыки.
Прогулка с маленьким ребенком зимним днем - это всегда опасения, что он может замерзнуть. Если 4-5-летний малыш не занят интересной игрой, не бегает, не катается, а чинно прогуливается за ручку со взрослым или важно восседает на санках, то весьма вероятно, что скоро он начнет замерзать и проситься домой, в тепло.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1. Значение ходьбы на лыжах....................................................................................5
2. Задачи обучения детей разного возраста по «программе воспитания
и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой......................................6
3. Техника для передвижения...................................................................................11
4. Упражнения для младших и старших дошкольников......................................16
5. Подвижные игры для младших и старших дошкольников.............................19
6. Методика обучения детей:....................................................................................23
А) Создание условий.................................................................................................24
Б) Организация детей................................................................................................26
В) Примеры обучения...............................................................................................28
Г) Дозировка физической нагрузки.........................................................................29
7. Правила поведения детей на лыжне. Предупреждение травматизма..........30
Заключение.................................................................................................................32
Список литературы....................................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

обучение лыжам.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

В) приемы обучения

Любом обучении начинать надо с главного, основного. А основой  техники передвижения на лыжах является одноопорное скольжение, т.е. умение держать равновесие на одной ноге при скольжении. Поэтому упражнениям в равновесии уделяю особое внимание. Их надо повторять каждый год во всех классах, с 1 по 11. количество времени, отводимое на такие упражнения, зависит от степени их освоения учащимися, а не от возраста занимающихся.

Все упражнения в равновесии можно подразделять на две группы.

1. Упражнения без лыж:  а) ОРУ в равновесии до начала  лыжной подготовки; б) ОРУ во  время лыжной подготовки; в) имитационные  упражнения(имитация лыжной техники).

2. Упражнения на лыжах: а) выполняемые на месте; в) выполняемые в движении(на одной лыже).

Упражнения без лыж. ОРУ в равновесии до начала лыжной подготовки. Их выполняют в конце учебной четверти на уроках гимнастики, при этом учащиеся стоят на одной ноге, слегка согнутой в колене. Другая нога свободно опущена или отведена назад, но не касается ни пола, ни опорной ноги. Выполнив одно упражнение несколько раз, меняют ноги и повторяют упражнение. Первоначально все движения рук, туловища и ног выполняют в переднее - задней плоскости, затем в разных плоскостях.

Можно в занятия включать упражнения с эспандером лыжника, стоя на одной ноге.

Учащимся рекомендую выполнять дома утреннюю зарядку, стоя на одной ноге.

ОРУ во время лыжной подготовки(в разминке). В данные упражнения включают ОРУ на одной ноге. Все упражнения выполняют, стоя в одношереножном строю. В и.п. учащиеся стоят на одной ноге, слегка согнутой в колене. Другая нога на первых двух уроках свободно опущена, а во время дальнейших таких занятий отведена назад и выпрямлена в коленном суставе. Свободная нога не должна касаться ни снега, ни другой ноги. Выполнив одно упражнение несколько раз, меняют ноги и повторяют упражнение. Руки поднимают лишь до уровня плеч.

Из предложенных упражнений в комплексе ( № 1) выбирают для урока от трех до шести, из расчета одно- два упражнения для развития мышц рук, ног и туловища.

Имитационные упражнения лыжной техники.

Имитируют отдельные  элементы техники, стоя анна одной ноге: работу рук, рук и туловища, рук  и ног. То же, но с палками в руках.

Г) Преимущества проведения двух уроков в неделю по одному академическому часу, по сравнению с одним спаренным, по моему мнению, таковы: для оздоровления достаточно 30 - минутного занятия, и  лучше, если их будет два в неделю; дети почти не мерзнут - не успевают переохладиться; пропадает один урок, а не два в случае плохой погоды (сильный мороз или оттепель); ученик пропускает один урок, а не два в случае, если забыл что - то из одежды или инвентаря или сломал лыжи, палки, крепления; суммарная продолжительность двух уроков по 1 часу - 80 мин. а одного спаренного в реальности примерно 50 мин

 

 

 7. Профилактика травматизма при проведении занятий на лыжах

 

При проведении занятий на лыжах  особенно важно помнить о профилактике травматизма. Каковы же причины детского травматизма при обучении детей ходьбе на лыжах?

Основной причиной является отсутствие последовательности во время  обучения. Выполнение непосильных детям  упражнений или быстрый переход  от простых и легких упражнений к  сложным и трудным часто ведет к травмам. 
Нельзя, например, разрешать детям спуск с высоких, крутых склонов, предварительно не отработав движения на пологом склоне или даже на ровном месте. [9.С.55]

Не менее важной причиной травм  является недостаточность общей  физической подготовленности ребенка. С этой целью самым главным в профилактике травматизма является укрепление мышц стопы и голеностопного сустава в подготовительном периоде. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют стопу ребенка, позволяют твердо стоять на узкой площади опоры.

Необходимо также учитывать  индивидуальные особенности ребенка, его подготовку к занятию, обращать внимание на утомляемость ребенка, т. е. понижение работоспособности организма, ухудшение координации движений, ослабление внимания и нарушение дисциплины. Этим увеличивается опасность травм.

Одной из причин травматических повреждений является недостаточное  внимание к выбору местности для  занятий с детьми. 
Прежде чем проводить занятия на лыжах, надо тщательно выбрать место для лыжни и особенно для спусков со склонов. Это место должно быть ровным, без скрытых под снегом выбоин, канав, камней, кустов, без торчащих предметов, пней (особенно если снежный покров очень тонок), вдали от обрывов, мест проезда транспорта и т. д. Лыжня по возможности не должна быть обледенелой.

Большого внимания требует организация  детей на занятиях: организованный приход и уход, воспитание у детей  навыка спусков и подъемов на склоны через определенные интервалы (не подниматься  на склоны в том месте, где другие скатываются с него) и т. п.

Особой осторожности требует обучение детей передвижению на лыжах с  лыжными палками. Воспитатель должен помнить, что лыжные палки можно  давать ребенку, уже овладевшему  навыком ходьбы на лыжах без палок.

Немаловажное значение в профилактике травматизма имеют одежда и обувь ребенка, которые должны отвечать особенностям лыжных занятий и метеорологическим условиям. Обувь ребенка не должна быть тесной, это предотвратит возможность обморожения и потертостей. 
После болезни ребенок допускается к занятиям на лыжах только по разрешению врача детского сада, а в некоторых случаях необходим осмотр врачом-специалистом. [9.С.56]

Научно-исследовательский институт педиатрии рекомендует детей, перенесших острые заболевания, освобождать от занятий физическими упражнениями на следующие сроки:

Вид заболевания. Освобождение от занятий

Острый катар верхних дыхательных путей – 6-10 дней

Острый бронхит – 6-10 дней

Ангина – 10-15 дней

Грипп - 2 нед. - 1 мес.

Острый отит - 2 нед. - 1 мес.

Скарлатина – 1-1,5 мес.

Ревматическая атака - 6 мес. [9.С.57]

Заключение

 

 

Обучение двигательным действиям  занимает центральное место в  физическом образовании, являясь важной стороной физического воспитания. В  результате обучения формируются двигательные умения и навыки.

Обучение – это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.

Результатом обучения является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания – это определённая система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.

Лыжи - увлекательнейшее занятие, но помните, что у современных детей есть много разных способов занять свободное  время, причём не все из них приносят им пользу. Главное, о чём Вы не должны забывать - единственное, что может заставить детей кататься на лыжах - это их желание. Когда катание не делает их радостными и весёлыми - значит что-то не так. Прислушивайтесь к детям, если хотите, чтобы они получали удовольствие от занятий лыжами. И даже когда Ваши дети довольны - не останавливайтесь на достигнутом. Всегда старайтесь делать занятия разнообразными - и Ваши воспитанники скажут Вам спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Антонова О.Н., Лыжная подготовка. – М.: Академия, 1999.-87с.
  2. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.М. Бутин. – М.: Академия, 2000.– 386 с..
  3. Голощёкина М.П. Лыжи в детском саду /М.П. Голощёкина. - М.: Просвещение, 1977. - 68 с.
  4. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М.Академия, 2001.-190с.
  5. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М.Просвещение, 1989.-98с.
  6. Раменская Т.И. Лыжная подготовка дошкольников / Т.И. Раменская //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000.-№2.-С.12-35
  7. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. Учебно-практическое пособие / Т.И. Раменская. - М.: Физкультура и спорт,1999.- 264 с.
  8. Страховская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994.- 124с.
  9. Шапошников В.Д., Становись на лыжи. – СПБ.: Гардарики,  1986. – 145с.

Информация о работе Особенности обучения детей ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте