Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия и особенности воспитательной деятельности педагога в учреждении интернатного типа.
Объектом исследования является процесс педагогических связей, взаимодействий, способов и средств регуляции взаимодействия детей-сирот и педагогов в учреждении интернатного типа.
Введение .................................................................................................................... 3
Глава I. Воспитание детей в учреждении интернатного типа как
педагогическая проблема .......................................................................... 7
Социально-педагогические и психологические особенности
детей-сирот .............................................................................................. 7
1.2. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи........ 15
1.2.1. Проблемы интеллектуального развития воспитанников ............... 15
1.2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников....... 16
1.2.3. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками....... 20
1.2.4. Проблемы половой идентификации воспитанников
интернатных учреждений ................................................................ 22
1.2.5. Проблемы нравственного развития личности воспитанников....... 24
1.2.6. Проблемы социализации детей-сирот ............................................. 25
Глава II. Особенности организации воспитательной работы с детьми
подросткового возраста в условиях учреждения интернатного
типа ........................................................................................................ 27
Содержание деятельности учреждений интернатного типа
для детей-сирот на современном этапе .............................................. 27
Состояние проблемы на практике – опыт работы автора
Особенности диагностики личностных качеств .............................. 38
Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам» ................................. 46
Заключение .............................................................................................................. 49
Библиографический список ................................................................................... 51
Оглавление
Введение
..............................
Глава I. Воспитание детей в учреждении интернатного типа как
педагогическая проблема ..............................
детей-сирот ..............................
1.2. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи........ 15
1.2.1. Проблемы интеллектуального развития воспитанников ............... 15
1.2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников....... 16
1.2.3. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками....... 20
1.2.4. Проблемы половой идентификации воспитанников
интернатных учреждений ..............................
1.2.5. Проблемы нравственного развития личности воспитанников....... 24
1.2.6. Проблемы социализации детей-сирот
..............................
Глава II. Особенности организации воспитательной работы с детьми
подросткового возраста в
типа ..............................
для детей-сирот на современном этапе
..............................
Особенности диагностики личностных
качеств ..............................
Заключение
..............................
Библиографический
список ..............................
Приложение....................
Введение
чрезвычайно рано, что они не такие дети, как
«те другие», а гораздо хуже и живут совсем не
по праву, а лишь из гуманности.
Тяжелейшим проявлением кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Переход к рыночной экономике и связанные с ним процессы имущественного расслоения населения, кризиса моральных ценностей, последовательного разрушения института семьи еще в большей степени усилили распад многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей.
Такое общественное явление, как детский дом, на протяжении многих лет считавшееся временным, обусловленным объективными причинами появления массового сиротства послереволюционной и послевоенной разрухи, к сожалению, не изжило себя и в наши дни, более того, на территории России возникло много новых детских домов, причем наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению учреждений интернатного типа.
По статистике и по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации на сегодняшний день выпускники учреждений общественного воспитания плохо подготовлены к жизни в обществе, трудно адаптируются и ориентируются в нем.
Проблемы социальной адаптации этой категории детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических исследованиях как отечественных (М.И. Буянов, И.А. Залыгина, Е.М. Рыбинский, Г.В. Семья, Е.О. Смирнова и др.), так и зарубежных (У. Боулби, М. Раффер, С. Броу и др.) ученых.
В последние годы усиливается интерес общественности к проблемам учреждения интернатного типа. Принят ряд правительственных документов, защищающих права ребенка, появились публикации в печати, в которых внимание авторов, к сожалению, сосредоточено в основном на материальных проблемах воспитания сирот. Это очень важно, но не исчерпывает всей глубины вопроса.
Поэтому особо значимой задачей для педагогов являются организация психолого-педагогических исследований, направленных на изучение особенностей развития психики детей в условиях учреждении интернатного типа; разработка конкретных программ и методических материалов для данного контингента детей, внедрение их в жизнь.
Тем более что дети, воспитывающиеся в условиях учреждений общественного воспитания, испытавшие дефицит родительского тепла, отличаются отставанием в интеллектуальной (ограниченный кругозор, недостаточное развитие некоторых форм мышления: образного, логического и т.д.) и эмоциональной (отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональных привязанностях; трудности в общении с окружающими детьми, которые выражаются в редком проявлении сочувствия, сопереживания, повышенной агрессивности, потребительском отношении к жизни) сферах.
Ключевой фигурой в организации педагогического процесса всегда был, есть и будет педагог. В условиях учреждения интернатного типа значимость его в жизни ребенка гораздо больше, чем просто воспитателя в детском саду или учителя в школе.
Как правило, в учреждениях данного типа воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различной степенью задержки психического и речевого развития; дети, пережившие тяжелые эмоциональные стрессы (убийство, алкоголизм родителей, война) и имеющие опыт бродяжничества. К тому же многие группы – разновозрастные. Для работы в них нужны педагоги, не только обладающие общепедагогической компетентностью, но и владеющие основами дефектологии, психологии и патопсихологии.
Изменение социального состава сирот, вызвавшее увеличение среди
них количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, обучении, поведении требует особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.
Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, в условиях учреждений интернатного типа, интернат – это школа, в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение, и именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагога.
Однако рад вопросов, связанных с организацией воспитательной деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей, и роль в этом процессе педагога остается неразрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования: «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».
Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия и особенности воспитательной деятельности педагога в учреждении интернатного типа.
Объектом исследования является процесс педагогических связей, взаимодействий, способов и средств регуляции взаимодействия детей-сирот и педагогов в учреждении интернатного типа.
Предмет исследования – развитие воспитательного процесса в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2.
Задачи исследования:
родителей.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической
литературы; анализ и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, изучение психологической, педагогической и медицинской документации, продуктов деятельности детей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, если образовательное учреждение интернатного типа будет иметь целевую программу подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам», то системное использование разнообразных форм и методов воспитательной работы обеспечат успешность социализации воспитанников интерната в обществе. Воспитание детей-сирот будет успешным, если использовать следующие пути и педагогические условия: 1) изучение особенностей личности ребёнка; 2) вовлечение детей-сирот в разнообразную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность; 3) забота о здоровье и физическом развитии воспитанников; 4) воспитание трудовых умений и навыков; 5) развитие познавательных, личностных и эмоционально-волевых сфер, которые имеют фундаментальное значение для детей; 6) выявление социально-педагогических, психологических и медицинских проблем детей-сирот.
База исследования: исследование проводилось на базе школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2. Исследованием было охвачено 9 воспитанников, 1 воспитатель, 1 психолог.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, шести подпараграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава I. Воспитание детей в учреждении интернатного типа
как педагогическая проблема
1.1. Социально-педагогические и психологические особенности
детей-сирот
В 1984 – 1985 годы в нашей стране была предпринята попытка
комплексного реформирования всех звеньев образования. Предполагалось придать приоритетный характер развитию этой жизненно важной сферы. Целевая установка реформы: «все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и педагогической наукой, все, выдержавшее испытание временем, должно быть бережно сохранено и активно использовано».
Однако начавшиеся социально- экономические преобразования в России породило много социальных проблем. В условиях инфляции, безработицы, вынужденной миграции населения, падения социального престижа семьи «положение детства» ухудшилось. Созданная за годы советской власти система учреждений не смогла справиться с нарастающей численностью детского сиротства. Особую тревогу вызывает постоянно увеличивающееся количество детей, оставшихся без попечения родителей, – социальных сирот. Такое явление приобретает в стране все более угрожающие масштабы, продолжает расти и число детей, ставших сиротами впервые месяцы жизни.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на воспитание в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи). Однако следует отметить, что усыновляются преимущественно дети раннего возраста. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в подростковом возрасте, как правило, направляются в детские дома.
Анализ условий жизни детей перед поступлением в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что редко можно выделить какую-либо одну, изолированную причину или обстоятельство, приведшее сюда ребенка. В большинстве случаев в семьях имелось сочетание неблагополучных факторов, что делало невозможным дальнейшее проживание детей либо создавало прямую угрозу их жизни и здоровью. Зачастую неблагоприятные условия существовали достаточно долго и оказали негативное влияние на психическое и физическое здоровье детей. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение к их потребностям и интересам, безработица родителей – вот неполный перечень причин роста социального сиротства. Проблемы и последствия социального сиротства, организация работы с неблагополучной семьей отражены в работах И.Ф.Дементьевой, А.А.Лиханова, Л.Я.Олиференко, Е.М. Рыбинского, Т.И. Шульги и др.