Особенности организации воспитательной работы с детьми подросткового возраста в условиях учреждения интернатного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия и особенности воспитательной деятельности педагога в учреждении интернатного типа.
Объектом исследования является процесс педагогических связей, взаимодействий, способов и средств регуляции взаимодействия детей-сирот и педагогов в учреждении интернатного типа.

Содержание

Введение .................................................................................................................... 3
Глава I. Воспитание детей в учреждении интернатного типа как
педагогическая проблема .......................................................................... 7
Социально-педагогические и психологические особенности
детей-сирот .............................................................................................. 7
1.2. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи........ 15
1.2.1. Проблемы интеллектуального развития воспитанников ............... 15
1.2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников....... 16
1.2.3. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками....... 20
1.2.4. Проблемы половой идентификации воспитанников
интернатных учреждений ................................................................ 22
1.2.5. Проблемы нравственного развития личности воспитанников....... 24
1.2.6. Проблемы социализации детей-сирот ............................................. 25
Глава II. Особенности организации воспитательной работы с детьми
подросткового возраста в условиях учреждения интернатного
типа ........................................................................................................ 27
Содержание деятельности учреждений интернатного типа
для детей-сирот на современном этапе .............................................. 27
Состояние проблемы на практике – опыт работы автора
Особенности диагностики личностных качеств .............................. 38
Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам» ................................. 46
Заключение .............................................................................................................. 49
Библиографический список ................................................................................... 51

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

10. Когда ты, перейдя в следующий  класс, получаешь новые учебники,

  тебя интересует, о чем в  них речь:

   а) да;    б) нет.

11. Что, по-твоему, лучше – учиться  или болеть:

   а) учиться;    б) болеть.

12. Что для тебя важнее – отметки или знания:

   а) отметки;    б) знания.

Обработка результатов. За   каждый   ответ   в   соответствии  с  ключом

начисляется 1 балл.

        Интерпретация. О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-10 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Общий балл

Базарова Яна

б

а

б

а

а

б

а

б

а

а

а

б

          7

Бабаева Света

а

а

а

а

б

б

а

а

а

б

б

а

          8

Чаплыгина Настя

б

а

б

а

а

а

б

б

а

а

а

б

         10

Покрашенко Оксана

б

б

б

а

а

б

б

б

б

б

а

б

         8

Фурсенко Варя

б

б

б

б

а

б

б

б

а

а

а

а

         6

Плеханова Женя

а

а

а

а

а

а

б

а

а

а

а

б

        12

Емельяненко Ксения

а

а

а

а

б

б

б

а

а

б

а

б

        10

Виноградова Света

б

б

б

б

б

б

б

б

а

а

а

а

         5

Лобова Катя

а

а

а

а

а

б

б

б

а

б

а

а

       10


        Сумма баллов (от 7 до 12) свидетельствует о высокой  степени 

выраженности мотивации на приобретение знаний.

         Результат:                     

     Исследование показало, что у 80% воспитанниц высокая степень направленности     на     приобретение,    20% средняя степень        

Вывод:

        Проводить  работу по повышению уровня  познавательной активности, осведомленности, обогащенности словаря. Развивать  произвольность внимания, учебную  мотивацию. Обучение приемам логического запоминания. Повышать работоспособность с учетом психологических особенностей. Стимулировать учебную деятельность.

         Таким образом, для того, чтобы определить результативность  опытно-экспериментальной работы, проводится  педагогическая диагностика. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи. Одним словом, без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащихся.

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

      2.3. Программа подготовки воспитанников учреждений детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам».

     Учитывая сложный  процесс социального развития  ребёнка, овладение им опытом  социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, автором была разработана специальная программа, обеспечивающая преемственность, системность и взаимосвязь, а также целостность педагогического процесса. Программа направляет усилия педагогов на воспитание детей, помогает реализовать главные целевые установки, а также на основе программы определяется содержание воспитательного процесса в целом и отдельных занятий.

      При разработке  программы возникла проблема, которая заключалась в отсутствии четких ориентиров того, что должен знать и уметь выпускник детского дома. Б.А. Курган считает, что «детский дом призван формировать у воспитанника социально значимые, стержневые умения и навыки:  умение противостоять асоциальному окружению; готовность к систематической трудовой деятельности; вариативность использования досуга; укрепление здоровья». В.И. Кливер, Л.С. Кочкина, Л.И. Кундозерова и др. подчеркивают в своих работах важность подготовки воспитанников детских домов , интернатов к профессиональному самоопределению.

      При разработке  Программы социального воспитания  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, учитывалось, что развитие ребёнка происходит  в трёх основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности ребёнок учится ориентироваться в каждом виде деятельности, овладевает соответствующими формами и средствами деятельности. В коммуникативной сфере у ребёнка становится шире круг общения, наполнение его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребёнка и в обществе в целом. В сфере самосознания формируется образ собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

     Основными направлениями  социально-педагогической деятельности  создают благоприятный фон для  целенаправленной подготовки воспитанников  к самостоятельной жизни: обеспечение двигательной активности, максимальная насыщенность жизни детей радостью, интересными делами, впечатлениями, успехом; опора на положительное в ребёнке для дальнейшего позитивного развития его сил и способностей; использование положительного педагогического потенциала социального окружения (спонсорства, благотворительности); обогащение игровой и учебной деятельности детей, включение в неё элементов творчества; приучение детей к самостоятельности.

      Наиболее приемлемым  методологическим основанием подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются системный и личностно-деятельностный подходы. Применение системного подхода имело своей целью выявление всех компонентов структуры программы, установления механизма её функционирования и развития целостного объекта в его внутренних и внешних связей. Личностно-деятельностный подход предполагал участие воспитанника в личностно и социально значимой деятельности.

   Логика программы нацелена на постоянное изучение учащихся, на обеспечение педагога воспитывающей методикой изучения.

     Разработанная и представленная автором программа подготовки детей сирот к самостоятельной жизни создавалась на основе изучения богатого научного и методического наследия в сфере трудового нравственного воспитания, осмысления типичного и особенного в педагогических моделях воспитательных систем, отбора и систематизации методических форм и средств стимулирования нравственного развития ребёнка, а также на основе собственного  исследовательского   поиска,   педагогического   опыта,   анализа

широкого опыта педагогической практики.

      Воспитание и развитие  личности школьника может эффективно  осуществляться в процессе трудового  воспитания учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса в интернате.

      Психолого-педагогический  комплекс методов и средств  воспитательного влияния на личность  позволяет обеспечить субъектный  подход к воспитанию, вычленить  динамику объектно-субъектной позиции  ребёнка в процессе его социализации.

        Таким образом,  полученные в процессе работы  результаты и сформулированные  выводы, длительный опыт внедрения  позволяют говорить об эффективности  предложенной системы работы  по программе, ориентированной на  подготовку детей-сирот к самореализации, самоактуализации, успешной социализации в обществе.

   Программа «Построй себя  сам» – смотри приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

     В ходе нашей исследовательской работы мы пришли к следующему выводу, который сделан на основе теоретических трудов авторов: Васильковой Ю.В., Галагузовой Л.И., Мудрик А.В., Ершовой Н.М., Личко А.Е., Медкова В.М., Синельникова А.Б., Фигдор Г., Харчева А.К., Чуйко Л.В.. 

      В России на протяжении всей истории всегда существовала проблема сиротства. В различные времена всегда были дети, по различным причинам оставшиеся без попечения родителей. В нашей стране практика социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей имеет свои культурно-исторические традиции и была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью. На протяжении всей истории защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имела свои особенности и пути становления. В настоящее время особо остро стоит проблема социального сиротства, в основе которой лежат определенные истоки и причины. Среди условий, провоцирующих социальное сиротство, следующие: социально-экономические; кризис семьи; педагогическая несостоятельность семьи; снижение воспитательного потенциала системы образования; исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками    и родителями по месту жительства; недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты   прав.

     Основными причинами  социального сиротства являются: отказ родителей от детей, в том числе и при рождении; отсутствие родительской заботы о детях, передача детей на воспитание родственникам; эксплуатация детей в семье – экономическая, сексуальная и т. д.; жестокое отношение к ребенку; алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, психические расстройства.

      Дети-сироты и  дети, оставшиеся без попечения  родителей, характеризуются в резковыраженной  дезадаптации, затрудненной процессом  социализации. У них возникают  сложности во взаимоотношениях  со сверстниками и взрослыми, в принятии ценности, принятых в обществе, наблюдается искажение направленных интересов.

    В   настоящее  время   в   России  сложилась   определенная   государственная 

система защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая выражается в создании законов, уставов, положений. Наряду с этим в практику социальной помощи этим детям внедряется в различные их формы устройства (опека, усыновление, приемная семья, патронатная семья, детский дом семейного типа и др.). Вместе с тем существует необходимость совершенствования форм взаимодействия ведомств и учреждений, причастных к проблемам неблагополучного детства.

      Анализ статистических  данных по проблеме сиротства  показал, что среди воспитанников  интернатных учреждений большей частью являются социальные сироты. Основной причиной этого явления: оставление детей в роддоме, злостное уклонение от воспитания детей. Приоритетным видом устройства детей, оставшихся  без попечения родителей, является устройство в семьи на усыновление. На сегодняшний день можно выделить главные пути преодоления сиротства: стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе; экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства; возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; совершенствование системы устройства детей-сирот; планировать воспитательную работу как систему, основанную на многообразии выборов форм, методов и приемов с детьми-сиротами.

 

 

 

 

 

 

                             Библиографический список

  1. Арямов, И.А. Изучение ребенка в детском доме.// Детский дом, 1928, №1.
  2. Байбородова, Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. – Ярославль, 1997.
  3. Беляков, В.В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. М.: НИИ детства РДФ, 1993.
  4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. // Под ред. Д.И. Фельдшейна. 2-е изд. М.: Воронеж, 1997.
  5. Виноградова, Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Диссертация. М., 1992.
  6. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия. Ред.-сост. Н. П. Иванова. М.: АПО.
  7. Данюшевский, И.И. Учебно-воспитательная работа в детских домах и специальных школах. М.: АПН СССР, 1954.
  8. Детский дом – тёплый дом. М.: НИИ детства РДФ, 1995.
  9. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.: Гос.НИИ семьи и воспитания, 2000.
  10. Дубровина, И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи – Возрастные особенности психического развития детей., М., 1982.
  11. Кочкина, Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: автореферат. М., 1998.
  12. Мейли, Р. Структура личности. – В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975, вып.5.
  13. Мухина, В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждении интернатного типа – Возрастная психология, 1989, №1.
  14. Особенности развития личности   ребенка,  лишенного  родительского

Информация о работе Особенности организации воспитательной работы с детьми подросткового возраста в условиях учреждения интернатного