Особенности профессионально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Большие социально-экономические преобразования, происходящие в
нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются
системы образования, осуществления обучения и воспитания школьников.
Решающая роль в подготовке подрастающего поколения к жизни
принадлежит школьному учителю. Сегодня общество выдвигает
принципиально новые требования к личности и деятельности педагога,
требует сформированности его профессионального мастерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА1 Особенности профессионально-педагогической деятельности
1.1.Сущность понятия « профессионализм»……………………………….7
1.2. Личностные и профессиональные качества педагога………………...10
1.3. Творчество в педагогической деятельности…………………………..16
1.4. Профессиональное развитие и саморазвитие…………………………23
1.5. Роль общения в педагогической деятельности…………………………27
ГЛАВА2 Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1. Выявление уровня сформированности профессиональных качеств педагога………………………………………………………………………29
2.2. Развитие коммуникативных способностей по средствам тренинговых упражнений…………………………………………………………………..34

Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

 

Обработка  результатов 

Подсчитайте количество обведённых букв в первом столбике (под цифрой 1). Это ваш итоговый балл. Теперь обратитесь к интерпретации.

Интерпретация

0-3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Вы принципиальны и прямолинейны и гордитесь этим. Не считаете нужным «подстраиваться» под кого – либо или подо что-либо. В общении вы искренни и надёжны. Многие вас любят за это. Однако некоторые считают вас «неудобной» и «недипломатичной» личностью. Это может стать помехой при работе в коллективе, особенно в женском, где, как известно, личные отношения значат очень много.

4-6 баллов – у вас  средний коммуникативный контроль. Вы достаточно искренни и вместе с тем «аккуратны в выражениях». Обычно проблем в общении у вас не возникает.

7-10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы согласны с фразой «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры». Вы гибко реагируете на изменения ситуации, хорошо чувствуете впечатление, которое производите на окружающих, любите иногда «подыграть». Вы прекрасно знаете, где и как нужно себя вести. Профессиональное общение не является для вас проблемой, но вот когда дело касается глубоких отношений, искренности и самораскрытия, то вы чувствуете, что вам неуютно без привычных ролей и масок.

 

 

Анализ полученных результатов  позволил сделать вывод, что 4 человека имеют недостаточную коммуникативность. (см.приложение№1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. С целью повышения уровня коммуникативности у данной группы учащихся нами был подобран и проведён цикл тренинговых упражнений.

Данные упражнения направлены на развитие эмоциональной грамотности, распознавание своего эмоционального состояния, формирование положительных эмоций и готовность переживать отрицательные эмоции, умение выражать свои чувства.

Цель: Развитие коммуникативных способностей, общительности в группе, уверенности  в себе.

Задачи:

1. Поиск достоинств в себе.

  1. Поиск достоинств в других.
  2. Распознавание своего эмоционального состояния; умение справляться с негативными эмоциями; формирование положительных эмоций.
  3. Развитие социального доверия.
  4. Формирование позитивной Я – концепции, уверенности в себе.
  5. Снятие эмоционального напряжения.

Занятие 1 « Метафора»

Каждому интересно знать, какое  он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе  не замечается? Выбирается желающий для  предмета творчества, выходит в середину круга. Задаётся вопрос учащимся: « Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут окружать его? Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие времена всё это напоминает?» Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окружённой морскими существами, а может быть, вам придёт в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда… Участники делятся своими творческими идеями по этому поводу.

 

 

Занятие 2 « Рассмешить партнёра»

Выбирается первая пара игроков. Один из выбранных игроков должен, во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнёра. Если ему  удаётся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнёра из остальных игроков. Если рассмешить не удаётся никакими способами, то приходится выбирать нового партнёра. Если замысел удался, то смешащий удаляется, а тот, кого рассмешили, выбирает себе нового партнёра для того, чтобы его рассмешить. Определяется самый насмешливый и самый смешливый игрок.

 

Занятие 3 « Передача импульса»

Участники разбиваются на две команды, становятся в 2 шеренги. Между первыми  участниками ставится стул с копейкой. На «раз, два, три»  последние участники шеренг должны сжать следующему участнику руку, и так по всей шеренге, пока импульс не дойдёт до 1 – ого участника, который, в свою очередь, должен первым успеть схватить монету. Тот, кто схватит монету первым – выиграл.

Занятие 4 « Экзотический салат»

Все участники сидят по кругу, они  « экзотические фрукты». Ведущий  говорит: « Для салата мне необходимы: ананас, апельсин и лимон». Все, кому достались эти фрукты, меняются местами, а ведущий пытается занять место  одного из них. Оставшийся без места становится ведущим.

Занятие 5 « Узники и охранники»

Группа делится на две части. Половина участников садится на стулья, расставленные по кругу. Это узники, их задача состоит в том, чтобы  убежать от охранников. Остальные  члены группы встают позади стульев – это охрана. Один из участников стоит за пустым стулом. Он должен незаметно подмигнуть кому – то из сидящих и переманить его на свой стул. Охранник должен заметить подмигивание и удержать своего узника. Если переманивание удалось, водить начинает хозяин пустого стула. Потом участники меняются ролями.

 

Занятие 6 « Подарок в день рождения»

Участники по кругу дарят воображаемые подарки. Задача – угадать, что тебе подарили.

Занятие 7 « Изобрази действие, предмет, эмоцию.»

Каждый участник получает карточки. Например: Еду на велосипеде. Ем мороженое. Измеряю температуру тела. Книга. Стол. Телевизор. Радость. Печаль. Обида. Удивление.

 

Данные упражнения позволили удовлетворить  потребности в признании, эмоциональном  контакте, самоуважении. Учащиеся получили позитивное подкрепление, повысили самооценку, уверенность в своих силах. А также упражнения помогли добиться главной цели – снятия барьеров в общительности и развития уверенности в себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного мотивационно – смыслового отношения к педагогической деятельности, потребности в получении, углублении и расширении педагогических знаний, в овладении профессиональными умениями и навыками; определяет содержание его ценностных ориентаций; повышает эффективность процесса интеграции учителя в профессионально – педагогическую среду и соответствующую субкультуру.

Т.о., профессионал – это человек, который успешно адаптировался  к профессии и овладел психологическими средствами труда, осознавший свою ответственность за последствие реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств её выполнения.

Личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать педагог: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям; потребность и способность отдать им своё сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию новых решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность, педагогический такт, справедливость, обладать светлым, высоким умом, умудрённостью внутренним опытом, своеобразным, самобытным, неповторимым и оригинальным умом.

Что касается проявления педагогом  творчества в своей педагогической деятельности, то можно сказать, что  каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог – творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

А профессиональное развитие и саморазвитие педагога строится на творческой индивидуальности, потребности в самосовершенствовании, самообразовании, стремлении к самоактуализации, самореализации, уровне сформированности самооценки, совокупности мотивов развития.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. « Адукацыя i выхаванне» №3,2007.
  2. С.А.Смирнов.Педагогика: педагогические теории, системы. Технологии. М.,1999.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе – М.,1999.
  4. Фонарёв А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.,2005.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – Киев,1969
  6. Психология профессионального развития учителя: Автореф. дис. – д – ра психолог. наук Л.М.Митина – М.,1995.
  7. Философский энциклопедический словарь. – М.,1983
  8. Современный педагогический словарь
  9. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск,2005
  10. Коменский Я. А. Избр. Пед. Соч.  – М, 1995. – с. 248 – 284
  11. Ушинский К. Д. Собр. Соч.: В 11т.  – М, 1951 – Т.2 – с.32
  12. Дистервег А. Избр. Пед. Соч. – М, 1956 – с. 237
  13. http://www.optschool.narod.ru
  14. http://ptcevolution.me
  15. http://nsportal.ru

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Особенности профессионально-педагогической деятельности