Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:00, дипломная работа
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление. Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление.
Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний.
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития мышления. Развитое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактно-логическим мышлением сложно будет усвоить новые знания.
Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов.
Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию приемов мышления дошкольников в процессе образовательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития мышления.
Возникает противоречие между необходимостью развития мышления дошкольников в образовательном процессе, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе реализации психолого-педагогических условий в решении этой задачи в ДОУ, с другой стороны.
Из данного противоречия возникает проблема: каким образом построить систему педагогической работы по развитию мышления старших дошкольников на основе реализации необходимых психолого-педагогических условий.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему «Психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста» актуальной.
Проблемами психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике занимались многие ученые: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И. Божович и др.
Объект исследования: мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: обобщить и частично апробировать психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести констатирующий этап эксперимента.
3. Разработать проект «Развития мышления детей старшего дошкольного возраста».
4. Провести поисковый этап эксперимента.
5. Разработать методические
рекомендации воспитателям по
развитию мышления детей
Методологическую основу исследования составляют работы, связанные с проблемой изучения игры (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Л.М. Векнер, Дж. Дьюи), дидактических игр (Л.А. Венгер, Е.И. Тихеева, М. Монтессори, Ф. Фребель), положения о характеристике межличностных отношений (М.И. Лисина), идеи построения развивающей среды (А.В. Петровский, М. Монтессори, Ф. Фребель).
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий и поисковый этап), наблюдение, беседа, анализ развивающей среды ДОУ, анализ документации.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении психолого-педагогических условий развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в разработке проекта «Развития мышления детей старшего дошкольного возраста» и методических рекомендаций для воспитателей по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы в практике ДОУ.
База исследования:
Наше исследование проводилось на базе «МДОУ - детский сад №131» г. Магнитогорска.
Понятийный аппарат:
Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека.
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Педагогическое условие - обстоятельство педагогического характера, которое определяет условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая среда - организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя [30].
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности [7].
Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека [69].
Мышление не дано изначально как нечто абсолютно готовое и законченное, оно имеется, образуется, постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи, то есть, является процессом.
Классификация мышления осуществляется по разным признакам в зависимости от задач его изучения:
1. По времени возникновения в онтогенезе: предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
2. По типу результирующего продукта: творческое (продуктивное), репродуктивное (воспроизводящее).
3. По типу лежащего в основе принципа обобщения: теоретическое, эмпирическое [20].
Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым.
Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Помимо этого выделяют мышление аутическое, дивергентное, конвергентное, творческое, критическое, магическое, синкретическое, теоретическое.
Мыслительную деятельность человека можно рассматривать как набор мыслительных операций. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
К основным мыслительным операциям учёные относят анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение.
Рассмотрим особенности развития мышления ребенка в дошкольном возрасте.
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте. В течение первого года жизни формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и познавательные интересы.
Далее мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление [64].
На первом году жизни ребенка мышление выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно - действенное.
Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо. В решении задач всё большую роль играет слово.
Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. При этом мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи. Эти наблюдения служат основой для развития понимания причинно-следственных связей.
Большое количество вопросов, которые задают дети, свидетельствует об активных мыслительных процессах. Появление сознательного обдумывания и размышления у ребенка свидетельствует уже о проявлении всех аспектов мыслительной деятельности. Все большее значение приобретает использование накопленного опыта.
Из вышесказанного мы видим, что в раннем детстве закладываются основы развития мышления ребёнка. На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. У детей формируются первые обобщения, основанные на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющиеся в слове.
По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Вместо того чтобы осуществлять реальные пробы, он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление.
В наглядно-образном мышлении задача, состоящая в получении нового знания, решена, когда получен обобщенный образ - модель, отвечающая ее условиям. Дальше следует его использование в практической деятельности или при решении других мыслительных задач. Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинает складываться у детей трех -четырех лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Пользуясь образным мышлением, старшие дошкольники могут обобщать и свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей.
Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.
Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации. Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название "формализм мышления". Сознание ребенка оперирует сухими схемами, не улавливая богатства, полноты жизненных явлений, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Мышление - это психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной активности человека.
2. Мышление классифицируется
по разным признакам в
3. Мышление развивается постепенно и, на каждом возрастном этапе существуют разные особенности развития мышления детей-дошкольников. Для раннего дошкольного возраста характерно предметно-действенное мышление, для среднего - наглядно-образное, для старшего возраста – словесно-логическое.
В философии термин «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается [72].
Информация о работе Мышление у детей старшего дошкольного возраста