Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 22:02, отчет по практике
Краткое описание
Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия Практическая работа по оснащению логопедического кабинета пособиями по развитию речи по по заданию логопеда. Подготовка к проведению группового занятия Проведение группового занятия Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия
Кроме обязательных элементов
вводятся дополнительные:
· задания на развитие функции
языкового анализа и синтеза;
· подготовка к обучению грамоте;
· лексико-грамматические задания;
· физпаузы (взаимодействие
речи и движений);
· голосовые, дыхательные, мимические
упражнения;
· имитация движений и действий;
· творческие задания;
· словотворчество;
· упражнение на развитие познавательных
процессов;
· стихи, диалоги.
Данные элементы дополняют содержание
занятия и направлены на всестороннее
и гармоничное развитие ребёнка.
Релаксационные упражнения
помогают снять повышенное мышечное напряжение
у детей с дизартрией. Мимические упражнения
улучшают работу лицевых мышц, способствуют
подвижности артикуляционного аппарата.
Психофизическая гимнастика способствует
раскрепощению детей, проявлению своего
«я», развитию воображения, преодолению
двигательной неловкости.
Игровая форма сообщения темы
занятия не только пробуждает интерес
к занятию, но и направляется внимание
детей к изучаемому звуку, к повторению
пройденных звуков.
На этапе характеристики звуков
по артикуляционным и акустическим признакам
реализуются следующие задачи:
· уточняется артикуляция –
положение губ, языка, и зубов при произношении
изучаемого звука;
· уточняются акустические признаки
звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие
или звонкие); поётся или не поётся звук
(гласные или согласные), мягкость и твёрдость;
Для определения характеристики
звуков помогают «Девочки-звуки» (гласные),
«Мальчики-звуки» (согласные, в разных
костюмчиках, с колокольчиком и без него.).
Соответственно, «Девочки-звуки» в красных
костюмчиках с колокольчиком (гласный
звук, участвует в образовании голос).
«Мальчики-звуки» в синих костюмчиках
с колокольчиком (согласный звук, звонкий,
твёрдый), без колокольчика – согласный,
глухой, твёрдый. «Мальчики-звуки» в зелёных
костюмчиках с колокольчиком (согласный
звук, звонкий, мягкий), без колокольчика
– согласный, глухой, мягкий.
Для последовательного ответа
по определению характеристики используется
схема.
Одной задачей является развитие
слухоречевой памяти и фонематического
восприятия, мимики и просодических компонентов
речи (ритма, ударения и интонации). Произношение
слоговых рядов сочетается с развитием
интонационной выразительности речи и
мимики.
На этапе произношения звуков
в словах решаются следующие задачи:
· развитие фонематического
восприятия и фонематических представлений;
· уточнение и расширение лексического
запаса;
· овладение грамматическими
категориями словоизменения и словообразования,
постижение смысла и многозначности слов;
· развитие слухового внимания
и зрительной памяти;
· овладение простыми и сложными
видами звуко-слогового анализа и синтеза.
Для решения этих задач важен
принцип подбора речевого и наглядного
материала. Первый критерий подбора определяется
темой и сюжетом занятий, второй – поставленной
задачей. В работе по обогащению словаря
детей и развитию фонематического восприятия
использовались логопедом предметы, игрушки
и картинки.
Физминутка тесно связана с
темой занятия и является как бы переходным
мостиком к следующей части занятия. Основные
задачи физминутки – это:
· снять усталость и напряжение;
· внести эмоциональный заряд;
· совершенствовать общую моторику;
· вырабатывать четкие координированные
действия во взаимосвязи с речью.
Таким образом, наиболее приемлемой
формой организации занятия является
игровая и такая, в которой с минимальными
затратами решается более полный комплекс
задач.
На заключительной стадии занятия
подводятся итоги, т.е. определяется результативность.
Естественно, она не проводится в форме
«Это хорошо, а это плохо». Здесь присутствует
положительная эмоциональная оценка типа:
«Спасибо. Дети, вы меня очень
порадовали своими ответами! Мне было
очень приятно работать с вами. И жаль,
что занятие так быстро закончилось и
приходиться расставаться». При индививидуальной
оценке отмечается активность, удача,
пусть даже маленькая, или просто хорошее
настроение того или иного ребёнка. А реакция
на неудачи – пожелание ребёнку активно
работать и всё получится, поселить надежду
на успех в последующих занятиях, убедить,
что отчаиваться не стоит.
Для получения обратной связи,
логопед старалась узнать и оценку детьми
прошедшего занятия в ответах на вопросы:
«Что вам понравилось? Какие задания показались
вам интересными? Какое задание было самым
трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий
раз?»
Таким образом, можно сделать
следующие выводы:
· Логопед в ходе занятия достигла
поставленных целей,
· Прослеживается логическая
последовательность и взаимосвязь этапов
занятия, целесообразность распределения
времени между этапами занятия;
· Содержание занятия соответствует
требованию программы, прослеживается
воспитательная направленность;
· Логопед в ходе занятия была
эмоциональна, собрана, доброжелательно
настроена по отношению к детям, речь ясная,
точная, выразительная.
Фронтальное
занятие в средней группе
Тема: «Умный ёжик» (сюжет Н.Радлова)
Цель занятия: обучение детей
составлению связного рассказа по серии
картинок, изображающих основные моменты
сюжетного действия.
Основные задачи:
1. Развитие навыков анализа
наглядно изображенного сюжета, умений
воссоздавать сюжетную ситуацию на основе
сопоставления содержания отдельных картинок;
2. Развитие фразовой речи детей,
навыков составления распространенных
ответов на вопросы; использование фраз
из 3-6 слов при составлении рассказа и
др.;
3. Формирование навыков словоизменения
(в основном существительных);
4. Развитие воссоздающего и
творческого воображения у детей;
5. Формирование и развитие связной
речи в форме рассуждения.
Оборудование: 4 цветные картинки
среднего формата, наборное полотно или
демонстрационная доска.
О р г а н и з а ц и о н н а я ч а
с т ь. Подготовка детей к основной части
задания. Узнавание предмета по его описанию.
Детям предлагаются 2 загадки, связанные
с содержанием картинок серии; упражнение
на отгадывание загадок сопровождается
дополнительными вопросами педагога.
Загадка о яблоке: «Круглое,
румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые
и маленькие дети».
Вопросы:
Скажите, ребята, где растут
яблоки?
Как называется дерево, на котором
растут яблоки? (при повторении вопроса:
«Где растут яблоки?» - дается инструкция
отвечать полным ответом. По цепочке повторяется
словоформа «на яблоне».)
Загадка о ёжике: «под соснами,
под ёлками бежит клубок с иголками».
Педагог: «Кто скажет, где живёт
ёж?»
Р а з б о р с о д е р ж а н и я к
а р т и н о к .
Педагог: «Ребята, сегодня мы
будем рассматривать картинки, где изображен
случай, который произошёл с одним ёжиком».
Проводится разбор содержания
картин в вопросно-ответной форме.
В о п р о с ы к к а р т и н к а м.
1-я картинка
Что вы видите на этой картине?
Какие деревья здесь растут?
Как называется место, где растут
яблони?
(при затруднении дается
подсказка: «Это слово начинается
со звука С»).
Кто изображен на картинке?
При этом одновременно осуществляется
дифференциация вопросов с вопросительными
словами «кто» и «что».
Что делает ёжик? Что он делает
с яблоками?
Актуализируются слова: «собирает»,
«сгребает», «куча», «кучка». В случае
необходимости указанные слова воспроизводятся
по подсказу начального слога.
2-я картинка
Что сделал ёжик? Куда залез
ёжик? (на дерево?);
Где лежат яблоки? (под деревом);
Где сидит ёжик? (на дереве).
(Дети упражняются в
словоизменении на основе слов
«дерево» и «яблоня». Для закрепления
указанных словоформ используется
хоровое проговаривание и произнесение
слова по цепочке.)
3-я картинка
Что сделал ёжик? Как прыгнул
(упал) ёжик?
(Вводятся словоформы –
«на спину», «спиной вниз».)
Куда упал ёжик? (на яблоки).
4-я картинка
Что изображено на этой картинке?
Куда пошел ёжик?
(Вводятся слова «наколоты»,
«нанизаны», которые отрабатываются в
послоговом, а затем в слитном произнесении.)
В заключение даётся ряд общих
вопросов:
«Почему яблоки лежат на земле?»
(Внимание акцентируется на слове «созрели».)
Какое время года здесь изображено?
Когда созревают яблоки? (в конце лета,
в начале осени). Указанные словосочетания
закрепляются в развёрнутых фразах-ответах,
например:
Яблоки созревают в конце лета.
При работе с детьми более сильной
группы разбирается содержание 1, 2 и 4-ой
картинок.
Размещение картинок детьми
в нужной последовательности на наборном
полотне. Составление рассказа по цепочке
(по одному фрагменту каждым ребёнком).
Итог занятия.
Анализ логопедического занятия
Логопед: Гальцова С.А.
Воспитатель: Филькевич Н.В.
МДОУ д/с № 83
Этап работы:
Форма занятия: фронтальное
Тема: «Умный ежик»
Возраст детей: средний дошкольный
возраста
Анализирующий:
Цель посещения: наблюдение
и анализ проведения воспитателем фронтального
занятия по развитию речи.
Поставленные воспитателем
цели соответствуют особенностям учебного
материала. Воспитатель ставит перед собой
образовательные, воспитательные и развивающие
задачи. Отличительной особенностью фронтальных
занятий воспитателя в логопедической
группе является то, что, кроме обучающих,
развивающих, воспитательных задач, перед
ним стоят и коррекционные задачи.
Для достижения поставленных
задач воспитатель продумал тип занятия,
его структуру, логическую последовательность
и взаимосвязь этапов занятия.
Обращает на себя внимание индивидуальный
подход к детям. Индивидуальный подход
на занятиях способствует раскрытию индивидуальности
ребёнка, которая находит своё выражение
в характере мыслительных процессов, запоминания,
внимания, в проявлении инициативы, творчества,
в том, что при усвоении нового материала
каждый обнаруживает различные интересы
и по-разному использует свои знания.
Индивидуальными особенностями
детей воспитатель руководствоваться
при рассаживании их на занятиях, при определении
каждому места. При этом учитываются особенности
физического развития каждого ребенка,
своеобразие психического развития и
поведения. Если у ребёнка пониженный
слух или зрение, то такого ребенка воспитатель
посадил поближе. Постоянного внимания
воспитателя требуют и очень подвижные
дети, непоседы. Их тоже посадили поближе.
Недалеко от воспитателя были размещены
сидеть и тихие, пассивные, молчаливые
ребята. При рассаживании учитывались
также дружеские взаимоотношения детей,
но всё-таки в первую очередь педагог руководствовалась
педагогическими ценностями, подбирала
соседей, исходя из возможностей их благотворного
влияния друг на друга.
Индивидуальный подход на занятии
позволяет воспитателю исправить недостатки
речевого развития детей, способствует
усвоению лексических единиц родного
языка и повышению речевой активности
детей.
На занятии по развитию речи
педагог учитывает индивидуальный уровень
развития речи детей, возрастные, физиологические
и психологические особенности, поведенческие
особенности.
Воспитатель в ходе проведения
занятия учитывает, что активизация речевой
деятельности способствует умственному
развитию ребёнка, обогащению словарного
запаса, развитию речи, усвоению лексических
единиц родного языка, способствует развитию
воображения, мышления.
Именно для правильного произвольного
владения речью на занятии воспитатель
развивает активную речевую деятельность
у детей. А для этого создает положительное
отношение к учебной деятельности. Способом
создания такой положительной мотивации
является индивидуальный подход к каждому
ребёнку.
При организации фронтального
занятия по развитию у дошкольников использовался
комплексно-игровой метод. Для достижения
поставленных целей использовались разнообразные
методические приёмы, которые носят развивающий
характер.
Воспитатель проводит занятия
по развитию речи, ознакомлению с окружающим
(познавательному развитию) по особой
системе с учётом лексических тем; пополняет
и активизирует словарный запас детей,
используя для этого режимные моменты;
контролирует звукопроизношение и грамматическую
правильность речи детей в течение всего
времени общения с ними.
Воспитатель активно участвует
в коррекционном процессе, способствуя
устранению речевого дефекта и нормализации
психики проблемного ребёнка в целом.
В своей работе он руководствуется общедидактическими
принципами, при этом некоторые из них
наполняются новым содержанием. Это –
принципы системности и последовательности,
принцип индивидуального подхода.
Организация, формы работы и
привлекаемый педагогом материал соответствует
возрастным особенностям детей, возможностями
их речевого и общего психического развития.
Учитывая встречающуюся у детей
данной группы некоторую задержку лексико-грамматического
развития, в системе занятия воспитателем
предусматривались упражнения, направленные
на расширение и уточнение словаря и на
воспитание связной, грамматически правильной
речи.
Вопросы задавались педагогом
не только по содержанию рассказа, последовательности
событий, их причинно-следственной зависимости
и пр., но и предусматривали моделирование
каждого предложения, так как от структурного
построения вопроса зависит лексико-грамматическое
оформление каждой фразы рассказа. Очевидно,
что каждый из вопросов предусматривает
составление детьми своего, отличного
по сложности, количеству, порядку слов
и их связи варианта предложения.