Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа
Большие социально-экономические преобразования, происходящие в
нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются
системы образования, осуществления обучения и воспитания школьников.
Решающая роль в подготовке подрастающего поколения к жизни
принадлежит школьному учителю. Сегодня общество выдвигает
принципиально новые требования к личности и деятельности педагога,
требует сформированности его профессионального мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1 Особенности профессионально-педагогической деятельности
1.1.Сущность понятия « профессионализм»……………………………….7
1.2. Личностные и профессиональные качества педагога………………...10
1.3. Творчество в педагогической деятельности…………………………..16
1.4. Профессиональное развитие и саморазвитие…………………………23
1.5. Роль общения в педагогической деятельности…………………………27
ГЛАВА2 Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1. Выявление уровня сформированности профессиональных качеств педагога………………………………………………………………………29
2.2. Развитие коммуникативных способностей по средствам тренинговых упражнений…………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы
- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.
Вывод:
Т.о. профессиональное развитие и саморазвитие строится на совокупности мотивов развития педагога, на его творческой индивидуальности и условиях её развития, на потребности в самосовершенствовании, самообразовании, на уровне сформированности самооценки, стремлением к самоактуализации, самореализации, способности к саморазвитию, на принципах научного познания, информативности, самоуправления, оптимизации, социализации, индивидуализации.
1.5. Роль общения в педагогической деятельности.
Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.
Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.
Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При этом информация передается как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами. Речевое общение – это общение посредством слова. А.С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 – 20 интонационными оттенками.
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук). Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов. В то же время далеко не вся вербализованная информация воспринимается слушателем.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации. Но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Данная – перцептивная – функция общения позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному материалу и учебному процессу в целом.
Механизмом познания
и понимания воспитанников
Важной функцией общения является организация совместной деятельности. Общение сопровождает профессиональную деятельность учителя. Урок – это, прежде всего, общение; классный час, экскурсия, литературная гостиная – тоже общение. Успешность всех форм учебной деятельности определяется продуманным общением, а также тем, как учитель настроил учащихся на совместную работу, как строилось общение в процессе ее организации, завершения, при подведении итогов.
Выделение названных функций общения – условно; в реальном педагогическом процессе все они взаимосвязаны. Эффективность педагогического труда во многом определяется стилем педагогического общения. Стилевые особенности педагогического общения зависят, с одной стороны, от индивидуальности учителя, определяются его коммуникативной культурой; с другой стороны, – от особенностей учащихся, их возраста, пола, воспитанности. [http://nsportal.ru]
ГЛАВА2 Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1.
Исследование проводилось
Всего в опросе участвовало 12 человек. Исследование проводилось в 2 этапа.
Для проведения 1 – ого этапа исследования нами были подобраны тесты: « Самооценка профессиональных качеств педагога», «Самоконтроль в общении», а также тест на определение стиля педагогического общения.
Тест№1 «Самооценка профессиональных качеств педагога» (СПК)
Инструкция. Прочтите приведённые
утверждения, уясните и оцените,
в какой степени каждое из них
соответствует вашей
На бланке поставьте крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Сравните ваши показатели с идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале.
Количество баллов определяется следующим образом: всегда – 7, очень часто – 6, часто – 5, не часто – 4, иногда – 3, редко – 2, никогда – 1.
Вопросы к тесту:
Тест№2 « Стиль педагогического общения»
Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.
На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного вами варианта ответа.
Вопросы к тесту:
а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.;
б) говорить вам только то, что он сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый,
иногда недисциплинированный
а) похвалите его и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
в) скажете ему: « Вот всегда бы так занимался».
4. Ребёнок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:
а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;
б) не обратите на это внимания;
в) сразу же начнёте общаться с ребёнком, не упоминая о его промахе.
5.Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочтёте делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;
б) кому – то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займётесь своими делами ( записи, проверка тетрадей и т.д.).
6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящи и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;
б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребёнка;
в) ребёнок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как вы относитесь к активности самого ребёнка:
а) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно – оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.
9. Ребёнок не захотел
выполнять задание под
а) сказали бы: « Ну и не надо»;
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы другое задание.
10. Какая позиция, по – вашему, более правильная:
а) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём;
б) если он не осознаёт заботу о нём, не ценит её, то это его дело, когда – нибудь пожалеет;
в)педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов.
№ вопроса |
Баллы за ответ «А» |
Баллы за ответ «Б» |
Баллы за ответ «В» |
1. |
2 |
3 |
1 |
2. |
3 |
1 |
2 |
3. |
2 |
3 |
1 |
4. |
2 |
1 |
3 |
5. |
3 |
2 |
1 |
6. |
1 |
2 |
3 |
7. |
2 |
3 |
1 |
8. |
3 |
1 |
2 |
9. |
1 |
2 |
3 |
10. |
2 |
1 |
3 |
25 – 30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20 – 24 балла – склонность к авторитарному стилю;
10 – 19 – выраженность либерального стиля общения.
Тест №3 «Самоконтроль в общении» (тест М. Снайдера)
Инструкция
Внимательно прочитайте десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, обведите букву В справа от предложения. Если оно кажется вам неверным или преимущественно неверным, обведите букву Н.
Предложение |
1 |
0 |
Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей |
Н |
В |
Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих |
В |
Н |
Из меня мог бы выйти неплохой актёр |
В |
Н |
Другим людям иногда кажется, что я переживаю что – то более глубокое, чем это есть на самом деле |
В |
Н |
В компании я редко оказываюсь в центре внимания |
Н |
В |
В разных ситуациях и общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по - разному |
В |
Н |
Я могу отстаивать только то, в чём я искренне убеждён |
Н |
В |
Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть |
В |
Н |
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. |
В |
Н |
Я всегда такой, каким кажусь. |
В |
Н |
Информация о работе Особенности профессионально-педагогической деятельности