Особенности организации воспитательной работы с детьми подросткового возраста в условиях учреждения интернатного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия и особенности воспитательной деятельности педагога в учреждении интернатного типа.
Объектом исследования является процесс педагогических связей, взаимодействий, способов и средств регуляции взаимодействия детей-сирот и педагогов в учреждении интернатного типа.

Содержание

Введение .................................................................................................................... 3
Глава I. Воспитание детей в учреждении интернатного типа как
педагогическая проблема .......................................................................... 7
Социально-педагогические и психологические особенности
детей-сирот .............................................................................................. 7
1.2. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи........ 15
1.2.1. Проблемы интеллектуального развития воспитанников ............... 15
1.2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников....... 16
1.2.3. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками....... 20
1.2.4. Проблемы половой идентификации воспитанников
интернатных учреждений ................................................................ 22
1.2.5. Проблемы нравственного развития личности воспитанников....... 24
1.2.6. Проблемы социализации детей-сирот ............................................. 25
Глава II. Особенности организации воспитательной работы с детьми
подросткового возраста в условиях учреждения интернатного
типа ........................................................................................................ 27
Содержание деятельности учреждений интернатного типа
для детей-сирот на современном этапе .............................................. 27
Состояние проблемы на практике – опыт работы автора
Особенности диагностики личностных качеств .............................. 38
Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам» ................................. 46
Заключение .............................................................................................................. 49
Библиографический список ................................................................................... 51

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

                       Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)

         Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность существенно влияет на процесс мотивации, особенно когда требуется корректировать его в связи с изменившейся ситуацией (например, с возникновением новых обстоятельств). Ригидный человек с трудом отходит от сложившейся у него стратегии поведения, поэтому принимаемое им решение формируемый мотив не всегда адекватны ситуации.

         Цель:  определение ригидности.

         Стимульный материал:  тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенные ниже.

         Порядок проведения.  Инструкция: «Если вы полностью согласны с утверждением, представленным в опроснике, то рядом с его номером поставьте 2 балла, если согласны в принципе – 1 балл, если не согласны – 0 баллов».

    1. Мне трудно менять привычки.
    2. Я с трудом переключаю внимание.
    3. Я очень настороженно отношусь ко всему новому.
    4. Меня трудно переубедить.
    5. Нередко у меня не выходит из головы мысли, от которых следовало

освободиться.

    1. Я трудно сближаюсь с людьми.
    2. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.
    3. Нередко я проявляю упрямство.
    4. Я неохотно иду на риск.
    5.   Я резко переживаю отклонения от приятного мною режима.

        Обработка результатов.   Подсчитывается сумма баллов, проставленных в соответствии с инструкцией.

         Интерпретация.   При сумме 0-7 баллов ригидности нет, при сумме 8-14 баллов – средний уровень ригидности, при сумме 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность.

       Ф.И.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общий балл

Базарова Яна

2

0

1

2

2

1

2

2

1

2

           15

Бабаева Света

1

2

2

2

2

2

2

2

0

2

           17

Виноградова Света

1

1

2

1

2

1

1

2

2

2

           15

Емельяненко Ксения

2

2

2

2

2

0

2

0

0

2

           14

Лобова Катя

1

0

2

2

2

1

2

2

1

2

           15

Плеханова Женя

2

1

0

1

2

1

2

1

1

0

           11

Покрашенко Оксана

2

2

2

2

2

0

2

2

1

1

           16

Фурсенко Варя

2

2

2

2

2

0

2

2

2

2

           18

Чаплыгина Настя

2

0

2

2

2

0

2

1

2

2

           15


         Результат:

     Данное   исследование   показало,    что   у   20%   воспитанников    средний

уровень  ригидности.  У   80%   –  сильно   выраженная   ригидность,   принятый

план действия или поступка меняется под влиянием новых обстоятельств с большим трудом.

        Вывод:

        Следует планировать  и проводить работу по созданию  условий психологического комфорта  для воспитанниц. Вовлекать в  мероприятия познавательного характера. Постоянно создавать ситуацию успеха и личной

значимости каждой.

               Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

                                    (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева)

                                        Шкала вспыльчивости

         Цель:  диагностика уровня эмоциональной возбудимости методом самооценки.

         Стимульный материал:  тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенных ниже.

        Порядок проведения.  Инструкция: «Прочтите предложенные вам утверждения и дайте ответ – согласны ли вы с ними (поставьте знак +) или нет (поставьте знак –)».

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  2. Если кто-нибудь выведет меня из себя, я не обращаю на это внимания.
  3. Я могу скрыть свою раздражительность.
  4. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она мне кажется несправедливой.
  5. Мне очень не нравится, когда надо мной насмехаются.
  6. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
  7. Меня возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
  8. В конфликтной ситуации я веду себя спокойно.
  9. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
  10. Обычно меня трудно вывести из себя.

Обработка результатов. За ответы «да» по пунктам 1,3,5,7,9, и за ответы

«нет» 2,4,6,8,10  насчитывается  по  1 баллу.  Подсчитывается сумма набранных

 баллов.

         Интерпретация. Если опрашиваемый набирает 8 – 10 баллов, то у него высокая эмоциональная возбудимость, если он набирает 4 балла и меньше, то у него низкая эмоциональная возбудимость. Баллы от 5 до 7 характеризует средний уровень эмоциональной возбудимости.

               Ф. И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Общий   балл 

Базарова   Яна 

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

             7

 Бабаева   Света

-

-

-

-

+

-

+

-

+

-

             8

Чаплыгина   Настя

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

            10

Покрашенко   Оксана

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

             8

Фурсенко   Варя

+

-

-

-

+

-

+

-

+

-

             8

Плеханова   Женя

+

-

-

-

+

-

+

-

+

+

             9

Емельяненко   Ксения

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

             4

Виноградова   Света

+

-

+

-

+

+

+

-

+

-

             9

Лобова   Катя

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

             8


         Результат:

        Данное исследование  показало, что у воспитанниц  70% высокий уровень эмоциональной возбудимости, средний уровень – 20%, низкий уровень – 10%      

 Вывод:

        Давать  разовые  поручения  с  учетом  психологических,  индивидуальных

особенностей    каждой.     Проводить    индивидуальные     этические     беседы.

Формировать    волевые     качества.    Развивать   навыки   самоорганизации    и

самоконтроля.

                  Методика «Эмоциональная эмпатия» (В.В. Бойко)

         Данная  методика представляет собой  фрагмент методики В.В. Бойко «Эмпатические  способности». Может быть использована  в работе с подростками.

        Цель: определение уровня сформированности эмоциональной эмпатии.

        Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 9 утверждений, предложенных ниже.

        Порядок проведения. Инструкция. «Прочти предложенные утверждения и при согласии с ними поставь знак (+), а при несогласии (-)».

  1. Если окружающие проявляют признаки тревоги, я обычно остаюсь спокойным.
  2. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
  3. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
  4. Чужой смех обычно заражает меня.
  5. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
  6. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
  7. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести тему.
  8. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.
  9. Если  я  вижу,  что  у  кого-то  из  близких плохо  на  душе,  то  обычно

 воздерживаюсь от расспросов.

Обработка результатов.   По   1   баллу  начисляется   за ответы   «да»  по

утверждениям 2,4,6, и за ответы «нет» - по утверждениям 1,3,5,7,8,9.

        Интерпретация. Если опрошенный набрал 6-9 баллов, то у него выражена

эмоциональная отзывчивость на переживания других людей. Если он набирает от 0 до 2 баллов,  то эмоциональная  эмпатия  у  него  низкая  или  не  выражена

совсем.

               Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

        Общий балл

Базарова    Яна

-

+

-

+

-

+

-

-

+

                    8

Бабаева    Света

+

+

-

+

-

-

-

+

+

                    5

Чаплыгина    Настя

-

+

-

+

+

+

-

-

+

                    7

Покрашенко    Оксана

+

-

-

-

+

+

-

-

+

                    4

Фурсенко    Варя

-

+

-

-

-

+

+

+

-

                    5

Плеханова    Женя

+

-

-

+

-

-

+

-

+

                    5

Емельяненко    Ксения

-

+

-

-

+

+

+

-

+

                    5

Виноградова    Света

+

-

-

-

-

+

-

-

+

                    5

Лобова    Катя

+

-

-

-

-

+

-

-

+

                    5


Результат:

         Исследование     показало,    что    высокий    уровень   сформированности

эмоциональной эмпатии у 20% воспитанниц, средний уровень у 80%          Вывод:

        Проводить  работу по сплочению детского  коллектива. Развивать нравственные качества. Создавать проблемные ситуации по развитию эмоциональной устойчивости.

                Методика «Направленность на приобретение знаний»

                                (Е.П. Ильина, И.А. Курдюкова)

        Цель: определить степень мотивации к учебной, познавательной деятельности.

        Порядок проведения. Дается ряд утверждений – вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с вопросом написать букву («а» или «б»), соответствующую выбранному ответу.

    1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

  а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

  б) садишься смотреть телевизор  или играть во что-либо, думая, что урок   

      по этому предмету  будет еще через день.

    1. После получения хорошей отметки ты:

  а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

  б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно  не спросят.

    1. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

  а) да;    б) нет.

    1. Что для тебя учеба:

  а) познание нового;

  б) обременительное занятие.

    1. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

  а) да;    б) нет.

    1. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

  а) да;    б) нет.

7.  Зависит   ли   твое   желание  готовить   домашнее   задание    от    того,

 выставляют ли за него  отметки:

  а) да;    б) нет.

    1. Легко ли ты начинаешь учебу после каникул:

  а) да;    б) нет.

    1. Желаешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

  а) да;    б) нет.

Информация о работе Особенности организации воспитательной работы с детьми подросткового возраста в условиях учреждения интернатного