Особенности профессионально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Большие социально-экономические преобразования, происходящие в
нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются
системы образования, осуществления обучения и воспитания школьников.
Решающая роль в подготовке подрастающего поколения к жизни
принадлежит школьному учителю. Сегодня общество выдвигает
принципиально новые требования к личности и деятельности педагога,
требует сформированности его профессионального мастерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА1 Особенности профессионально-педагогической деятельности
1.1.Сущность понятия « профессионализм»……………………………….7
1.2. Личностные и профессиональные качества педагога………………...10
1.3. Творчество в педагогической деятельности…………………………..16
1.4. Профессиональное развитие и саморазвитие…………………………23
1.5. Роль общения в педагогической деятельности…………………………27
ГЛАВА2 Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1. Выявление уровня сформированности профессиональных качеств педагога………………………………………………………………………29
2.2. Развитие коммуникативных способностей по средствам тренинговых упражнений…………………………………………………………………..34

Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Особенности профессионально-педагогической деятельности

 

1.1.Сущность понятий « Профессионализм», « Профессионал».

Дадим определение таким понятиям, как « Профессионал»,

« Профессионализм», «  Профессиональная деятельность учителя»,

« Профессиональное развитие».

Профессионал – человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда.[Педагогика. Большая современная энциклопедия].

Профессионал – это человек, осознавший своё личностное предназначение, являющийся субъектом своего труда и владеющий деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознавший свою ответственность за последствие реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств её выполнения. [ Фонорёв А. Р. Психологич. особенности личностного становления профессионала/ А. Р. Фонорёв 2005 – с.560].

Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм даёт возможность достигать значительных , качественных и количественных результатов труда при меньших затратах времени, умственных и физических сил на основе использования рациональных приёмов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста является результатом систематического повышения квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры.

Профессионализм – это интегральная характеристика личности педагога.( А. К. Маркова).

Профессиональная деятельность учителя – вид постоянно выполняемой деятельности, специфика которой заключается в психолого – педагогическом воздействии на учащихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем в целенаправленном управлении процессом учения и развития личности. Болгарский учёный Д. Иорданов структуру деятельности учителя в функциональном плане предлагал рассматривать как состоящую из 5 компонентов:1) учитель – главный источник информации; 2) руководство познавательной деятельностью учащихся; 3) разработка задач для учащихся; 4) учитель – адресат обратной информации; 5) исправление. [Педагогика. Большая современная энциклопедия].

Специфичность деятельности учителя  заключается также и в том, что его основным средством является вербальное и невербальное поведение. Учебно – воспитательный процесс учитель строит на основах гуманности, индивидуального подхода, педагогики сотрудничества, любви к учащимся, внимания ко всем сферам их жизни (школа, дом, окружение). Учитель своевременно и чутко относится к успехам и трудностям обучаемых, стремится поставить каждого ученика в позицию субъекта учебной деятельности, заботится о душевном комфорте учащихся и т.д. Учителю нужна этическая и правовая культура, знание материалов Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. К основным свойствам учителя, обеспечивающим успех его деятельности, относятся: интерес и любовь к своей профессии, предмету, учащимся, ответственность, увлечённость, творческие способности, уравновешенность, требовательность, справедливость, чувство такта и юмора, общительность, самостоятельность, человечность, доброжелательность, ясность и критичность ума, изобретательность, развитое воображение, готовность памяти, хорошая дикция, наблюдательность и д.р. Новаторство в работе с учащимися, близость к ним, мудрое терпение, отзывчивость, требовательность, доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении являются необходимыми качествами личности учителя.

Особенности деятельности учителя  исследовались Ф.Н. Гоноболиным, Н. В. Кузьминой, К. М. Левитаном, А. К. Марковой, Е. И. Роговым и др.

Профессиональное развитие – это рост, становление, интеграция и реализация в профессиональном труде личностных качеств и особенностей, профессиональных знаний и умений, но главное – активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой реализации в прфессии.[Митина Л. М. Психология проф.развития учителя: Автореф. Дис. Д – ра психол. Наук/ Л. М. Митина – М,1995 – с.43].

Изучив и проанализировав определения  « Профессионал» и « Профессионализм» мы определили профессиональные качества, которыми должен обладать профессионал:

- Профессиональной пригодностью – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.

- Профессиональной готовностью – кроме пригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В её составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность( т.е. профпригодность), а с другой – научно – теоретическую и практическую подготовку педагога.

- Педагогическим тактом – интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим.

А также творческой самоотдачей  к которой собственное самоутверждение  неразрывно связано со служением  обществу; потребностью в знаниях  и признание их самоценности.

- Педагогическим мастерством( по мнению А. С. Макаренко) – это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение.

- это сплав личностных и профессиональных  качеств.

- Гуманитарной культурой педагога – совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений.

[Педагогика. Педагогические системы,  технологии, теории.М.,1999.С.А.Смирнов.с.90 – 114].

Вывод: Изучив и проанализировав  понятия « Профессионал» и  «Профессионализм» мы приходим к  выводу:

Профессионал – это человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда, осознавший свою ответственность за последствие реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств её выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Личностные и профессиональные  качества педагога.

В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: «  профессиональная пригодность», « профессиональная готовность».

Идеализированные личностные и  профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы. Профессиограммма – своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю.

Профессиограммма учителя. Е. В. Кузьмина(1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная деятельность распадается на конструктивно – содержательную ( отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно – оперативную ( планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно – материальную ( проектирование учебно – материальной базы педагогического процесса). Организаторская

(управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.[Педагогика: теории, системы, технологии.М.,1999.С.А.Смирнов.с.95].

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно – оценочный ( рефлексивный) компонент.

Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им своё сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду  и личности учителя, предъявляемые  условиями развития общества на современном  этапе, их можно представить следующим  образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.

В профессиограмме ведущее  место занимает позиция педагога – система его интеллектуально – волевых и эмоционально – оценочных отношений к миру.

Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция  педагога складывается из системы его  взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция – отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.

Наиболее глубокой, фундаментальной  характеристикой личности педагога по праву считается убеждённость. Лицо педагога определяют гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой личности, обострённое чувство долга и ответственности; стремление к повышению своей педагогической компетентности и к тому, чтобы стать образцом для воспитанников, способность нести культуру.

Следующая важнейшая характеристика педагога – направленность личности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально  значимые свойства – интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально – педагогические намерения и склонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии  учителя, который находит своё выражение  в положительном эмоциональном  отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным её видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убеждённость в их значимости. Профессионально – педагогическая направленность личности проявляется и в таких качествах, как педагогический долг и ответственность.

В понятии « профессиональный долг»  сконцентрированы требования к личности педагога как к профессионалу: осуществлять трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, коллегами по работе, осознавать своё отношение к избранной профессии, своему педагогическому коллективу и обществу в целом.

В содержании этого понятия находят отражение нравственные требования не только к характеру поступков и от6ношений в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Такие требования представляют своеобразный кодекс педагогической морали.

Необходимым качеством для учителя является педагогический такт. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Педагогический такт во многом зависит от личностных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и  учащимися, зарождается доверие. Особенно отчётливо педагогический такт проявляется в контрольно – оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость –  своеобразное мерило объективности  учителя, уровня его нравственной воспитанности( доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учёбе, социально полезной деятельности и т.п. Справедливый учитель – это высшая похвала педагогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности, доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств.

В.А. Сухомлинский писал « Справедливость – это основа доверия ребёнка  к воспитателю. Но нет какой –  то абстрактной справедливости –  вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребёнка» [ Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969. – С.83].

Проявлениям индивидуальной духовной культуры педагога является творческая самоотдача. Одним из проявлений  духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях и признание их самоценности. Стремление к образованию, его непрерывность следует рассматривать как норму профессионального и личностного роста педагога.

Познавательная активность включает в себя стремление к учению ( желание, интерес), Сосредоточенность на предмете познания(в области науки, производства, культуры, общественных отношений и т.д.), глубокое проникновение в сущность явлений и их взаимосвязь, свободное оперирование знаниями, самостоятельность, напряжённость и интенсивность мыслительной деятельности в решении теоретических и практических задач.

Информация о работе Особенности профессионально-педагогической деятельности