Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа
Большие социально-экономические преобразования, происходящие в
нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются
системы образования, осуществления обучения и воспитания школьников.
Решающая роль в подготовке подрастающего поколения к жизни
принадлежит школьному учителю. Сегодня общество выдвигает
принципиально новые требования к личности и деятельности педагога,
требует сформированности его профессионального мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1 Особенности профессионально-педагогической деятельности
1.1.Сущность понятия « профессионализм»……………………………….7
1.2. Личностные и профессиональные качества педагога………………...10
1.3. Творчество в педагогической деятельности…………………………..16
1.4. Профессиональное развитие и саморазвитие…………………………23
1.5. Роль общения в педагогической деятельности…………………………27
ГЛАВА2 Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1. Выявление уровня сформированности профессиональных качеств педагога………………………………………………………………………29
2.2. Развитие коммуникативных способностей по средствам тренинговых упражнений…………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы
Итак, педагогическое творчество само по себе – это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено( адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до её преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.
Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего – либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые ещё не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом – мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.
Третий и четвёртый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.
Признаки творческой личности. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на чёрное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределённости и поиска.
Другие относят к признакам
творческой личности лёгкость ассоциирования(
способность к быстрому и свободному
переключению мыслей, способность вызвать
в сознании образы и создавать
из них новые комбинации); способность
к оценочным суждениям и
Третьи авторы считают личность творческой, если в её характеристике присутствует креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
По определению современного энциклопедического словаря основные черты творческого педагога – это:
Условия педагогического творчества. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:
Вывод:
Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог – творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
1.4.Профессиональное развитие
Учитель – это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию.
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием».
А.Дистервег
[www.optschool.narod.ru]
Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального и нравственного потенциала личности, стимулированием у неё стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления.
Такая идеальная гуманистическая цель образования, считал известный философ Э.В. Ильенков, позволит вывести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознанного, сделанного и несделанного. Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия – основной результат гуманизации образования. Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нём как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.
При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жёстко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.
В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных ЗУН (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно – целостного отношения к педагогической деятельности). Причём это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не только внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.
Вхождение в профессию, считают психологи, есть « врастание» в «суперроль», во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. Общая удовлетворённость человека в значительной мере зависит от того, насколько насыщаются его фундаментальные потребности: потребность в творческой самореализации. Понимании и признании индивидуальных ценностей ближайшим окружением референтных лиц, в развитии и саморазвитии и др.
Человек не может « просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определённое место.
В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным её ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем ценностного отношения к профессиональной деятельности. Другими словами, в этом случае единство личностного развития и профессионального роста личности.
Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе « врастания» в профессию ( выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего – «Я».
[Смирнов. « педагогические
Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, т.к. это прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентноспособный учитель способен взрастить конкурентноспособную личность.
Форм активизации учительского творчества сейчас достаточно. Частично учитель свободен в выборе технологий, учебных пособий, у него есть широкие возможности заниматься проектной, исследовательской, инновационной деятельностью. Но все формы доступны только тем, кто способен к нескончаемому самообразованию. Восточная мудрость гласит: посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет. Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта.
И. Щербо выделяет уровни саморазвития учителя:
Нулевой уровень- слабая методическая подготовка;
1 уровень- стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;
2 уровень- применение новых технологий обучения;
3 уровень-разработка новых форм учебных занятий;
4 уровень- разработка новых методик при частичном изменении содержания;
5 уровень- изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;
6 уровень- создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части.
7 уровень- создание авторского курса не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.
[ www. optschool.narod.ru]
В настоящее время всё большее внимание уделяется вопросам личностно – профессионального саморазвития педагога.
Творчески саморазвивающийся учитель – это личность, у которой на высоком уровне находится стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д.
Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию. Ведь самообразование учителя – это залог его мастерства, профессиональной компетентности. Не секрет, что новая школа сегодня – это по-новому работающий учитель. Особенно актуальным и значимым в нынешнее время становится воспитание личности, ориентированной на самообразование, стремящейся к творческой самореализации в любых видах деятельности.
Самообразование педагога будет продуктивным, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если при этом осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Условия развития творческой индивидуальности педагога:
- обращённость сознания на себя как на субъект педагогической деятельности;
- переживание конфликтов;
- способность к рефлексии;
- организация самопознания
- использование совместных форм деятельности;
- широкое вовлечение учителя
в различные виды профессиональ
- представление возможности для
наиболее полного сравнения и
оценивания профессионально
Как видно. Важнейшее место в развитии творческой индивидуальности педагога занимает саморазвитие.
С.Л.Рубинштейн подчёркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития. [Смирнов. « педагогические теории, системы, технологии». М.,1999г.]
Согласно Елканову С.Б. , саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны – это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой – овладение самой способностью заниматься саморазвитием.
Судить о том, овладел ли педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:
- целеполагание: ставить перед
собой профессионально
- планирование: выбирать средства и способы действия и приёмы саморазвития;
- самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;
Информация о работе Особенности профессионально-педагогической деятельности