Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 22:02, отчет по практике
Краткое описание
Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия Практическая работа по оснащению логопедического кабинета пособиями по развитию речи по по заданию логопеда. Подготовка к проведению группового занятия Проведение группового занятия Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия
Взрослый вместе с ребенком
повторяет потешку 3-4 раза и в заключение
игры предлагает ему "спеть" песенку
водички. Ребенок поет "длинную песенку",
т.е. произносит звук С протяжно.
Игра 5. "Капитаны".
Цель: развитие умения сочетать
произнесение звука с началом выдоха,
чередование длительного, плавного и сильного
выдоха; развитие умения длительно произносить
звук Ф на одном выдохе и многократно произносить
звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация
мышц губ.
Материал: таз с водой и бумажные
кораблики.
Ход игры:
На маленьком столе стоит таз
с водой, где плавает бумажный кораблик.
Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик,
произнося звук Ф или П.
Взрослый предлагает ребенку
покататься на кораблике из одного города
в другой, обозначив города значками на
краях таза.
Взрослый поясняет ребенку,
что, для того чтобы кораблик двигался,
нужно дуть на него не торопясь, сложив
губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно
дуть просто - вытягивая губы трубочкой,
но не надувая щеки. Кораблик при ровном
"ветре" двигается плавно и уверенно
плывет к цели.
"Но вот налетает
порывистый ветер, - говорит взрослый,
- он дует неровно: п-п-п. Ребенок
повторяет и стремится пригнать
кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы
при произнесении звука Ф ребенок не надувал
щеки; звук П произносил на одном выдохе
2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки.
Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе
поют:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони до
Волги-реки!
Игра 6. "Отбойный молоток".
Цель: формирование навыка правильной
артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой
области в стадии отправного толчка при
глотании.
Ход игры:
Ведущий говорит: "Вы, наверное,
видели отбойные молотки: ими работают
шахтеры и дорожные рабочие вскрывают
асфальт. Сейчас мы попробуем подражать
этому молотку. Для этого нужно долго-долго
произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать
это упражнение в течение 3-4-х минут.
Игра 7. "Часики".
Цель: формирование навыка правильной
артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой
области в стадии отправного толчка при
глотании.
Ход игры:
Ведущий говорит: "У часов
есть стрелки, которые все время ходят
по кругу. При этом часовая стрелка движется
очень медленно, минутная - побыстрее,
а секундная - бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться
ходить по кругу, как стрелки часов. Для
этого необходимо открыть рот и языком
по внутренним стенкам верхней и нижней
губы делать круговые движения слева направо
и наоборот".
Дети делают упражнения по команде:
"Как часовая стрелка - медленнее; как
минутная - быстрее; как секундная - еще
быстрее".
Ведущему необходимо следить,
чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя
челюсть оставалась неподвижной.
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи.
Методический материал
для воспитателей д/с.
Язык является средством общения
людей в силу своей материальной звуковой
природы. Усвоение звуковой системы речи
представляет собой ту основу, на которой
строится овладение языком как основным
средством общения.
В усвоение звуковой стороны
языка входят два взаимосвязанных процесса:
процесс развития произносительной стороны
речи и процесс развития восприятия звуков
речи.
Развитие произносительной
стороны речи берёт начало от первых голосовых
проявлений (крик и лепет). Однако средством
общения язык начинает служить с появления
первых слов (к одному году). К двум годам
произношение ещё несовершенно: нечётко
произносятся многие звуки, смягчаются
согласные звуки, неточно передаётся слоговая
структура слов. К трём годам сохраняется
несовершенство произнесения многосложных
слов, наблюдаются частые замены звуков,
сокращения слов, пропуски слогов. К четырем
годам почти исчезает общая картина смягчения
речи, появляются шипящие звуки, но ещё
часты замены (р-л, р-ч). удлиняется структура
многосложных слов. К пяти-шести годам
ребёнок должен правильно произносить
все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую
структуру слов.
Для полноценного усвоения звуковой
структуры речи большое значение имеет
фонематическое восприятие.
Раннее понимание ребёнком слов
и фраз, произносимых взрослым, строится
не на восприятии их фонематического состава,
а на улавливании общей ритмико-мелодической
структуры слова или фразы. Слово на этой
стадии воспринимается ребёнком как единый
нерасчленённый звук, обладающий определённой
ритмико-мелодической структурой. Период
дофонемного развития речи длится до одного
года, затем сменяется периодом фонематического
развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько
этапов развития языкового сознания детей:
от различия далёких друг от друга фонем
до формирования тонких и дифференцированных
звуковых образов слов.
Выделяют несколько уровней
фонематического развития детей. Первоначально
формируется фонематическое восприятие,
под которым понимается процесс узнавания
и различения звуков речи. При восприятии
речи слова не расчленяются, их звуковой
состав не осознаётся. Позднее дети овладевают
фонематическим анализом и синтезом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие
речи – это нарушение процессов формирования
произношения у детей с различными речевыми
расстройствами из-за дефектов восприятия
и произношения фонем.
Дети с ФФНР – это дети с ринолалией,
дизартрией, дислалией акустико-фонематической
и артикуляторно-фонематической формы.
Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис,
Г.А.Каше отводят большую роль формированию
фонематического восприятия, т.е. способности
воспринимать звуки речи (фонемы).
По данным Т.А.Ткаченко, развитие
фонематического восприятия положительно
влияет на формирование всей фонетической
стороны речи и слоговой структуры слов.
Несомненна связь в формировании
лексико-грамматических и фонематических
представлений. При специальной коррекционной
работе по развитию фонематического слуха
дети намного лучше воспринимают и различают
окончания слов, приставки в однокоренных
словах, общие суффиксы, предлоги, слова
сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности
фонематического восприятия невозможно
становление его высшей ступени - звукового
анализа. Звуковой анализ – это операция
мысленного разделения на составные элементы
(фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний
звуков, слогов и слов.
Р.Е.Левина писала, что «узловым
образованием, ключевым моментом в коррекции
речевого недоразвития является фонематическое
восприятие и звуковой анализ».
У детей с сочетанием нарушения
произношения и восприятия фонем отмечается
незаконченность процессов формирования
артикулирования и восприятия звуков,
отличающихся акустико-артикуляционными
признаками.
Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин,
Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при
нарушении артикуляции слышимого звука
может в разной степени ухудшаться и его
восприятие.
Уровень развития фонематического
слуха детей влияет на овладение звуковым
анализом. Степень недоразвития фонематического
восприятия может быть различна. Можно
выделить следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое
восприятие нарушено первично. Предпосылки
к овладению звуковым анализом и уровень
действий звукового анализа сформированы
недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое
восприятие нарушено вторично. Наблюдаются
нарушения речевых кинестезий вследствие
анатомических дефектов органов речи.
Нарушено нормальное слухопроизносительное
взаимодействие важнейший механизм развития
произношения.
Характер нарушенного звукопроизношения
у детей с ФФНР указывает на низкий уровень
развития фонематического восприятия.
Они испытывают трудности, когда им предлагают,
внимательно слушая, поднимать руку в
момент произнесения того или иного звука
или слога. Такие же трудности возникают
при повторении за логопедом слогов с
парными звуками, при самостоятельном
подборе слов, начинающихся на определённый
звук, при выделении начального звука
в слове, при подборе картинок на заданный
звук.
В фонетико-фонематическом недоразвитии
детей выявляется несколько состояний:
- трудности в анализе
нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции
неразличение звуков, относящихся
к разным фонетическим группам;
- невозможность определить
наличие и последовательность звуков
в слове.
Состояние звукопроизношения
этих детей характеризуется следующими
особенностями:
1. Отсутствие в речи тех или
иных звуков и замены звуков. Сложные по
артикуляции звуки заменяются простыми
по артикуляции, например: вместо [с], [ш]
- [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих;
свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются
звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука
или замена его другим по артикуляционному
признаку создаёт условия для смешения
соответствующих фонем. При смешении звуков,
близких артикуляционно или акустически,
у ребёнка формируется артикулема, но
сам процесс фонемообразования не заканчивается.
Трудности различения близких звуков,
принадлежащих разным фонетическим группам,
приводят к их смешению при чтении и на
письме. Количество неправильно употребляемых
в речи звуков может достигать большого
числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются
несформированными свистящие и шипящие
([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки
[л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными
глухими; недостаточно противопоставлены
пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует
согласный [й];гласный [ы].
2. Замены группы звуков диффузной
артикуляцией. Вместо двух или нескольких
артикуляционно близких звуков произносится
средний, неотчётливый звук, вместо [ш]
и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто
вроде смягчённого [ч].
Причинами таких замен является
недостаточная сформированность фонематического
слуха или его нарушения. Такие нарушения,
где одна фонема заменяется другой, что
ведёт к искажению смысла слова, называют
фонематическим.
3. Нестойкое употребление звуков
в речи. Некоторые звуки по инструкции
изолированно ребёнок произносит правильно,
но в речи они отсутствуют или заменяются
другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово
в разном контексте или при повторении
произносит различно. Бывает, что у ребёнка
звуки одной фонетической группы заменяются,
звуки другой - искажаются. Такие нарушения
называются фонетико-фонематическими.
4. Искажённое произношение одного
или нескольких звуков. Ребёнок может
искаженно произносить 2-4 звука или говорить
без дефектов, а на слух не различать большее
число звуков из разных групп. Относительное
благополучие звукопроизношения может
маскировать глубокое недоразвитие фонематических
процессов.
Причиной искажённого произношения
звуков обычно является недостаточная
сформированность артикуляционной моторики
или её нарушения. Это фонетическое нарушения,
которые не влияют на смысл слов.
Знание форм нарушения звукопроизношения
помогает определить методику работы
с детьми. При фонетических нарушениях
большое внимание уделяют развитию артикуляционного
аппарата, мелкой и общей моторики, при
фонематических нарушениях развитию фонематического
слуха.
При наличии большого количества
дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается
слоговая структура слова и произношение
слов со стечением согласных: вместо скатерть
– они говорят «катиль» или «катеть»,
вместо велосипед – «сипед».
Кроме перечисленных особенностей
произношения и фонематического восприятия
у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность
речи, нечеткая дикция, некоторая задержка
в формировании словаря и грамматического
строя речи (ошибки в падежных окончаниях,
употребление предлогов, согласовании
прилагательных и числительных с существительными).
Проявления речевого недоразвития
у данной группы детей выражены в большинстве
случаев не резко. И только при специальном
обследовании речи выявляются разнообразные
ошибки.
Система обучения детей дошкольного
возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения,
формирование фонематического восприятия,
подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше,
Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).
Коррекционное обучение также
предусматривает овладение ребёнком на
данном возрастном этапе определённым
кругом знаний об окружающем и соответствующим
объёмом словаря. Логопед и воспитатель,
осуществляя коррекционное обучение совместно,
должны учитывать закономерности процесса
овладения звуковой стороной речи в норме.
В коррекционном обучении можно
выделить три раздела:
I раздел работы – артикуляторный
(подготовительный) предполагает уточнение
артикуляторной основы сохранных и лёгких
в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы],
[м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`],
[ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях
развития фонематического восприятия
и звукового анализа. Эти звуки в речевом
потоке детьми произносятся неотчётливо,
с вялой артикуляцией, смешиваются между
собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями
отсутствующих звуков, что свидетельствует
о незавершенности процесса фонемообразования.
Занятия по уточнению артикуляции,
развитию фонематического восприятия
и подготовки детей к анализу и синтезу
звукового состава слова проводятся логопедом
на фронтальных занятиях и обязательно
на звуках, правильно произносимых всеми
детьми группы. Затем логопед в определённой
последовательности включает во фронтальные
занятия поставленные к этому времени
исправленные звуки.
II раздел работы – дифференцировачный,в
котором выделяются 2 этапа.
На первом этапе дифференциации
каждый правильно произносимый звук сравнивается
на слух со всеми артикуляционно или акустически
близкими звуками. Большое внимание уделяется
уточнению дифференциации гласных звуков,
от чёткости произношения которых, прежде
всего зависит внятность речи и анализ
звукослогового состава слова.