Особенности профессионально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Большие социально-экономические преобразования, происходящие в
нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются
системы образования, осуществления обучения и воспитания школьников.
Решающая роль в подготовке подрастающего поколения к жизни
принадлежит школьному учителю. Сегодня общество выдвигает
принципиально новые требования к личности и деятельности педагога,
требует сформированности его профессионального мастерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА1 Особенности профессионально-педагогической деятельности
1.1.Сущность понятия « профессионализм»……………………………….7
1.2. Личностные и профессиональные качества педагога………………...10
1.3. Творчество в педагогической деятельности…………………………..16
1.4. Профессиональное развитие и саморазвитие…………………………23
1.5. Роль общения в педагогической деятельности…………………………27
ГЛАВА2 Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1. Выявление уровня сформированности профессиональных качеств педагога………………………………………………………………………29
2.2. Развитие коммуникативных способностей по средствам тренинговых упражнений…………………………………………………………………..34

Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

Вывод:

Т.о. профессиональное развитие и саморазвитие строится на совокупности мотивов развития педагога, на его творческой индивидуальности и условиях её развития, на потребности в самосовершенствовании, самообразовании, на уровне сформированности самооценки, стремлением к самоактуализации, самореализации, способности к саморазвитию, на принципах научного познания, информативности, самоуправления, оптимизации, социализации, индивидуализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Роль общения в педагогической  деятельности.

Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.

Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог  общается с учащимися, зависит степень  их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.

Педагогическое общение  – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием  которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При этом информация передается как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами. Речевое общение – это общение посредством слова. А.С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 – 20 интонационными оттенками.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства  и переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук). Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов. В то же время далеко не вся вербализованная информация воспринимается слушателем.

Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации. Но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Данная – перцептивная – функция общения позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному материалу и учебному процессу в целом.

Механизмом познания и понимания воспитанников является педагогическая эмпатия. Она проявляется  в умении учителя мысленно поставить себя на место ученика, проникнуться его состоянием, понять его, сопереживать ему. Но это возможно лишь тогда, когда педагог понимает самого себя, объективно анализирует свои мысли, действия, отношения между людьми, т.е. если у него развита рефлексия. Учитель, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий воспитанников, может успешно строить педагогическое общение, корректировать его, управлять им.

Важной функцией общения  является организация совместной деятельности. Общение сопровождает профессиональную деятельность учителя. Урок – это, прежде всего, общение; классный час, экскурсия, литературная гостиная – тоже общение. Успешность всех форм учебной деятельности определяется продуманным общением, а также тем, как учитель настроил учащихся на совместную работу, как строилось общение в процессе ее организации, завершения, при подведении итогов.

Выделение названных  функций общения – условно; в  реальном педагогическом процессе все  они взаимосвязаны. Эффективность  педагогического труда во многом определяется стилем педагогического общения. Стилевые особенности педагогического общения зависят, с одной стороны, от индивидуальности учителя, определяются его коммуникативной культурой; с другой стороны, – от особенностей учащихся, их возраста, пола, воспитанности. [http://nsportal.ru]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА2 Педагогическое общение  как одна из основных компетенций  учителя.

2.1.

Исследование проводилось среди  выпускников музыкального отделения  УО « Гомельский государственный педагогический колледж им. Л. С. Выготского».

Всего в опросе участвовало 12 человек. Исследование проводилось в 2 этапа.

Для проведения 1 – ого этапа исследования нами были подобраны тесты: « Самооценка профессиональных качеств педагога», «Самоконтроль в общении», а также тест на определение стиля педагогического общения.

Тест№1 «Самооценка профессиональных качеств педагога» (СПК)

Инструкция. Прочтите приведённые  утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них  соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется.

На бланке поставьте  крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Сравните ваши показатели с идеальной оценкой, которая  равна 7 баллам по каждой шкале.

Количество баллов определяется следующим  образом: всегда – 7, очень часто – 6, часто – 5, не часто – 4, иногда – 3, редко – 2, никогда – 1.

Вопросы к тесту:

  1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или будущих обстоятельствах.
  2. В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и опыт.
  3. Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
  4. Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
  5. Стараюсь чётко продумывать свои действия и как эти действия будут восприниматься детьми.
  6. Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определённых обстоятельствах.
  7. Считаю все свои действия профессионально оправданными.
  8. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельной работе.
  9. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребёнка.
  10. Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру и учение, движение и размышление.
  11. На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.
  12. С любым ребёнком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
  13. Специально стремлюсь узнать что – то новое для своей работы.
  14. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что – то новое.

Тест№2 « Стиль педагогического  общения»

Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

На бланке под номером вопроса  поставьте крестик в клеточке выбранного вами варианта ответа.

Вопросы к тесту:

  1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.;

б) говорить вам только то, что он сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания  при себе.

      2. Если ребёнок  взял у другого ребёнка в  его отсутствие без разрешения  игрушку или карандаш, то вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей  и заставите вернуть взятое с  извинениями.

      3. Подвижный, суетливый,  иногда недисциплинированный ребёнок  сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:

а) похвалите его и всем детям покажете его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажете ему: « Вот всегда бы так занимался».

     4. Ребёнок, входя в  комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:

а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнёте общаться с ребёнком, не упоминая о его промахе.

     5.Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что  предпочтёте делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

б) кому – то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займётесь своими делами ( записи, проверка тетрадей и т.д.).

     6. Какая точка зрения  вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания ребёнка  ещё поверхностны, быстро проходящи  и на них не стоит обращать особого  внимания;

б) эмоции ребёнка, его переживания  – это важные факторы, с помощью  которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

      7. Ваша исходная  позиция в работе с детьми:

а) ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;

б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребёнка;

в) ребёнок развивается почти  неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная  забота, что бы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

     8. Как вы относитесь  к активности самого ребёнка:

а) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно – оно часто  мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда  согласована с педагогом.

     9. Ребёнок не захотел  выполнять задание под предлогом,  что он уже делал это дома. Ваши действия:

а) сказали бы: « Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

    10. Какая позиция, по  – вашему, более правильная:

а) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём;

б) если он не осознаёт заботу о нём, не ценит её, то это его дело, когда  – нибудь пожалеет;

в)педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ответ, отмеченный в соответствующей  клетке, оценивается указанной в  ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая  стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов.

 

№ вопроса

Баллы за ответ «А»

Баллы за ответ «Б»

Баллы за ответ «В»

1.

2

3

1

2.

3

1

2

3.

2

3

1

4.

2

1

3

5.

3

2

1

6.

1

2

3

7.

2

3

1

8.

3

1

2

9.

1

2

3

10.

2

1

3


 

25 – 30 баллов – предпочтение  демократического стиля;

20 – 24 балла – склонность  к авторитарному стилю;

10 – 19 – выраженность либерального стиля общения.

 

 

Тест №3 «Самоконтроль в общении» (тест М. Снайдера)

Инструкция

Внимательно прочитайте десять предложений, описывающих реакции на некоторые  ситуации. Каждое из них вы должны оценить  как верное или неверное  применительно  к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, обведите букву В справа от предложения. Если оно кажется вам неверным или преимущественно неверным, обведите букву Н.

Предложение

1

0

Мне кажется трудным искусство  подражать повадкам других людей

Н
В

Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих

В
Н

Из меня мог бы выйти неплохой актёр

В
Н

Другим людям иногда кажется, что  я переживаю что – то более  глубокое, чем это есть на самом  деле

В
Н

В компании я редко оказываюсь в центре внимания

Н
В

В разных ситуациях и общении  с разными людьми я часто веду себя совершенно по - разному

В
Н

Я могу отстаивать только то, в чём  я искренне убеждён 

Н
В

Чтобы преуспеть в делах и  в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть

В
Н

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

В
Н

Я всегда такой, каким кажусь.

В
Н

Информация о работе Особенности профессионально-педагогической деятельности