Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.

Содержание

Введение………………………………………………………...……………...…3
Глава 1. Характеристика речевых процессов у детей с ФФН дошкольного возраста…………………………………………………………..9
1.1. Развитие фонематической стороны в онтогенез………………..……..9
1.2.Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….18
1.3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………...…………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………….32
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием......................................................................................................33
2.1.Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме……...33
2.2.Исследование уровня развития фонематических процессов детей с ФФН и нормальным речевым развитием……………………………........46
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………...54
Выводы по 2 главе………………………………………………….………59
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 61
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………..….61
3.2.Методы и приёмы развития фонематических процессов…………….67
3.3.Анализ результатов контрольного этапа исследования……………...76
Выводы по 3 главе………………………………………………….…….....79
Заключение……………………………………………………………………...80
Список литературы…………………………………………………………….82

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с ФФН-ДОРАБОТКА.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ документации:

Логопедическая карта обследования ребенка с ФФН. Стертая дизартрия

Протокол №1

Фамилия, имя ребенка  Бобриков К.Н..

Дата рождения  13.04.2005

Краткие анамнестические данные Отягощенная наследственность (наличие хронических заболеваний у матери). Преждевременные роды. Асфиксия (белая). Отклонения в показателях веса и роста. Искусственное вскармливание.

Неврологическая симптоматика тяжелые соматические и инфекционные заболеваний, заболеваний нервной системы, судорожная готовность.

Когда ребенок начал говорить в 3,2 месяца.

Особенности строения речевого аппарата: лицо амимично, рот полуоткрыт, губы растянуты. Объем движений языка, губ недостаточен, движения неточные, не доводятся до конца, быстро истощаются.

Состояние общего слуха: в норме.

Состояние фонематического слуха: не достаточно сформирован звуковой анализ и фонематическое восприятие.

Общее звучание речи (просодическая сторона): Интонационный акпект высказывания недоступен, не удаются эмоциональные, волевые и логические интонации.

Голос: Голос при крике звонкий, громкий, слегка зажатый, сдавленный. При речи голос слабый, быстро истощающийся, захлебывающийся.

Дыхание: Неречевое дыхание глубокое, выдох достаточной продолжительности. При речи вдох короткий и поверхностный, выдох слабый, прерывистый. Наблюдается постоянный добор воздуха (на каждом слове), гиперкинезы во время речи, что резко снижает ее внятность.

Выразительность речи: речь невыразительная, неразборчивая, нечеткая.

Темп: медленный.

Тембр: глухой, монотонный, сдавленный, назализованный, тремолирующий, к концу фонации его громкость и звонкость резко падают, говорит на вдохе. 
Ритм: неправильное употребление пауз в речевом потоке

Дикция: нечеткая

Произношение звуков: множество искажений, замена и отсутствие звуков. 
Артикуляция гласных и согласных смазанная, нечеткая, хотя по подражанию произносит все гласные, шипящие и свистящие звуки.

Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры (сглаженность носогубных складок, одной или двух):

  • с трудом поднимает и сводит вместе брови
  • с трудом зажмуривает глаза
  • замедленность движений глазных яблок
  • ослабление небного века

Голос: гнусавый, тихий

Язык: тремор кончика языка при повторных движениях

Твердое небо: нормальное, плоское, готическое, куполообразное, наличие расщелины неба

Мягкое небо: активное паретичное (отклонение маленького язычка в здоровую сторону), расщелина.

Губы нормальные

Зубы мелкие

Прикус открытый передний

Диагноз: ФФН. Стертая дизартрия

Дата обследования: 18.09.2009.

 

Логопедическая карта обследования ребенка с ФФН. Дислалия

Протокол №2

Фамилия, имя ребенка Ткаченко О.М..

Дата рождения  11.02.2005

Краткие анамнестические данные: Беременность наступила раньше, чем через год после предыдущей. Легкий токсикоз во время беременности. Первый крик ребенка после похлопывания. Рост и вес соответствовали норме, смешанное вскармливание.

Неврологическая симптоматика протекание соматических и инфекционных заболеваний в ранний период без осложнений, отсутствие серьезных заболеваний нервной системы.

Когда ребенок начал говорить в 2,8 месяца.

Особенности строения речевого аппарата: Объем движений языка, губ недостаточен.

Состояние общего слуха: в норме.

Состояние фонематического слуха: не достаточно сформирован звуковой анализ и фонематическое восприятие.

Общее звучание речи (просодическая сторона): Интонационный акпект высказывания доступен слабо.

Голос: Голос слабый, быстро истощающийся.

Дыхание: При речи вдох короткий и поверхностный, выдох слабый, прерывистый. Во время речи наблюдается некоторая невнятность.

Выразительность речи: речь невыразительная, неразборчивая, нечеткая

Темп: средний

Ритм: неправильное употребление пауз в речевом потоке

Дикция: нечеткая

Произношение звуков: множество искажений, замена и отсутствие звуков. 
Артикуляция смазанная, нечеткая.

Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры (сглаженность одной носогубной складки:

зажмуривает глаза

ослабление небного века

Голос: неразборчивый, тихий

Язык: неравномерность работы мышц.

Твердое небо: готическое

Мягкое небо: отклонение маленького язычка в здоровую сторону

Губы тонкие

Зубы редкие, отсутствие некоторых.

Прикус открытый боковой

Диагноз: ФФН. Дислалия

Дата обследования: 14.09.2008

 

Логопедическая карта обследования ребенка с нормальным речевым развитием

Протокол №3

Фамилия, имя ребенка Петров А.В.

Дата рождения 28.11.2004

Краткие анамнестические данные Наследственность не отягощена, беременность первая, протекание беременности нормальное, рост и вес соответствовали норме, грудное вскармливание

Неврологическая симптоматика отсутствие соматических заболеваний, заболеваний нервной системы, ушибов, травм головного мозга

Когда ребенок начал говорить в 2,2 месяца

Особенности строения речевого аппарата: лицо мимично, достаточно развит объем движений языка, губ, движения точные.

Состояние общего слуха: в норме.

Состояние фонематического слуха: достаточно сформирован звуковой анализ и фонематическое восприятие.

Общее звучание речи (просодическая сторона): удается производить эмоциональные, волевые и логические интонации.

Голос: при крике звонкий, при речи сильный, умеренный.

Дыхание: глубокое, синхронное.

Выразительность речи: речь выразительная, доступны различные интонации.

Темп: средний

Ритм: правильное употребление пауз в речевом потоке

Дикция: четкая.

Произношение звуков: норма.

Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры: без особых трудностей поднимает брови, поочередно зажмуривает глаз.

Голос: звонкий, умеренный, умение говорить шепотом.

Язык: равномерность работы мышц, способность к переключению и удержанию позы.

Твердое небо: нормальное.

Мягкое небо: нет расщелины

Губы тонкие

Зубы крупные

Прикус норма

Диагноз: речь в норме.

 

Приложение 2

Система коррекционной работы по развитию фонематических процессов

 

 


 



Информация о работе Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи