Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка

Краткое описание

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]

Вложенные файлы: 5 файлов

Пособие Н.С.12.04.10.doc

— 1.52 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ДИДАКТИКЕ.doc

— 1.44 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Учебно-методические комплексы для ИИиПО.doc

— 959.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Теория обучения.Пед.технол..doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Современные модели организации  обучения.

Алгоритм деятельности учителя при подготовке к уроку. Способы конструирования уроков и их самоанализ.

 

 

Тема VIII. Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом

Взаимодействие субъектов  системы процесса обучения. Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения.

Психолого-педагогические концепции процесса обучения, разработанные  на основе теории управления и системного подхода: программированное обучение, теория формирования познавательного  интереса, проблемное обучение, теория поэтапного формирования умственных действий, развивающее обучение Л.В.Занкова, теория учебной деятельности; оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Понятие о педагогических технологиях, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Теоретические основы педагогических технологий. Основные характеристики современных педагогических технологий. Классификация, описание и анализ современных педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Технологии проектирования и освоения технологией. Технология педагогического корректирования и коррекция образовательного процесса. Технология контроля образовательного процесса.

 

Тема IX. Методы, формы контроля и оценки знаний. Характеристика результатов обучения. Технология контроля образовательного процесса

Контроль знаний. Сущность контроля. Виды контроля. Функции видов  контроля. Методы и формы контроля знаний. Оценка знаний школьников. Различные подходы к оценке знаний учащихся. Критерии оценки знаний. Обученность и обучаемость как результат обучения. Качество знаний. Технология их формирования. Технология контроля образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинарское занятие  №1.

 

Тема: Основные категории дидактики и ее задачи на современном этапе.

Основные понятия: образование, обучение, преподавание, учение, усвоение.

1. При подготовке к  занятию:

1. Повторить по курсу  истории педагогики понятия: образование,  обучение, воспитание, развитие, преподавание, обучение.

2. Выписать из Закона  об образовании РФ формулировки  основных категорий.

3. Изучить статью Лернера  И.Я «Зачем учителю дидактика?».  – Народное образование, 1990, №12, с.74-83.

Составить подробный  конспект по следующим проблемам:

А) содержание образования, его компоненты;

Б) способы усвоения содержания образования;

В) методы обучения и соотнесение  с компонентами содержания образования;

Г) обучение: воспитывающее  и развивающее.

2. Вопросы для обсуждения:

1. Происхождение и  развитие дидактики.

2. Дидактика как система.

3. Основные дидактические  понятия.

4. Обучение и развитие.

5. Обучение и воспитание.

3. Выполнение заданий:

Задание 1. На основе рекомендованной  литературы для СРС составить  модель соотношения дидактических  категорий. Обоснуйте свой подход к  составлению модели.

Задание 2. Выделить из составленной модели теоретические и прикладные аспекты дидактики. На основе этого сформулировать основные задачи дидактики.

4. Выпустить с подготовленным  сообщением о месте и значении  дидактики в практической деятельности  учителя.

Литература:

1. Лернер И.Я. Зачем  учителю дидактика // Народное образование, - 1990, №12, с.74-83.

2. Дидактика средней  школы // Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982, с.3-15.

3. Закон об образовании  РФ.

4. Андреев В.И. Педагогика  творческого саморазвития. Казань, 1996, с.23-33.

5. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского, М., 1988.

6. Хуторской А.В. Современная  дидактика. М., 2001, с.25-35.

7. Хрестоматия по теории  обучения и педагогическим технологиям  / Сост. Н.С.Сытина. Уфа, 2003.

 

 

Семинарское занятие  №2.

 

Тема: Теоретическое  обоснование модели структуры педагогического процесса.

 

Основные понятия: обучение, процесс обучения, теоретическая модель; структура, элемент (компонент) структуры.

 

1. Изучить рекомендованную  литературу и ответить на вопросы:

1. Понятие о сущности  процесса обучения. Обоснование его целостности.

2. Компоненты процесса  обучения.

3. Модель структуры  процесса обучения. Анализ закономерных  связей компонентов обучения.

4. Цель как системообразующий  элемент процесса обучения.

2. Практическое задание.

        1. На основе модели выявите и сформулируйте некоторые закономерности обучения.
        2. Решите задачи (по выбору) из раздела «Сущность процесса обучения» Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М., 1986, № 32, 33, 41.

 

Литература:

1. Теоретические основы  процесса обучения в советской  школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М., Педагогика, 1989, Гл. 13, с.53-97.

2. Педагогика / Под ред  Ю.К.Бабанского. М., 1988, с.345-349.

3. Бондарь В.И. У  правленческая деятельность директора  школы: дидактический аспект. –  Киев, 1987, с.64-68.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989, с.14-45.

5. Володарская Н.А., Митина  Л.М. Проблема целей обучения  в современной педагогике. М., 1989.

6. Матьяш О.И. Учебно-воспитательные  цели в современной английской  педагогике //Советская педагогика, 1984, №5.

7. Хрестоматия по теории  обучения и педагогическим технологиям  / Сост. – Н.С.Сытина. Уфа, 2003.

8. Шиянов Е.Н., Котован  Н.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999, с.12-20.

 

 

Семинарское занятие  №3.

Тема: Сущность современного содержания образования  
и перспективы его развития.

Основные понятия: содержание образования, формальное образование, материальное образование, политехническое образование, профессиональное образование, базовое образование, базисный учебный план, государственный образовательный стандарт, умение и навыки, общеучебные умения и навыки.

1. Ответьте на вопросы  и выполните задания для самопроверки, рекомендованные И.Ф.Харламовым  в учебнике «Педагогика». М., 2001, с.147; Педагогика / Под ред. С.А.Смирнова, 2002, с.243.

2. Вопросы для обсуждения:

1. Понятие содержания  образования и его сущность.

2. Структура и компоненты  содержания образования.

3. Принципы отбора  и построения содержания образования.

4. Государственные образовательные  программы и стандарты.

5. Базисный учебный план и его структура.

6. Характеристика направлений  модернизации образования.

7. Профильное обучение: определение, сущность, основные  направления

3. Составит таблицу,  включающую в себя компоненты  содержания образования, функции  компонентов, способы усвоения компонентов содержания.

 

Компоненты содержания образования

Функции компонентов  в социальной литературе и формирование личности

Способы усвоения

 
     

Далее заполняется по мере изучения дидактики


 

4. Практическая работа по изучению и анализу базисного учебного плана.

Литература:

1. Теоретические основы  общего среднего образования  / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера.  – М., 1983. Гл.5  1,2; Гл.6   1; Гл.7   1,2; Гл.8  4,5; Гл.9   1; Гл.10   1,2.

2. Лернер И.Я. Зачем  учителю дидактика? – Народное образование, М., 1990, «12.

3. Лернер И.Я. Качества  знаний. Какими они должны быть? – М., 1978.

4. Бабанский Ю.К. Рациональная  организация учебного труда школьника.  Избр. педагогические труды. –  М., 1986, с.325-380.

5. Сластенин В.А. и  др. Педагогика. – М., 1998, с.139-153.

6. Асмолов А.Г. Стратегия  развития вариативного образования:  мифы и реальность. - Магистр, 1998, №1.

7. Моисеев А. Многообразие  школы «+» и «-«. – Народное  образование, 1997, №4.

8. Концепция Модернизации  образования РФ. – Народное образование, 2002, №4.

9. Концепция профильного  обучения.

 

 

 

Семинарское занятие  №4.

 

Тема: Методы и  организационные формы обучения. Технология их выбора.

 

Основные понятия: метод, прием, средство обучения, организационная форма обучения, форма организации обучения, .

 

1. Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о методе  обучения. Взаимосвязь приемов и  методов обучения.

  1. Классификация методов обучения.
  2. Пути и условия оптимального выбора методов обучения.

4. Урок как основная  организационная форма обучения. Типы и структура       урока.

5. Требование к современному  уроку.

6. Другие организационные  формы обучения.

7. Подготовка учителя  к уроку.

8. Особенности организационных  форм обучения в различных  типах школ.

  1. Обоснуйте и определите связи и отношения методов обучения, организационных форм  в целостной системе процесса обучения.

 

2. Практическая работа.

1. Завершить работу  по составлению таблицы (семинарское  занятие №2) по определению системы  методов обучения, реализующих различные  компоненты содержания образования.

2. На материале конкретного урока  покажите пути активизации учащихся  в процессе использования различных  методов обучения.

3. Покажите на примере  своего предмета как можно  использовать в комплексе разнообразные  методы обучения.

 

3. Рекомендации по  технологии выбора методов обучения и организационных форм обучения составьте по итогам занятия.

 

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Методы  обучения в современной общеобразовательной  школе. – М., 1985.

2. Лернер И.Я. Дидактические  основы методов обучения. – М., 1984.

3. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2002, с.300-327.

4. Хрестоматия по теории  обучения и педагогическим технологиям  / Сост. – Н.С.Сытина, Уфа, 2003.

 

 

Семинарское занятие  № 5.

Концепции развивающего обучения и их технологии

Основные понятия: педагогическая технология.

При подготовке к занятию.

1. Повторить тему «Сущность  педагогического взаимодействия. Управление  процессом обучения. Психолого-педагогические  концепции обучения и технологии  управления процессом обучения»  и основные понятия: учебная  деятельность; учебное действие; мотивация учения; моделирование; ориентировочная основа деятельности; наблюдение; мышление; практические действия.

2. Вопросы для обсуждения

1. Социально-педагогическая  необходимость развития дидактических  концепций;

2. Теоретическое обоснование концепций развивающего обучения;

3.  Концепция поэтапного  формирования умственных действий;

4. Концепции развивающего  обучения Л.В. Занкова, ее сущность  и принципы.

  5.  Технологии обучения: понятие, сущность, классификации.

  6.  Личностно-ориентированные технологии обучения.

  7.  Предметно-ориентированные  технологии обучения.

  8. Психолого-педагогические  условия конструирования технологий  обучения

 

3. Практическая работа. Проведение сопоставительно-сравнительного анализа педагогических технологий по требованиям к управлению процессом обучения.

Литература:

 

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В.  Дидактические  и психологические 

    основания  образовательной технологии.- М.,2003.

2.  Гальперин П.Я.  Методы обучения и умственного  развития. – М., 1985.

3. Давыдов В.В. Развивающее  обучение. – М., 1985.

4. Занков Л.В. Дидактика  и жизнь. – М., 1968.

5. Колеченко И.К.Энциклопедия  педагогических технологий.- СПб.,2001.

6.  Новые педагогические и  информационные технологии. / Под  ред. 

    Е.Полат.- М.,2000.

7. Селевко В.Г. Современные  образовательные технологии.- М.,1998.

8. Талызина Н.Ф. Теоретические  проблемы программированного обучения. – М., 1970.

9. Чернилевский Д.В. Дидактические  технологии в высшей школе.- М.,2002.

  10. Шамова Т.И и  др. Управление образовательными системами.- М.,2002.

   

 

Семинарское занятие  № 6.

Методы, формы  контроля и оценки знаний. Технология формирования качеств знаний.

 

Основные понятия: контроль, оценка, обученность, обучаемость, качества знаний, зона актуального развития, зона ближайшего развития.

 

  1. Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика различных  подходов, существующих в отечественной  теории и практике обучения  к оценке знаний школьников.

       2. Контроль  в структуре учебной деятельности. Методы и формы контроля.

3. Характеристика результатов обучения.

 

  1. Выполнение заданий:

Задание 1.Изучить предлагаемую литературу:

1. Полонский В.М. Оценка  знаний школьников. – М., 1981.

               2. Качество знаний учащихся и  пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.М., Краевского В.В. – М., 1976.

                  3.    Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная  основа педагогического процесса. – М., 1984.

 

УМК по ОСПП (юриспруденция-2012).doc

— 586.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Педагогика как наука