Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 22:02, отчет по практике
Краткое описание
Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия Практическая работа по оснащению логопедического кабинета пособиями по развитию речи по по заданию логопеда. Подготовка к проведению группового занятия Проведение группового занятия Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия
· Формирование речевого дыхания
при дифференциации видов вдоха и выдоха.
· Формирование длительного
ротового выдоха при реализации артикулем
гласных звуков (без включения голоса)
и фрикативных глухих согласных.
· Дифференциация короткого
и длительного ротового и носового выдоха
при формировании сонорных звуков и аффрикат.
· Формирование мягких звуков.
Л. И. Вансовская (1977) предложила
начинать устранение назализации не с
традиционного звука а, а с передних гласных
и и э, так как именно они позволяют фокусировать
выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе
ротовой полости и направлять язык к нижним
резцам. При этом усиливается четкость
кинестезии при соприкосновении с нижними
резцами; при произнесении звука и стенки
глотки и мягкое нёбо участвуют более
активно. От ребенка требуется произнесение
звуков негромким голосом, с несколько
выдвинутой вперед челюстью, с полуулыбкой,
с усиленным напряжением мягкого нёба
и глоточных мышц. После устранения назализации
гласных проводится работа над сонорами
(л, р), затем щелевыми и смычными согласными.
Эффективность логопедической
работы находится в тесной связи с анатомическим
и функциональным состоянием речевого
аппарата. Большое значение придается
также психофизическому состоянию ребенка,
его поведению и личности в целом.
Система коррекционной работы
по развитию фонетически правильной речи
может включать упражнения по следующим
разделам:
· развитие движений мягкого
нёба,
· устранение назального оттенка,
· постановка звуков,
· развитие фонематического
восприятия.
1. Большое внимание уделяется
массажу мягкого нёба для сглаживания
и большей эластичности послеоперационного
рубца.
Для массажа используется зонд
для звука с. Он обматывается чистой ватой
и осторожно двигается вперед-назад по
твердому нёбу. При поглаживании и растирании
слизистой оболочки на границе твердого
и мягкого нёба в поперечном направлении
возникает рефлекторное сокращение мышц
глотки и мягкого нёба. Также эффективен
массаж при произнесении звука а — в это
время производится легкий нажим на мягкое
нёбо. Полезно производить точечный и
толчкообразный массаж пальцем или языком.
Массаж должен продолжаться 1,5—2 минуты,
т. е. нужно произвести 40—60 быстрых ритмических
движений по нёбу (2 раза в день в течение
6—12 месяцев).
2. Работа по активизации мягкого
нёба. Для этого применяют следующие упражнения:
Гимнастика для нёба.
· Глотание воды маленькими
порциями, что вызывает наиболее высокое
поднятие мягкого нёба. При следующих
друг за другом глотательных движениях
удлиняется время удержания мягкого нёба
в поднятом положении. Детям предлагается
попить из маленького стаканчика или пузырька.
Можно капать на язык из пипетки по нескольку
капель воды.
· Позевывание при открытом
рте; имитация позевывания.
· Полоскание горла теплой водой
маленькими порциями.
· Покашливание, что вызывает
энергичное сокращение мышц валика Пассавана
(на задней стенке глотки). Валик Пассавана
может увеличиваться до 4—5 мм и в значительной
степени возмещает нёбно-глоточную недостаточность.
При покашливании происходит полный затвор
между носовой и ротовой полостью. Активные
движения нёба и задней стенки глотки
могут ощущаться детьми (рука прикасается
к гортани под подбородком и «чувствует»
подъем нёба). Произвольное покашливание
производится два-три раза или больше
на одном выдохе. В это время сохраняется
контакт нёба с задней стенкой глотки,
а воздушный поток направляется через
ротовую полость. Первое время рекомендуется
производить покашливание с высунутым
языком. Затем — покашливание с произвольными
паузами, во время которых от ребенка требуют
сохранить контакт нёба с задней стенкой
глотки. Постепенно ребенок приучается
активно поднимать его и направлять воздушную
струю через рот.
· Производится четкое энергичное
утрированное произнесение гласных звуков
(на твердой атаке) высоким тоном голоса.
При этом увеличивается резонанс в ротовой
полости и уменьшается носовой оттенок.
· Работа над дыханием является
необходимой для воспитания правильной
звучной речи, У детей с ринолалией очень
короткий неэкономный выдох, расходующийся
через рот и носовые ходы. Для воспитания
направленной ротовой воздушной струи
используются следующие упражнения: вдох
и выдох носом; вдох носом, выдох ртом;
вдох ртом, выдох носом; вдох и выдох ртом.
При систематическом выполнении этих
упражнений ребенок начинает ощущать
разницу в изменении фонации и учится
правильно направлять выдыхаемый воздух.
Это способствует также воспитанию правильных
кинестетических ощущений движения мягкого
нёба. При выполнении упражнений важно
постоянно контролировать ребенка, так
как ему трудно ощутить утечку воздуха
через носовые ходы. Используются различные
приемы контроля: приставляется зеркало
к носовым ходам, ватка, полоска тонкой
бумаги и т. п. Воспитанию правильной воздушной
струи способствуют упражнения с дутьем
на ватку, на полоску бумаги, на бумажные
игрушки и т. п.
· Одновременно осуществляется
цикл упражнений, основная цель которых
— нормализация речевой моторики. Повседневное
их применение устраняет высокий подъем
корня языка, недостаточную губную артикуляцию
и увеличивает подвижность кончика языка.
В связи с этим уменьшается чрезмерное
участие корня языка и гортани в произношении
звуков.
3. Гимнастика для губ и щек.
· Надувание обеих щек одновременно.
· Надувание щек попеременно.
· Втягивание щек в ротовую полость
между зубами.
· Сосательные движения — сомкнутые
губы вытягиваются вперед хоботком, затем
возвращаются в нормальное положение.
Челюсти при этом сомкнуты.
· Оскал: губы сильно растягиваются
в сторону, вверх, вниз, обнажая оба ряда
зубов. «Хоботок», с последующим оскалом
при сжатых челюстях. Оскал с раскрыванием
и закрыванием рта, с последующим смыканием
губ. Оскал при раскрытом рте, с последующим
закрыванием губами обоих рядов зубов
(л, б, м).
· Вытягивание губ широкой воронкой
при раскрытых челюстях.
· Вытягивание губ узкой воронкой
(имитация свиста). При широко раскрытых
челюстях губы втягиваются внутрь рта,
плотно прижимаясь к зубам.
· Поднимание плотно сжатых
губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях.
· Поднимание верхней губы —
обнажаются верхние зубы.
· Оттягивание вниз нижней губы
— обнажаются нижние зубы.
· Имитация полоскания зубов
(воздух сильно давит на губы).
· Вибрация губ.
· Движения губ хоботком влево-вправо.
· Вращательные движения губ
хоботком.
· Сильное надувание щек (губами
удерживается воздух в ротовой полости,
увеличивается внутриротовое давление).
· Удерживание губами карандаша
или стеклянной трубочки.
4. Гимнастика для языка.
· Высовывание языка лопатой,
жалом.
· Поочередное высовывание языка
распластанного и заостренного.
· Поворачивание сильно высунутого
языка вправо-влево.
· Поднимание и опускание задней
части языка — кончик языка упирается
в нижнюю десну, а корень языка то поднимается
вверх, то опускается вниз.
· Присасывание спинки языка
к нёбу сначала при закрытых челюстях,
а затем при открытых. Высунутый широкий
язык смыкается с верхней губой, а затем
втягивается в рот, касаясь спинкой верхних
зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх
у мягкого нёба.
· Присасывание языка к верхним
альвеолам с раскрыванием и закрыванием
рта.
· Проталкивание языка между
зубами, так что верхние резцы «скоблят»
спинку языка.
· Круговое облизывание кончиком
языка губ.
· Поднимание и опускание широко
высунутого языка к верхней и нижней губам
при раскрытом рте.
· Поочередное загибание кончика
языка жалом к носу и подбородку, верхней
и нижней губам, к верхним и нижним зубам,
к твердому нёбу и дну ротовой полости.
Кончик языка касается верхних и нижних
резцов при широко открытом рте.
· Высунутый язык удерживать
желобком, лодочкой, чашечкой.
· Язык в форме чашечки удерживать
внутри рта.
· Закусывание зубами боковых
краев языка. Упираясь боковыми краями
языка в боковые верхние зубы, при оскале
поднимать и опускать кончик языка, касаясь
им верхних и нижних десен. При том же положении
языка многократно барабанить кончиком
языка по верхним альвеолам (г-г-г-г).
· Проделать движения одно за
другим — язык жалом, чашечкой, вверх и
т. д.
Таким образом, воспитываются
движения, необходимые для правильного
произнесения звуков.
5. Проводятся голосовые
упражнения на гласных звуках.
Гласные звуки а, о, у, э ставятся
в первую очередь и затем регулярно (ежедневно)
включаются в упражнения. Гласные звуки
сначала артикулируются без голоса (беззвучно).
Это особенно полезно для детей, у которых
выражены компенсаторные дополнительные
движения лица (втягивание у крыльев носа).
Эти дети должны ежедневно заниматься
перед зеркалом беззвучной артикуляцией
гласных, а затем переходить к громкому
произнесению. Постепенно увеличивается
число повторений гласных на одном выдохе.
Следующий этап — отрывистое
четкое произнесение гласных по два и
три звука в разной последовательности.
Помимо артикуляционной тренировки, это
развивает удержание последовательности
звуков и овладение слоговой структурой
слова. Например: ао аоэ ау ауэ аэ эау и
т. ц. Затем от детей требуется произнесение
гласных с небольшими паузами, во время
которых должно сохраняться высокое положение
мягкого нёба. Паузы постепенно увеличиваются
от одной до трех секунд. Длительное слитное
произнесение гласных звуков. Воспитание
правильного звукопроизношения проводится
обычными коррекционными методами. Специфичным
является постоянный контроль за направлением
воздушной струи. В трудных случаях можно
применять временное зажимание носовых
ходов для более внятного и звучного произнесения
звука. Специфическим также является порядок
постановки звуков. Из согласных первым
вырабатывается звук ф — глухой фрикативный
звук, к произнесению которого легко перейти
от упражнений, связанных с продуванием
воздушной струи через рот. От ребенка
требуется осуществление длительного
правильного выдоха, во время которого
верхние зубы касаются нижней губы, получается
звук ф. Учащиеся упражняются в произнесении
звука изолированно (Ф—, ф—), в обратных
слогах (аф, эф, иф), затем в прямых слогах
(фа, фу, афа, афу).К артикуляции звука п
учащиеся подготовлены упражнениями по
надуванию щек, требующими хорошего нёбно-глоточного
затвора. Далее дети должны произвести
взрыв смычки губ для звука п. Если у них
не получается, тогда логопед размыкает
плотно сжатые губы ребенка, отодвигает
нижнюю губу вниз. Достаточный взрыв может
получиться только при отсутствии утечки
воздуха через носовые ходы, поэтому в
дальнейшем произнесение звука п может
применяться для тренировочных упражнений
по устранению назальности.
Производится четкое энергичное
утрированное произнесение гласных звуков
(на твердой атаке) высоким тоном голоса.
При этом увеличивается резонанс в ротовой
полости и уменьшается носовой оттенок.
Таким образом, устранение патологической
назализации голоса при ринолалии, несмотря
на многообразие применяемых приемов,
представляют известную трудность. Определяется
она в первую очередь тяжестью дефекта
и характером хирургического вмешательства,
которое не всегда достигает хорошего
анатомического и функционального эффекта.
Коррекционная работа требует воздействия
на всю систему голоса и речеобразования.
Игровой материал для коррекционной
работы по развитию речи
Игра 1. Жираф и мышонок.
Цель: формирование речевого
дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры:
Ребенок стоит выпрямившись,
затем встает на колени, поднимает руки
вверх, тянется и смотрит на руки - вдох
("У жирафа рост большой..."). Приседает,
обхватив руками колени и опустив голову,
- выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У
мышонка - маленький").
Потом ребенок идет и одновременно
произносит:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.
(Повторить 6-8 раз.)
Игра 2. "Лиса-Патрикеевна".
Цель: формирование правильной
артикуляции челюстей и около-ротовой
мускулатуры в покое.
Материал: доска ("мостик")
или широкая лента, маленькие сушки или
печенье.
Ход игры:
"Мостик"-доска лежит
на полу Ребенок идет по
мостику, открывает рот, высовывает
язык, на кончик которого ведущий
кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок
съедает печенье.
Игра 3. "Веселый попугайчик".
Цель: развитие звуко-фонематического
анализа, формирование чувства ритма,
развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ведущий проговаривает слоговые
ряды с отстукиванием или отхлопыванием
каждого слога. Ребенку говорят: "Ты
- веселый попугайчик, а попугайчики повторяют
каждое слово. Сможешь ли ты повторить
за мной и отстукать ребром ладони каждое
слово? Будь внимателен".
Ребенок и ведущий сидят друг
против друга за столом. По команде ребенок
начинает отстукивать и повторять слоги:
в) с наращиванием ряда - па -
па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па.
Необходимо следить за достижением координации
голоса и движений.
Игра 4. "Водичка".
Цель: развитие речевого дыхания
(произнесение звука на одном выдохе, протяжно),
формирование правильного произношения
звука С.
Материал: кран с водой, картинка
с изображением умывающихся детей.
Ход игры:
Взрослый открывает кран с водой
и обращает внимание ребенка на то, как
"поет" текущая из крана вода (с-с-с).
Затем показывает картинку с изображением
умывающихся детей и читает потешку: