Особенности профессионально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Большие социально-экономические преобразования, происходящие в
нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются
системы образования, осуществления обучения и воспитания школьников.
Решающая роль в подготовке подрастающего поколения к жизни
принадлежит школьному учителю. Сегодня общество выдвигает
принципиально новые требования к личности и деятельности педагога,
требует сформированности его профессионального мастерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА1 Особенности профессионально-педагогической деятельности
1.1.Сущность понятия « профессионализм»……………………………….7
1.2. Личностные и профессиональные качества педагога………………...10
1.3. Творчество в педагогической деятельности…………………………..16
1.4. Профессиональное развитие и саморазвитие…………………………23
1.5. Роль общения в педагогической деятельности…………………………27
ГЛАВА2 Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1. Выявление уровня сформированности профессиональных качеств педагога………………………………………………………………………29
2.2. Развитие коммуникативных способностей по средствам тренинговых упражнений…………………………………………………………………..34

Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

В реальной жизни и деятельности педагога рассмотренные направленности личности обусловливают меру социального и профессионального соответствия педагога разворачивающимся инновационным образовательным процессам.

Качества, характеризующие личностную направленность педагога, являются предпосылкой и выражением его авторитетности. Авторитет педагога, как и авторитет  представителя любой другой профессии, завоёвывается упорным трудом. Именно завоёвывается, поскольку авторитет – это совокупность достоинств. Дело в том, что не сами по себе достоинства обеспечивают авторитет педагога, а их особое сочетание и особая мера. Если в рамках других профессий привычно звучит выражение « научный авторитет», « призванный авторитет в своей области» и т.п., то у педагога может быть только авторитет личности.

В современной большой энциклопедии по педагогике профессионально важные качества и качества идеального учителя представлены в такой формулировке:

Профессионально важные качества – любые качества субъекта, включённые в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её выполнения по параметрам производительности, качества труда и надёжности.

Качества идеального учителя -  Т.И. Гончарова сформулировала К.И.У. и выделила следующие:

  1. Светлый ум. Светлым умом авторы называют не только глубокий и гибкий, но и оптимистичный: учитель, владеющий им, поэтически судит об учениках и жизни в целом. Ему свойственна просветлённая мудрость. Проявляется сращенность ума с такой характерологической чертой, как оптимизм. Знание своей цели и цели ученика и вера в достижимость этих целей рождают оптимизм. Такой учитель – не бездумный бодрячок. Он видит жизнь во всей её сложности, в достижениях и нерешённых проблемах, но чаша весов склоняется в оптимистическую сторону – жизнь воспринимается в свете возможной и действительной красоты. Учитель светлого ума видит противоречия и недостатки ученика, но они не заслоняют от него потенциальные возможности последнего. Он оценивает ученика по взлётам. В этом – возвышенность и великодушие учителя. Учитель светлого ума порой воспринимает ученика с оттенком драмы и даже трагедии, но это оптимистическая трагедия. Отсюда – поиск выхода из самых сложных ситуаций, настойчивая борьба за человека в ученике, вдохновенная отдача детям того, в чём они нуждаются.
  2. Высокий ум. Это ум, чувствующий и осознающий идеал и все меряющий его меркой, работающий с опорой на него, с позицией идеала. Через идеал учитель правильно отражает действительность и совершенствует её. Он поднимается над обычностью и обретает идейно – нравственную высоту в своей созидательной деятельности. Учителю высокого ума свойственна внутренняя драма: он осознаёт что достижения далеки от того, что задумано, что многие усилия тщетны, что совершенство учеников оставляет желать лучшего, но он работает не покладая рук. Драмы, вызванные борьбой за совершенство, сопровождают жизнь учителя высокого ума. А рядом – трагические моменты деятельности, т.е. моменты высшего напряжения, когда надо разрешать острые конфликты, сложнейшие коллизмы.
  3. Умудрённость внутренним опытом. Учитель обобщает накопленный наблюдениями материал, извлекает из эмпирического познания жизни живые мысли и в концентрированном виде передаёт их воспитанникам. Эти мысли превращаются в духовную энергию питомцев, зажигают их факелом исканий своего достойного места в жизни.
  4. Своеобразный, самобытный, неповторимый, оригинальный ум. Учитель с таким умом не скован, не связан чужими точками зрения, не находится во власти чужих убеждений, не подвержен конфоризму, установкам обыденности. Он верит в собственную натуру, следует своему призванию, действует на уровне своего дарования, движется « дорогой свободной», ничем не поступается из того, чему себя предназначит. Его свобода – в сохранении самого себя и в сохранении самобытности питомцев. Он чужд стандартности мышления, он пробует, ищет, экспериментирует, проявляет своё и учит этому учеников. Он сочувственно и проникновенно наблюдает их, замечает и высоко, бережно оценивает обнаруженную самобытность, отстаивает и развивает её. В этом – педагогический аспект неповторимости ума учителя. Можно быть потенциальным учителем, ещё не сделав ни одного педагогического шага. Учителю стать умным по заказу не дано. Самобытность внутреннего мира, незаурядность, одарённость – это первичные, исходные качества, задатки, природные предпосылки. Это фундамент для развития педагогического таланта.[Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск.2005г.].

Вывод: Высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям; потребность и способность отдать им своё сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность, педагогический такт, справедливость, обладание светлого, высоко ума, умудрённостью внутренним опытом, своеобразным, самобытным, неповторимым и оригинальным умом – личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Творчество в педагогической  деятельности.

В настоящее время утверждение  о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но не в меньшей мере творческой изобретательностью. Вопрос педагогического творчества особенно актуален на современном этапе. Творческая деятельность учителя зависит, с одной стороны, от педагогической направленности его личности, способности к педагогической деятельности, а с другой – от его профессиональных знаний.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [ Философский энциклопедический словарь. – М.,1983. – С. 670].

Творчество педагогическое – выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно – воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных пед.решений.[ Совр. пед. словарь].

В. П. Пархоменко считал, что творчество является могучим средством обучения, воспитания, развития, самопознания.

Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение( формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью и т.д. [Педагогика. Большая современная энциклопедия].В педагогике следует различать педагогическую деятельность и научное творчество, которое предполагает прежде всего открытие, выявление ранее не познанных закономерностей обучения и воспитания, разработку высокоэффективных теорий и методик, позволяющих решать задачи современной школы, прогнозирование тенденций её развития и т.п. Творчество в практической деятельности учителя – воспитателя настолько разнообразно, что необходимо говорить о возможных аспектах его проявления, об уровнях творчества. Так, новизна в практической работе педагога может проявляться: в нестандартных подходах в решении проблем; разработке новых методов, форм, приёмов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях, в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчёта, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть « веер вариантов» решения одной и той же проблемы; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия и т.д.

Разумеется, всё это не рядоположные, а взаимосвязанные, пересекающиеся проявления творчества. Высшим уровнем творчества в практической деятельности является создание принципиально новых систем обучения, воспитания, развития учащихся. Имея много общего с другими видами творчества, педагогическое творчество обладает своеобразием, связанным с характером процесса и и с его результатом – растущей, становящейся личностью. Педагогическое творчество жёстко лимитировано, спрессовано во времени. Педагог не может ждать, пока его « осенит», он должен найти оптимальную методику предстоящего занятия сегодня, а зачастую принять новое решение на самом занятии в считанные секунды, если сложилась непредвиденная им заранее ситуация, возможно неожиданное затруднение.

«Тут требуется немедленный анализ и немедленное действие», - говорил А.С.Макаренко.

Будучи сжатым во времени, осуществляясь  непрерывно и систематически, педагогическое творчество приносит плоды, вызревающие, как правило, далеко не сразу. Педагог сравнительно быстро получает лишь непосредственные, частичные, большей частью, только образовательные итоги своей деятельности (ЗУН), не всегда может сопоставить замысел с его последствием. Поскольку пед. творчество слито с учебно – воспитательным процессом, оно всегда должно приносить положительные результаты. Негативные допустимы лишь в мыслимых пробах и прикидках, а также способы проверки гипотез, как доказательство от противного, доведение до абсурда, противопоказаны практической деятельности педагога. Особенностью п.т. является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего пед. коллектива и каждого учащегося. Один из основных партнёров педагога по творчеству – учащийся поразительно сложен, динамичен, неповторим. Действенное сегодня п.ср – во завтра оказывается бесплодным. Новое теряет привлекательность и новизну, творческая задача воспринимается уже как стереотипная. Чем лучше поставлено обучение, тем быстрее растёт учащийся как личность. Вот почему необходимо постоянное развитие всех элементов пед. системы: целей, содержания, средств, методов, форм. И, наконец, ещё одной отличительной чертой п.т. является то, что значительная его часть осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от педагога умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление. Специфичен не только предмет п.т. – развивающийся человек, формирующаяся личность, но и его « инструмент» - личность педагога – творца ( как отмечают исследователи психологии творчества, только в актёрской и педагогической профессии мы встречаемся с этим уникальным совпадением личности и инструмента творчества), а также сам процесс, представляющий взаимотворчество партнёров, и, наконец, результат – знания, умения, способности, чувства, идеалы, становящиеся достоянием учащихся и продвигающие его как личность на этап развития. По своему объективному смыслу и значению п.т.можно условно подразделить на открытия, изобретения и усовершенствования и соответственно вести речь о трёх уровнях п.т.

Наиболее масштабные и новаторские  педагогические решения – это открытия, ибо они позволяют увидеть новые возможности, так и включённого в неё человека. Открытия связаны с выдвижением новых пед. идей и их воплощением в конкретной системе учебно – воспитательной работы. Таковы, например, формы соединения обучения с трудом у Р.Оуэна, высоко оценочные К. Марксом, методика воспитания в коллективе А.С.Макаренко, воспитательная система В.А.Сухомлинского.

Второй уровень п.т. связан с  преобразованием, конструированием отдельных  элементов пед. систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Результаты этого уровня творческой деятельности можно условно назвать пед. изобретениями.

Создание « свободных» отрядов, технология параллельного пед. воздействия, метода « взрыва» у А.С.Макаренко, магнитофонный и тихий опрос, уроки открытых мыслей у В.Ф.Шаталова, поурочный балл, введённый липецкими учителями, использование комментированного управления в опыте С. Н. Лысенковой – всё это примеры пед. изобретений. И все эти открытия и изобретения к п.т.Наконец, третий уровень творчества педагога – это усовершенствования, т.е.чаще всего модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания. Таковы, например, карточки « светофор», с конкретными учащимися сообщают учителю нач. классов В.Г. Ризиной о своём отношении к ответу товарищей, о выполнении заданий( зелёный цвет – согласен, красный – не согласен, жёлтый – хочу выразить или добавить, голубой – задание выполнено и т.д.). У некоторых учителей цвет на конвертах с заданиями сигнализирует и их трудности: красная полоса – трудное, зелёная – средней трудности, синяя – относительно нетрудное. Этот рационализаторский уровень п.т. – результат и проявление пед. мастерства учителя. В повседневной деятельности педагога открытия происходят довольно редко и носят, как правило, субъективный характер ( это как бы « переоткрытия», « открытия для себя»), чаще же встречаются изобретения и усовершенствования (В.И.Загвязинский).

Педагогическое профессиональное творчество рассматривается, как деятельность, направленная на создание качественно новых педагогических продуктов, имеющих субъективную и социальную ценность. [Педагогика. Большая современная энциклопедия.]

Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько уровней  инноваций:

  1. Открытие, утверждающее идеи, способные преобразовать педагогическую действительность;
  2. Изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;
  3. Педагогическое рационализаторство – усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог – новатор, создаёт свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: пе6дагогического профессионального  и социального опыта. Без специальной  подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути  и способы её решения.

Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.

Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею – гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально – ориентированной деятельности будущих педагогов.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя её к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Уровни педагогического творчества:

  1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по её результатам, но он действует « по методичке», « по шаблону», по опыту других учителей.
  2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.
  3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.
  4. Использование готовых приёмов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса. [Педагогика: теории, системы, технологии.М.,1999.С.А.Смирнов]

Информация о работе Особенности профессионально-педагогической деятельности