Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия и особенности воспитательной деятельности педагога в учреждении интернатного типа.
Объектом исследования является процесс педагогических связей, взаимодействий, способов и средств регуляции взаимодействия детей-сирот и педагогов в учреждении интернатного типа.
Введение .................................................................................................................... 3
Глава I. Воспитание детей в учреждении интернатного типа как
педагогическая проблема .......................................................................... 7
Социально-педагогические и психологические особенности
детей-сирот .............................................................................................. 7
1.2. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи........ 15
1.2.1. Проблемы интеллектуального развития воспитанников ............... 15
1.2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников....... 16
1.2.3. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками....... 20
1.2.4. Проблемы половой идентификации воспитанников
интернатных учреждений ................................................................ 22
1.2.5. Проблемы нравственного развития личности воспитанников....... 24
1.2.6. Проблемы социализации детей-сирот ............................................. 25
Глава II. Особенности организации воспитательной работы с детьми
подросткового возраста в условиях учреждения интернатного
типа ........................................................................................................ 27
Содержание деятельности учреждений интернатного типа
для детей-сирот на современном этапе .............................................. 27
Состояние проблемы на практике – опыт работы автора
Особенности диагностики личностных качеств .............................. 38
Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам» ................................. 46
Заключение .............................................................................................................. 49
Библиографический список ................................................................................... 51
Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)
Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность существенно влияет на процесс мотивации, особенно когда требуется корректировать его в связи с изменившейся ситуацией (например, с возникновением новых обстоятельств). Ригидный человек с трудом отходит от сложившейся у него стратегии поведения, поэтому принимаемое им решение формируемый мотив не всегда адекватны ситуации.
Цель: определение ригидности.
Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенные ниже.
Порядок проведения. Инструкция: «Если вы полностью согласны с утверждением, представленным в опроснике, то рядом с его номером поставьте 2 балла, если согласны в принципе – 1 балл, если не согласны – 0 баллов».
освободиться.
Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов, проставленных в соответствии с инструкцией.
Интерпретация. При сумме 0-7 баллов ригидности нет, при сумме 8-14 баллов – средний уровень ригидности, при сумме 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность.
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общий балл |
Базарова Яна |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
15 |
Бабаева Света |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
17 |
Виноградова Света |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
15 |
Емельяненко Ксения |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
14 |
Лобова Катя |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
15 |
Плеханова Женя |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
11 |
Покрашенко Оксана |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
16 |
Фурсенко Варя |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
18 |
Чаплыгина Настя |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
2 |
15 |
Результат:
Данное исследование показало, что у 20% воспитанников средний
уровень ригидности. У 80% – сильно выраженная ригидность, принятый
план действия или поступка меняется под влиянием новых обстоятельств с большим трудом.
Вывод:
Следует планировать
и проводить работу по
значимости каждой.
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»
Цель: диагностика уровня эмоциональной возбудимости методом самооценки.
Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенных ниже.
Порядок проведения. Инструкция: «Прочтите предложенные вам утверждения и дайте ответ – согласны ли вы с ними (поставьте знак +) или нет (поставьте знак –)».
Обработка результатов. За ответы «да» по пунктам 1,3,5,7,9, и за ответы
«нет» 2,4,6,8,10 насчитывается по 1 баллу. Подсчитывается сумма набранных
баллов.
Интерпретация. Если опрашиваемый набирает 8 – 10 баллов, то у него высокая эмоциональная возбудимость, если он набирает 4 балла и меньше, то у него низкая эмоциональная возбудимость. Баллы от 5 до 7 характеризует средний уровень эмоциональной возбудимости.
Ф. И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общий балл |
Базарова Яна |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
7 |
Бабаева Света |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
8 |
Чаплыгина Настя |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
10 |
Покрашенко Оксана |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
8 |
Фурсенко Варя |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
8 |
Плеханова Женя |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
9 |
Емельяненко Ксения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
4 |
Виноградова Света |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
9 |
Лобова Катя |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Результат:
Данное исследование показало, что у воспитанниц 70% высокий уровень эмоциональной возбудимости, средний уровень – 20%, низкий уровень – 10%
Вывод:
Давать разовые поручения с учетом психологических, индивидуальных
особенностей каждой. Проводить индивидуальные этические беседы.
Формировать волевые качества. Развивать навыки самоорганизации и
самоконтроля.
Методика «Эмоциональная эмпатия» (В.В. Бойко)
Данная методика представляет собой фрагмент методики В.В. Бойко «Эмпатические способности». Может быть использована в работе с подростками.
Цель: определение уровня сформированности эмоциональной эмпатии.
Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 9 утверждений, предложенных ниже.
Порядок проведения. Инструкция. «Прочти предложенные утверждения и при согласии с ними поставь знак (+), а при несогласии (-)».
воздерживаюсь от расспросов.
Обработка результатов. По 1 баллу начисляется за ответы «да» по
утверждениям 2,4,6, и за ответы «нет» - по утверждениям 1,3,5,7,8,9.
Интерпретация. Если опрошенный набрал 6-9 баллов, то у него выражена
эмоциональная отзывчивость на переживания других людей. Если он набирает от 0 до 2 баллов, то эмоциональная эмпатия у него низкая или не выражена
совсем.
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Общий балл |
Базарова Яна |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
8 |
Бабаева Света |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
5 |
Чаплыгина Настя |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
7 |
Покрашенко Оксана |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
4 |
Фурсенко Варя |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
Плеханова Женя |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
5 |
Емельяненко Ксения |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
5 |
Виноградова Света |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5 |
Лобова Катя |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5 |
Результат:
Исследование показало, что высокий уровень сформированности
эмоциональной эмпатии у 20% воспитанниц, средний уровень у 80% Вывод:
Проводить
работу по сплочению детского
коллектива. Развивать нравственные качеств
Методика «Направленность на приобретение знаний»
Цель: определить степень мотивации к учебной, познавательной деятельности.
Порядок проведения. Дается ряд утверждений – вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с вопросом написать букву («а» или «б»), соответствующую выбранному ответу.
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть во что-либо, думая, что урок
по этому предмету будет еще через день.
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
а) да; б) нет.
а) познание нового;
б) обременительное занятие.
а) да; б) нет.
а) да; б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того,
выставляют ли за него отметки:
а) да; б) нет.
а) да; б) нет.
а) да; б) нет.