Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия и особенности воспитательной деятельности педагога в учреждении интернатного типа.
Объектом исследования является процесс педагогических связей, взаимодействий, способов и средств регуляции взаимодействия детей-сирот и педагогов в учреждении интернатного типа.
Введение .................................................................................................................... 3
Глава I. Воспитание детей в учреждении интернатного типа как
педагогическая проблема .......................................................................... 7
Социально-педагогические и психологические особенности
детей-сирот .............................................................................................. 7
1.2. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи........ 15
1.2.1. Проблемы интеллектуального развития воспитанников ............... 15
1.2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников....... 16
1.2.3. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками....... 20
1.2.4. Проблемы половой идентификации воспитанников
интернатных учреждений ................................................................ 22
1.2.5. Проблемы нравственного развития личности воспитанников....... 24
1.2.6. Проблемы социализации детей-сирот ............................................. 25
Глава II. Особенности организации воспитательной работы с детьми
подросткового возраста в условиях учреждения интернатного
типа ........................................................................................................ 27
Содержание деятельности учреждений интернатного типа
для детей-сирот на современном этапе .............................................. 27
Состояние проблемы на практике – опыт работы автора
Особенности диагностики личностных качеств .............................. 38
Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам» ................................. 46
Заключение .............................................................................................................. 49
Библиографический список ................................................................................... 51
Обучение воспитанников
детских домов, интернатов способствует
расширению их социальных
Наибольшую трудность
для воспитателей представляет
определение мотивов
Значительное место отводится организации детского самоуправления и досуговой деятельности воспитанников. При реализации педагогического направления деятельности определенное значение приобретает организация первичных детских коллективов. Педагогической наукой доказано, что группа должна комплектоваться по принципу объединения детей разных возрастов. Разумность разновозрастных групп подтвердил на практике и обосновал теоретически А.С. Макаренко. Он писал: «Если у меня составлен коллектив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует больших усилий от отдельных его членов, и старших, и молодых, предъявляет к тем и другим большие требования, следовательно, и дает больший воспитательный эффект». Сопоставление и
тщательный анализ совместных наблюдений воспитателей, учителей,
психолога и социального педагога дают возможность верно определить пути
педагогического воздействия как на каждого воспитанника в отдельности, так и на весь коллектив в целом. Систематическое наблюдение за развитием ребенка требует постоянных записей в особый дневник, который ведет воспитатель. Ведение дневника – обязательное условие планирования работы воспитателя в группе.
Социально-психологическое направление в работе учреждений интернатного типа, вызвано тем, как показали научные исследования и практика, дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Психологическое обеспечение в учреждении, консультативную и профилактическую работу с детьми и педагогическими работниками осуществляет психологическая служба или педагог-психолог. К основным направлениям деятельности педагога-психолога в детском доме относят: психологическая диагностика, включающая углубленное психолого- педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в учреждениях интернатного типа, определение индивидуальных особенностей воспитанников. Психологическая диагностика проводиться специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников; психологическая профилактика, направленная на предупреждение проявлений дезадаптации воспитанников, разработку
конкретных рекомендаций воспитателям по оказанию помощи в вопросах
воспитания, обучения и развития; психологическая коррекция, предусматривающая активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности; психологическое просвещение воспитанников, их педагогов, руководителей образовательного учреждения, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; консультативная деятельность, направленная на оказание помощи детям, педагогическим работникам посредством психологического консультирования.
Медико-социальное направление деятельности учреждения интернатного типа обусловлено состоянием здоровья детей, воспитывающихся в них. Основными задачами социально-медицинского аспекта социально-педагогической деятельности являются: диагностика отклонений в состоянии здоровья и развития ребенка; оказание первичной медицинской помощи непосредственно в детском доме или другом подобном учреждении; проведение углубленных медицинских осмотров; организация квалифицированной специализированной помощи воспитанникам в условиях стационара, поликлиники, больницы; осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических режимов (состояние помещений детского учреждения, контроль за их уборкой, профилактика инфекционных заболеваний, своевременное прохождение сотрудниками профилактических осмотров); проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, контроль за качеством питания. Кроме специально организованной медицинской помощи, необходимо создание общего здорового климата жизни детей в детском доме: соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон, создание доброжелательной обстановки, занятия на свежем воздухе, спортивно-оздоровительные мероприятия). Все вновь поступающие в детский дом, школу-интернат дети должны проходить углубленный медицинский осмотр, выявляется их физическое и соматическое состояние, индивидуально для каждого ребенка разрабатывается план оздоровления, который осуществляется медицинскими работниками и воспитателями с последующим наблюдением за динамикой улучшения. Решение проблемы сохранения и развития здоровья находится в сфере педагогов, медиков, психологов и социальных педагогов.
Патронирующее направление деятельности обусловлено, во-первых,
тем, что руководитель детского дома является опекуном (попечителем)
воспитанников и представляет интересы ребенка в правозащитных и административных органах; во-вторых, тем, что детский дом осуществляет патронат над детьми, переданными на воспитание в семью; в-третьих, наметившейся тенденцией увеличения численности детей, переданных в детский дом на временное проживание, что позволяет сохранять и корректировать отношения между ребенком и семьей. Патронатное воспитание в России является аналогом широко распространенной в мире формы воспитания ребенка в фостеровских семьях. Термин «патронатное воспитание» принят в России с 1943г. и означает помещение ребенка в семью родителя-воспитателя на основе договора и при неполной передаче родительских прав. Порядок передачи ребенка из детского дома в патронатную семью: отбор родителей-воспитателей на основе их соответствия моральным и профессиональным требованиям; предварительная подготовка родителей-воспитателей включает принципы патронатного воспитания, особенности поведения и общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацию жизни в семье; она затрагивает проблемы, с которыми им придется столкнуться в своей работе, знакомит с приемами решения этих проблем; составление индивидуального плана развития ребёнка на время пребывания в семье (разделы: здоровье,
эмоционально-психологические нужды, поведение, общение, образование, кровная семья, внешкольные занятия, приобретение навыков самостоятельной жизни, рекомендации после выпуска); в разработке плана участвуют патронатные родители-воспитатели, администрация детского дома, психолог, социальный педагог и воспитанник; наблюдение и контроль за условиями содержания и воспитания детей в семье; консультативная помощь патронатным воспитанникам, индивидуальные консультации по всем возникающим вопросам; подведение итогов.
Наблюдения за развитием ребенка и оценка результативности проводимой
работы осуществляется
Коррекционно-развивающее направление – в учреждениях интернатного
типа сконцентрированы дети, имеющие различные проблемы развития: ослабленное физическое здоровье, задержки психического развития, социально-педагогическую запущенность, девиантное поведение до поступления в детский дом, отставание в развитии речи и др. Поэтому вся деятельность в школе-интернат имеет коррекционную направленность.
Коррекция в современной педагогике рассматривается как
педагогическое воздействие на личность воспитанника в целом.
Коррекционно-развивающее
Вся коррекционно-развивающая
работа строится в двух
Для осуществления
индивидуальной коррекционно-
познавательных интересов, уровень знаний, умений, навыков); развитие
речи (нарушение звукопроизношения, словарный запас, грамматический
строй речи, способность к словообразованию).
На основе
этих показателей определяются
категории детей, нуждающихся в
коррекционно-развивающей
волевой сферы.
При разработке
программ индивидуальной
Итак, наиболее
важными аспектами коррекционно
Большое значение
для различных проблем детей-
служат эффективным воспитательским средством.
Особенности диагностики личностных качеств.
С целью изучения личностных качеств воспитанников нами были использованы: Методика «диагностика ригидности» (Г. Айзенк); методика «Личностная агрессивность и конфликтность. Шкала вспыльчивости» (С.П. Ильина, П.А. Ковалева); методика «Эмоциональная эмпатия» (В.В. Бойко); методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильина, И.А. Курдюкова).